
Том 2. 1999–... 2022
.pdf

ОТТЕНКИ ГРЯЗНОГО. ГРОМКИЕ СУДЕБНЫЕ
ПРОЦЕССЫ ВТОРОЙ ВОЙНЫ
Вторая война в Чечне ознаменовалась рядом резонансных уголовных дел против российских военных. Эти дела и стоящие за ними тра гедии интересны и сами по себе, и как характерные примеры ситу аций, в которых могли оказаться солдаты и офицеры. Чечня стала тяжким испытанием — для армии, для судебной системы, для пси хики и морали самих бойцов.
Дело Буданова
Суд над Юрием Будановым стал первым из громких дел подобного рода. На скамье подсудимых оказался не простой солдат, не обычный уголовник, а полковник, воевавший долго и успешно, имеющий награды и ранения. Обвинение тоже не укладывалось в обычные рамки: офи церу вменяли изнасилование и убийство юной девушки. Эта история привела и к новым смертям. Ультраправые радикалы убили адвоката потерпевших вместе со случайно оказавшейся рядом журналисткой, а некоторое время спустя жертвой убийцы пал и сам Буданов.
За эти годы полковник стал иконой для одной части общества и вопло щением кошмара и ужаса для другой.
До марта 2000 года Буданов уже обращал на себя внимание — именно в качестве боевого командира. Он командовал 160-м танковым пол ком и в составе группировки Шаманова «Запад» участвовал в кам пании 1999/2000 года. Наиболее известным сражением с его уча стием была серия столкновений под Дуба-Юртом (так называемые «Волчьи ворота» у входа в Аргунское ущелье) в декабре 1999 - январе 2000-го. В кульминационный момент Буданов использовал свои танки для поддержки подчинённого ему разведбата,что хорошо повлияло на ход и исход боя. Вообще, полк Буданова страдал от обыч ного некомплекта и насчитывал куда меньше людей и техники, чем полагалось по штату, однако воевал в целом успешно.
Впоследствии сторонники Буданова сделали из него эпического героя, с противоположной стороны его объявляли ничтожеством.
264 |
ГЛАВА 7. БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК |
Если говорить о его чисто военных способностях, мы видим адекватного, решительного командира, выполняв шего боевые задачи при острой нехватке ресурсов. Потери будановского полка были ощутимыми, но не выходящими за рамки — 16 погибших в ходе кампании1.
В марте 2000-го 160-й танковый полк располагался у села Танги, в пред горьях к юго-западу от Грозного. Вечером 26 числа командир полка Юрий Буданов и его начштаба Иван Фёдоров приехали на позиции подчинённой разведроты возле Танги. Ротой командовал старший лейтенант Роман Багреев. Оба старших офицера были в этот момент сильно пьяны. Фёдоров решил проверить боеготовность роты и прика зал обстрелять Танги. Багреев отказался выполнять приказ, не вызван ный боевой обстановкой. Буданов и Фёдоров в ответ избили Багреева ногами, связали и бросили в яму, где тот просидел до утра.
Из показаний солдата Ивана Макаршанова:
«...По команде командира полка личный состав комендантского взвода связал командира разве дроты. Багреев, командир разве
дроты, лежал на земле. Буданов и Фёдоров нанесли Багрееву по телу не менее трёх ударов ногами каждый, всё происходило очень быстро. После этого Багреева поме стили в яму — так называемый „зиндан". Через некоторое время, когда уже стемнело, услышал крики, стоны и вышел из палатки. Увидел, что в яме, куда поместили Багреева, находятся Буданов и Фёдоров. Фёдоров нано сил удары по лицу Багреева. Буданов нахо дился рядом»2.
1 В прессе, особенно сетевой, можно встретить тезис о потере Будановым лишь одного человека, но это не так: на памятнике погибшим солдатам пол ка перечислены 16 бойцов, http://safe-rgs.ru/162-vechnaya-slava-pavshim- tankistam-160-tankovogo-polka.html
7 Цитируются материалы уголовного дела по: https://novayagazeta.ru/ articles/2001/04/02/12005-odin-den-polkovnika-budanova
ОТТЕНКИ ГРЯЗНОГО. ГРОМКИЕ СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВТОРОЙ ВОЙНЫ 265
Роман Багреев нашёл в себе достаточно мужества, чтобы не выпол нять неадекватный приказ, который мог привести к гибели случай ных людей — несмотря на то что его непосредственные командиры откровенно безумствовали. Героем в глазах широкой обществен ности этот человек в итоге не стал, хотя в ту ночь он-то и проявил и рассудительность, и храбрость.
