Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_3_Osnovania_ideologii_belorusskogo_gosudarstva.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
22.12.2023
Размер:
148.48 Кб
Скачать

Лекция 2.

Основания идеологии белорусского государства

1. Основания идеологии белорусского государства.

2. Предмет идеологии белорусского государства.

3. Политические идеологии в постсоветской Беларуси (изучается студентами самостоятельно).

Актуализация проблемного поля темы

В переломные моменты человеческой истории и культуры, связан­ные с круше­нием кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск фило­софской мысли по реше­нию на­сущных проблем, обоснованию новых ми­ровоззренческих и идео­логических ориенти­ров и ценностей, стратегии развития, национальной идеи, способной объеди­нить обще­ство.

Без новых идей невозможно появление новых социальных отношений и приоритет­ных ценностей, ибо как показывает история, прежде чем осуществляются перевороты в социальной жизни, экономике, необхо­димы радикальные пе­ревороты в сознании людей. Напомним, что буржуазные ре­волюции в свое время были подготов­лены просветите­лями.

Чем динамичнее жизнь, тем большая необходимость возни­кает в нестандартных, убедительных идеях, тем больше вектор философских размыш­лений обращен в будущее.

Сего­дня мы все чаще «вопрошаем» наше будущее. Кри­зис идеалов вызывает необ­хо­димость переосмысления традиционных ценностей, по­иска новых значимых для чело­века идеалов. В периоды, когда, говоря словами Гамле­та, «распалась связь времен», начи­нается трагическое, тревожное сущест­вование для человека и чело­вечества, возникает бы­тие «на переломе».

Фи­лософия нужна там и то­гда, отмечает академик Российской Акаде­мии наук B.C. Степин, где и когда происхо­дят ради­кальные изменения самой куль­туры. В эти эпохи она демонстрирует свою практическую значимость.

Сейчас человечество переживает именно такую эпоху, ко­гда ломаются все базисные ценности техногенной ци­вилизации, которая поро­дила глобаль­ный кризис. Это происходит прямо на наших гла­зах: возникает об­щество ги­гантских рисков и идет поиск новых путей цивилизационного развития.

Нужна новая программа человеческой жизнедеятельности, которая бы за­ложила фундамент буду­щей культурной традиции. Речь идет о поиске но­вого типа цивили­зацион­ного развития, то ли путем конвергенции традици­онного и техногенного общества, то ли будет най­ден иной путь. Это пока еще не ясно. Бурно проте­кающий технологический про­гресс выдвигает много новых проблем, которые предстоит еще осмыслить.

Поиск новой идеологии и системы мировоззренческих идей идет на фоне не­бывалых событий мировой цивилизации. Перед современным бе­ло­русским об­щест­вом и человечеством в целом стоят проблемы, требую­щие философского осмысле­ния для их разрешения:

1). Проблема выживаемости в ядерный век. До создания мощного атом­ного средства уничтожения люди были убеждены, что человечество в целом бессмертно. Можно уничтожить памятники и другие достижения человече­ской культуры, но че­ловечество бессмертно. Когда в августе 1945 г. на япон­ские города были сброшены первые атомные бомбы, нача­лась принципиально новая эра мировой истории, ибо обозначилась реаль­ная опасность для даль­нейшего существования человечества. С этого мо­мента человечество стало смертным, оно как бы уравнялось в своем стату­се с отдельным индивидом - простым смертным, чья земная жизнь огра­ничена опреде­ленными времен­ными рамками. Ядерное оружие наряду с другими глобальными опасно­стями, ставит под угрозу выживаемость человечества. Стало ясно, что все другие проблемы имеют смысл лишь по­стольку, поскольку остается шанс на разре­шение основной- проблемы выживания, сохранения целостности чело­вечества. На­ряду с расширением возможностей человека, совершенствова­нием предметного мира стала очевидной истина о смертности человечества, если не будут найдены ме­ханизмы сдерживания его агрессивных устремле­ний. Еще в 1919 г. Поль Валери пи­сал: «Мы, цивилизации, мы знаем отныне, что смертны,.. что видимая земля обра­зована из пепла и что пепел значим... Необычайный трепет пробежал по мозгу Ев­ропы. Всеми мыслительными сплетениями она ощутила, что ей грозит потеря само­сознания — того само­сознания, ко­торое было приобретено веками». Еще никогда в истории буду­щее так не зависело от настоящего. Человечество стало смертным и даже, как говорил булгаковский Воланд, «внезапно смертным», ибо всеобщая ги­бель может наступить как результат случайности, опасности, злого умысла обезу­мев­ших изуверов. Главенствующей установкой постклассического мышления в со­ответствии с этим является установка не на преобразование окружаю­щего мира, а на выживание человечества.

