Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Учебный год 2024 / GIA_konsolidirovannaya_versia.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
586.87 Кб
Скачать

28. «Мегасайенс» и «крупные исследовательские инфраструктуры» как правовые категории. Государственные стратегии развития исследовательских инфраструктур.

Изначально под термином мегасайенс подразумевались масштабные, дорогостоящие научные инфраструктуры, с обязательным участием государства, по мере ослабевания политической конкуренции, использование термина было расширено до международного сотрудничества групп ученых и государств.

Наиболее распространенной юридической категорией, корреспондирующей мегасайенс в официальных документах, служит выражение «крупные исследовательские инфраструктуры».

Четвериков - «как бы не определялись объекты мегасайенс в законах и подзаконных актах той или иной страны, очевидно одно: во всех случаях речь идет о дорогих и технически сложных установках, требующих существенных финансовых и интеллектуальных вложений со стороны государства и его научного сообщества».

С учетом проведенного анализа мирового опыта государств мы предлагаем внести в будущий федеральный закон РФ "О науке" категорию крупная исследовательская инфраструктура.

Чем дальше наука продвигается к уяснению фундаментальных законов природы и их практическому (прикладному) использованию в интересах человека и общества, тем сложнее и затратнее становится процесс получения новых знаний. Прежде всего, это относится к крупномасштабным научным проектам, рассчитанным на достижение прорывных открытий, таким как обнаружение ранее не известных частиц материи с помощью «Большого адронного коллайдера (LHC)» в Европе, познание феномена всемирного тяготения в «Лазерной интерферометрической обсерватории гравитационных волн (LIGO)»2 в США или нейтронные исследования посредством «Научно-исследовательского реакторного комплекса ПИК», строящегося в России.

Вместе взятые указанные проекты, точнее, лежащие в их основе сооружения, приборы и иную инфраструктуру, сегодня принято обозначать словом «мегасайенс», т.е. большая наука. Как важное явление общественной жизни, мегасайенс постепенно проникает и в юридическую терминологию разных стран,— пока, главным образом, на уровне стратегий, дорожных карт и аналогичных документов, принимаемых органами государственного управления наукой, т.е. подзаконных актов. При этом в некоторых странах приняты стратегии, специально посвященные развитию именно мегасайенс (например, в Нидерландах и Чехии).

Наиболее распространенной юридической категорией, корреспондирующей мегасайенс в официальных документах, служит выражение «крупные исследовательские инфраструктуры», воспринятое и в России (в процитированной выше Стратегии научно-технологического развития 2016 г.). Также можно встретить обозначения «крупномасштабные научные инфраструктуры»

От греч. megas — мега (большой) и англ. science — сайенс (наука). В российском научном лексиконе в аналогичном значении также используются термины «меганаука", «мегапроекты" и «мегаустановки".

Во Франции установки мегасайенс официально квалифицируют как «очень крупные исследовательские инфраструктуры», кратко TGIR7, в Австралии — как «знаковые исследовательские инфраструктуры», в дословном переводе: инфраструктуры, «являющиеся вехой» в развитии научных исследований.

В чем выражается крупный/крупномасштабный/очень крупный/знаковый характер объектов мегасайенс, отличающий их от прочих исследовательских инфраструктур (научных установок)? Речь идет, прежде всего, о значительных масштабах подобных объектов — причем не только исходя из их размеров (обычно больших и очень больших), но и с точки зрения трудоемкости их создания, сложности эксплуатации, а также, что особенно важно для государства, величины требуемых для этого бюджетных инвестиций. Другими критериями служат новаторский характер объектов мегасайенс, ожидаемые от них существенные продвижения в научном познании и, отсюда, их повышенная значимость для общества в целом.

Так, согласно Национальной дорожной карте в отношении крупномасштабной научной инфраструктуры Нидерландов, принятой в 2016 г. Нидерландской организацией по научным исследованиям (приложение 2 «Определение крупномасштабной научной инфраструктуры»), подобная инфраструктура включает в себя «значительное научное оборудование или значительные коллекции инструментов <...> и любую другую уникальную инфраструктуру, которая имеет критическое значение для достижения превосходного качества исследований и инноваций»

В Румынии крупной исследовательской инфраструктурой признаются «установки, оборудование или инструменты, которые имеют особо большие размеры или сложность ввиду расходов на их закупки, эксплуатацию, содержание и/или предоставление доступа пользователям и которые обеспечивают научному сообществу существенные условия как для фундаментальных, так и для прикладных исследований» (Отчет Румынского комитета по исследовательским инфраструктурам об исследовательских инфраструктурах в Румынии 2007 г.)

В Чехии для признания научной установки в качестве крупной исследовательской инфраструктуры принимаются во внимание не только ее уникальность, масштабность, затратность, но и официальное признание в таком качестве со стороны чешского правительства, а также открытость доступа к инфраструктуре для представителей иных научных организаций помимо той, где она создана.