После этого Буданов выехал в Танги на БМП, сказав экипажу, что едет задерживать снайпершу. Танги нельзя было назвать спокойным местом, но стычки тогда не случилось. В доме мнимой снайперши оружия не обнаружилось, зато нашлось несколько гражданских,
восновном несовершеннолетних. Старшую, восемнадцатилетнюю Эльзу Кунгаеву, командир полка приказал увезти. Девушку поместили
ввагончик, где жил сам Буданов. Он остался с Кунгаевой, а затем вызвал солдат и велел им закопать мёртвое тело задушенной Эльзы.
О случившемся сообщили наверх, и наутро за Будановым приехал генерал Герасимов, и. о. командующего Западной группировкой. Начальник штаба полка Фёдоров поднял в ружьё солдат, те окру жили полковника. Отдавая Герасимову пистолет, Буданов выстрелил в землю. Однако запала хватило ненадолго. В тот же день полковник написал заявление о явке с повинной.
Дальше начался долгий и запутанный судебный процесс. Сначала Буданову инкриминировали не только убийство, но и изнасилова ние. Изнасилование он отвергал, доказать его обвинению не удалось. Правда, так и не было найдено внятного объяснения одной детали.
Всвидетельских показаниях и акте судебно-медицинской экспер тизы 124-й лаборатории указано, что труп Эльзы Кунгаевой был обнажённым — и в вагончике, откуда солдаты забрали тело для похо рон, и в яме, откуда труп выкопали для экспертизы. Тем не менее суд определил, что изнасилования не было.
Вделе остаются и другие вопросы. Например, разбирательство сильно затянули попытки выяснить психическое состояние полков ника. В июле 2001-го Буданова направили на обследование в инсти тут Сербского. Там он прошёл первую из целой серии экспертизу разных специалистов. Первый диагноз звучит так:
266 |
ГЛАВА 7 БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК |
Органическое поражение головного мозга травматического генеза с психопатизацией личности, сочетаю щееся с посттравматическим стрес
совым расстройством, состояние неустойчи вой компенсации1.
Все эксперты сошлись на том, что у Буданова тяжёлое психиче ское расстройство. Спор начался вокруг вопроса о его вменяемо сти. Человек подлежит уголовной ответственности в случае, если он вменяем, то есть в состоянии осознавать обстановку и руко водить своими действиями. Это не исключает психических рас стройств как таковых, но не каждое расстройство делает чело века невменяемым.
Мнения специалистов принципиально расходились. Одна из экс пертиз признала Буданова невменяемым в момент совершения убийства. Другая — ограниченно вменяемым, совершившим убий ство в состоянии аффекта. Обвинение настаивало на применении статьи 22 УК, описывающей уголовную ответственность лиц с пси хическим расстройством, не исключающим вменяемости.
Ещё один серьёзный вопрос — была ли погибшая девушка снайпершей. Никаких доказательств этого предположения представлено не было. Характерные признаки работы со снайперской винтов кой — запах, следы от приклада на плече и др. — у Эльзы отсутство вали. О причастности жертвы или её матери к вооружённым фор мированиям известно только со слов самого Буданова. Уже потом, во время следствия и на суде, возникли новые подробности — пол ковник говорил, что Кунгаева попыталась забрать у него пистолет и обещала расправиться с его семьёй. Но и об этом известно только со слов подсудимого, причём версия с пистолетом и угрозами поя вилась поздно, на первых допросах Буданов ни о чём подобном не упоминал. Вообще, от допроса к допросу показания полковника становились всё более странными, и в конце концов он начал при писывать Эльзе Кунгаевой самые витиеватые оскорбления и угрозы. Обещания же найти вещественные доказательства^ частности фото графию Кунгаевых с оружием, повисли в воздухе.
http://milprob.паrod.ru/4.Об.02novisv92-l.htm
ОТТЕНКИ ГРЯЗНОГО ГРОМКИЕ СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВТОРОЙ ВОЙНЫ 267
Менялась и личность предполагаемой снайперши — то сама Эльза, то её мать. Уже на суде солдаты, участвовавшие в набеге на Танги, показали, что в дороге Буданов называл снайпершей именно стар шую Кунгаеву. То же самое он написал в явке с повинной и говорил на первом допросе. То есть, согласно первым показаниям, Буданов задушил дочь предполагаемой снайперши, а не её саму. При этом, возможно, полковник действительно верил, что едет ловить снай пера. На дом Кунгаевых указал (опять-таки со слов самого Буданова) некий местный житель. Причём произошло это так: чеченца пой мали с приличным арсеналом, и тот в обмен на свободу согласился показать дома, где живут боевики. Какие именно дома он отметил, проверить теперь невозможно. Заметим только, что выдача лич ного врага за врага государства — старый как мир сюжет. Однако личность информатора не установлена, что вызывает сомнения в самом его существовании.
Судя по материалам дела, Буданов действительно верил в то, что говорил. Характерна его реплика, когда тело Эльзы выносили из кунга1: «Это тебе, сука чеховская, за погибших ребят»2. Легко себе представить, как разви
вались события: убеждённость в том,что все чеченцы одним миром мазаны, отказ девушки отвечать (скорее всего, она просто не могла ничего ответить), алкоголь в крови, убийство.
Самый странный эпизод связан с фотографиями погибшей девушки. Известно только одно прижизненное фото Эльзы и одно посмерт ное. Единственная фотография живой Эльзы, которую Виса Кунгаев демонстрировал, и фото тела, сделанное экспертами, явно различа ются, причём на прижизненной фотографии женщина явно старше заявленных 18 лет. Внятного объяснения эта ситуация не получила.
25 июля 2003 года Буданова признали виновным в превышении слу жебных полномочий, похищении человека и убийстве. Он получил 10 лет тюрьмы с лишением званий и наград. В конце 2008-го полковник вышел на свободу досрочно, но отсидев почти весь назначенный срок с учётом времени, проведённого в СИЗО. За несколько лет до того
Кунг — «кузов универсальный», по простоте и распространенности такие часто
использовались военными в качестве бытовки, временного жилья и т. д.
^ https://www.коштегsant.ru/doc/356939
268 |
ГЛАВА 7. БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК |
Буданов превратился в любимый объект для пламенных обвинений Кадырова-младшего. Тот говорил, например,
такое: «Если это [помилование Буданова] произойдёт,
мы найдём возможность воздать ему по заслугам»1.
Цепочка убийств в связи с делом Буданова продолжалась. В январе 2009 года был убит адвокат семьи Кунгаевых Станислав Маркелов. Вместе с ним погибла гражданская активистка Анастасия Бабурова. В убийстве обвинили Никиту Тихонова и Евгению Хасис — участников ультрапра вой экстремистской организации БОРН. Правда, прямой связи с делом Буданова не обнаружилось. Летом 201Тго самого Буданова застрелили на улице в Москве. В 2013 году в соответствии с вердиктом присяжных в этом убийстве был признан виновным чеченец Юсуп Темерханов,чей отец погиб в ходе боевых действий. Темерханов получил 15 лет лише ния свободы и пять лет спустя умер в заключении.
Фигура полковника до сих пор остаётся спорной для российского общества. Между тем, если отрешиться от эмоций, в сухом остатке мы видим следующее. Буданов совершил преступление — в том смысле, который предусмотрен Уголовным кодексом. То, что он сде лал с Кунгаевой, на любом языке и с любой точки зрения называется убийством. Он убил не мужчину, и убил не в бою. Действия полков ника в мартовскую ночь 2000 года дискредитируют его и как офи цера. Неадекватные приказы, избиение собственного офицера, выезд в Танги на единственной БМП без инструктажа и плана. Наконец, стрельба при генерале Герасимове. Судя по всему, именно сопут ствующие обстоятельства и привели к тому, что дело не оказалось аккуратно заметено под коврик, а получило широкую огласку, увен чалось уголовным делом и длительным сроком заключения.