Согласно утвержденной министерством образования, науки и спорта этой страны Дорожной карте крупных инфраструктур для исследований, экспериментальных разработок и инноваций Чешской Республики на 2016-2022 гг. крупная инфраструктура представляет собой «уникальную исследовательскую установку, включая ее приобретение, связанные с этим инвестиционные расходы и расходы по обеспечению ее функционирования, которая имеет существенное значение для всесторонних исследований и разработок с серьезными финансовыми и технологическими потребностями, которая одобрена правительством Чешской Республики и создана одной исследовательской организацией для использования другими исследовательскими организациями».

Министерством науки Черногории предпринята попытка охарактеризовать особенности объектов мегасайенс на фоне их менее крупных аналогов. В этой связи принятая им Дорожная карта исследовательских инфраструктур Черногории на 2015-2020 гг. содержит определение не только крупных, но и средних и малых исследовательских инфраструктур.

Крупными исследовательскими инфраструктурами в Черногории считаются те, которые позволяют осуществлять «любые виды исследовательской деятельности в индивидуальных исследовательских процессах в рамках научной сферы соответствующей исследовательской инфраструктуры и при этом функционируют как подразделения со своей собственной административной структурой». Средние исследовательские инфраструктуры обеспечивают возможность осуществлять только отдельные «этапы исследовательского процесса» либо предназначены для «включения в крупные исследовательские инфраструктуры в качестве составной части». Наконец, малые исследовательские инфраструктуры обеспечивают такую возможность лишь для «индивидуальных задач в рамках исследовательских процессов».

Как бы ни определялись объекты мегасайенс в законах и подзаконных актах той или иной страны, очевидно одно: во всех

случаях речь идет о дорогих и технически сложных установках, требующих существенных финансовых и интеллектуальных вложений со стороны государства и его научного сообщества. При этом чем крупнее проект мегасайенс, тем больше вероятность, что государство окажется не в состоянии реализовать его в одиночку.

Итак, феномен мегасайенс — пожалуй, как никакое другое явление современной научно-технологической жизни,— подталкивает государства к объединению усилий, к взаимной интеграции.

Россия.

В соответствии с Федеральным законом «О науке и научно-технической политике» от 12 июля 1996 г. (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г.), который в ближайшее время планируется заменить новым законодательным актом, центр коллективного пользования научным оборудованием представляет собой «структурное подразделение (совокупность структурных подразделений), которое создано научной организацией и (или) образовательной организацией, располагает научным и (или) технологическим оборудованием, квалифицированным персоналом и обеспечивает в интересах третьих лиц выполнение работ или оказание услуг для проведения научных исследований, а также осуществление экспериментальных обработок».

Если будет принято решение о строительстве новых международных установок мегасайенс на территории России или о преобразовании российских установок в международные, для зарубежных партнеров вряд ли окажется привлекательной введенная в 2015 г. в российское законодательство о науке специфическая правовая конструкция «центр коллективного пользования научным оборудованием»48, куда могут включаться «уникальные научные установки», в том числе класса мегасайенс. Не имеющие статуса самостоятельного юридического лица, названные центры и установки остаются подразделениями (оборудованием) российских научных или образовательных организаций, а иностранные партнеры, в том числе готовые вкладывать финансовые средства в российскую науку, получают к ним доступ лишь в качестве третьих лиц.

В соответствии с Федеральным законом 1996 г. уникальная научная установка представляет собой «комплекс научного оборудования, функционирующий как единое целое и созданный научной и (или) образовательной организацией в целях получения научных результатов, достижение которых невозможно при использовании другого оборудования». Из процитированного определения следует, что понятие «уникальная научная установка» в Федеральном законе 1996 г. де-юре не идентично понятию «крупная исследовательская инфраструктура», использованному в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.: первая не обязательно должна быть крупномасштабной и дорогостоящей, а вторая — уникальной, не имеющей аналогов. Де-факто, однако, понятием уникальных научных установок сегодня в России охватываются преимущественно крупные исследовательские инфраструктуры. Сведения о центрах коллективного пользования и уникальных научных установках, включая крупные исследовательские инфраструктуры, публикуются на официальном Интернет-портале www.ckp-rf.ru. Общие требования и правила в отношении их функционирования предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. №429 «О требованиях к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, и правилах их функционирования».

Среди российских правовых конструкций более понятными, предсказуемыми и удобными для иностранных партнеров и инвесторов по проектам мегасайенс могли бы оказаться традиционные организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц, в частности, известная во всем мире форма фондов.

Напротив, самая распространенная во всех странах форма общества (компании) с ограниченной ответственностью, с использованием которой, как было показано выше, в зарубежной Европе и США реализуются многие международные проекты в сфере мегасайенс, в России зарезервирована исключительно для коммерческих организаций, преследующих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» Гражданского кодекса Российской Федерации). В отличие, например, от Германии, создание «общественно полезных» обществ с ограниченной ответственностью в нашей стране не предусмотрено.

В целях создания благоприятных правовых условий для размещения на территории России международных установок мегасайенс также уместно задействовать интеграционные механизмы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе творчески используя опыт ЕС.