Следует также напомнить, что суд вправе руководствоваться при выне сении приговора только Уголовным кодексом и материалами дела. С учётом обстоятельств, приговор Буданову для такой категории дел вполне типичен. Суд не вправе мыслить категориями политической целесообразности, как её ни понимай, и с учётом колоссального давления на суд со всех сторон приговор можно признать логич ным и обоснованным.
https://iz.ru/news/294312
ОТТЕНКИ ГРЯЗНОГО. ГРОМКИЕ СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВТОРОЙ ВОЙНЫ 269
Есть и другая сторона дела, о которой не нужно забывать. Буданов не родился преступником, и его биография до той роковой ночи — это жизнь хорошего, честного солдата. Семья, карьера, опыт, хорошие профессиональные качества — всё говорило о том, что на скамье подсудимых оказался человек, известный до своего преступле ния не как маньяк и асоциальный тип, а нормальный член обще ства и боевой офицер. Характерно, что даже избитый им Багреев на суде заявил, что Буданов показал себя на войне грамотным и достойным командиром.
Увы, к концу марта 2000 года полковник был тяжело болен. Ему ещё до убийства требовалась не новая звезда на погоны, а пси хотерапевт, чтобы не сказать психиатр. Война всегда оказывает разрушительное влияние на психику. Буданов же успел получить за время службы не просто ранения, а серьёзные черепно-мозговые травмы. Тем более что партизанская война сама по себе провоци рует нервные срывы, да и легко доступный алкоголь не добавляет психического здоровья.
СитУаЦия>когда обезумевший от войны, крови, травм и спирта ветеран калечит и убивает окружающих или самого себя, — кошмарна, но типична. Удивительно, что этого пред почли не заметить ни обвинители, ни люди, пытавшиеся
оправдать и прославить полковника. Кстати, впоследствии Фёдор Кондратьев, эксперт института Сербского, сделавший вывод о невменя емости полковника, настаивал, что его заключение было правильным1.
В деле Буданова и убийствах, последовавших за ним, осталось очень много неясностей крайне скверного свойства. Вряд ли их удастся полностью разрешить. Ключевые участники жуткой истории марта 2000 года мертвы, и полковника судит теперь другая инстанция. Не дающая отчётов.
Дело Ульмана
Если в деле Буданова речь идёт о безумии,то история Ульмана имеет иную природу. Операции спецназа имеют свою специфику и при водят к своим коллизиям.
http://www.pravmir.ru/ekspert-po-prestupnym-dusham/
270 |
ГЛАВА 7. БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК |
11 января 2002 года восточнее Шатоя группа специального назначения ГРУ под командой капитана Эдуарда Ульмана устроила засаду на отряд Хаттаба. В какой-то момент прямо на них на большой скорости выехал уазик. Бойцы Ульмана
попытались остановить машину, но водитель дал по газам. Ульман среагировал естественным образом: по уазику открыли огонь, убив одного пассажира, ранив другого и подстрелив водителя. Никаких вопросов к капитану нет — не мог же он отпустить подозрительную машину просто так. Собственно, стрелять в такой ситуации не сразу на поражение, а сперва предупредить — уже царский подарок1.
Обыскав машину, спецназовцы оружия не нашли. В живых осталось пятеро пассажиров. Солдаты отвели их в сторону, оказали раненым медицинскую помощь, капитан доложил наверх о случившемся. Важный нюанс: Ульман не просто сообщил об инциденте, а запро сил эвакуацию пострадавших и продиктовал в центр паспортные данные задержанных людей2.
Из штаба группу перевели «в режим блокпоста», и некоторое время отряд Ульмана стоял у дороги, пропуская другие машины. Через несколько часов, уже вечером, оперативный дежурный майор Перелевский по рации объявил: «У тебя шесть „двухсо тых"». То есть убитых.
Ульман отреагировал, как любой нормальный человек. Услышав эту фразу, он сначала решил, что неверно интерпретировал при каз. Ульман передаёт: «Я не понял, повтори» — и слышит в ответ: «Повторяю: у тебя шесть „двухсотых"». Изумлённый капитан спра шивает: «Я не понял, мне что, всех их убить?!» — «Да»3.
Последние реплики слышали в эфире все солдаты группы. |
Pflli |
рую нет возможности3. |
|
Сомнений после этого не осталось: капитан решил, что |
|
захватил разведгруппу противника, эвакуировать кото |
|
Об обстоятельствах захвата машины: |
|
http://www.newsгu .com/russia/21dec2006/ulmann.html |
|
О событиях на дороге в этот день: «Дело Ульмана» , «Спецназ |
ГРУ-2» |
http://zavtra.ru/blogs/2006-05-1752 |
|
ОТТЕНКИ ГРЯЗНОГО ГРОМКИЕ СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВТОРОЙ ВОЙНЫ 271