2). Проблема экологической выживаемости человечества, ибо, начи­ная с эпохи Про­свещения, быстро развивающаяся техногенная цивилиза­ция поста­вила человечество на грань жизни и смерти. С возникновением мощного тех­нологического давления на биосферу искусственная среда, требует все больше вещества природы для своего воспроизводства.

3). Проблема сохранения целостности личности. Усиленные темпы раз­вития со­временной цивилизации привели к процессу отчуждения соз­давае­мых ею социаль­ных структур. Цивилизация взорвала такие традиционные структуры, как транс­ляция вечных ценностей от отцов и дедов (ценность труда, живой контроль обще­ства за нравственным поведением человека г. т.д.). Человек включен во многие сис­темы социальных отно­шений. Возни­кает своего рода расщепление личности. Чело­век становится ч часто средст­вом, а не целью. Постоянные погружения человека в разные социальные от­ношения, где от него требуется выполнение соответствую­щих ролей, приводят к постоянным стрессам. Приспособление к условиям современной со­циальной организации возможно, поэтому лишь в порядке сложных манипуляций над своим сознанием.

4) Проблема коммуникативного единства человечества, необходи­мости форми­рования идеалов открытости, диалога между различными на­родами и ре­лигиями, не си­лового решения возникающих конфликтов.

5) Обоснование фундаментальных приоритетов, национальной само­иден­тифика­ции, системы объединяющих белорусский народ идей и исто­рического выбора собст­венного пути развития Беларуси.

Эти проблемы требуют новых мировоззренческих и идеологических под­ходов в отношении к миру в целом, к человеку и к человечеству, ради­кальных изменений в познавательном отношении человека в различных сферах куль­туры.

Так, чтобы решить проблему экологической выживаемо­сти, нужны обнов­ленные мировоззренческие ус­тановки по отношению к природе и обращение к национальным традициям бережного отношения к природному миру. Необхо­димо понять, что природа не мастерская, не кла­довая с безграничными ресур­сами, а красивый, но очень хрупкий храм. Нужна не парадигма насилия над природой, а гармонии и диалога с ней, понимания ее, и, в це­лом Универсума, Космоса.

Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет ре­шить про­блему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для ус­пешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, тер­пимость, толерантность, согласие, которые и обеспечат формиро­вание новых миро­воззренческих и идеологических структур. Познавательное отношение современного человека к исследова­нию таких сложных объектов, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии и т.п., в которые включен сам человек, нуж­да­ется в пересмотре традиционного тезиса об «этической нейтральности» научного по­знания. В иерархии ценностей, к ко­торым, несомненно, отно­сится научная истина, равноценно с ней должны вы­ступать и такие ценно­сти, как благо человека и человече­ства в их единстве и взаимодействии.

Обоснование новых мировоззренческих ценностей особенно в пере­лом­ные мо­менты является одной из задач современной философии, поли­тологии и других соци­ально-гуманитарных дисциплин.

Современное белорусское общество нуждается в консолидирующей сис­тема­тизированной системе идей, сплачивающих различные слои насе­ления, оп­ределяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, опре­деленный образ жизни, их соци­аль­ную активность.

Вопрос 1.

Основания идеологии белорусского государства.

Концептуальные основания идеологии белорусского государства

  1. идеология государственности данного народа (10)

  2. история государственности (10)

  3. национальная идея (10)

1.) Как уже отмечалось, составной частью государственной идеологии является идеология государственности данного народа.

Это — систематизированная на основе определенно­го подхода сумма идей и представлений, выработанных данным народом относительно истоков и становления своей государственности, особенностей устройства институтов го­сударственной власти, направлений, целей и задач дальней­шего развития данного государства, способов и форм его вза­имодействия с другими государствами.

Во-первых: содержание идеоло­гии государственности как части политической идеологии также функционально зависит от интересов той социальной общности — в данном случае речь идет об отдельной на­ции,— которую эта идеология обслуживает.

Иными словами, идеология государственности данного народа призвана вы­полнять функцию идейного обоснования и обеспечения инте­ресов народа как общности, как субъекта политики.

Во-вторых: государственность любого народа, ее представления о своем прошлом, настоящем и будущем во все времена являлись предметом идейного противоборства. Особенно остро это проявлялось в переломные моменты истории народов. Дан­ный вопрос в полной мере завладел и белорусским общест­вом и уже более десяти лет находится в центре острейших общественных дискуссий.

Важное значение придается следующим вопросам.

1. Имеет ли идея белорусской государственности общероссийские корни, т. е. входили ли существовавшие до XIII века на территории, составляющей нынешнюю Беларусь, государственные образования (зем­ли-княжества) в состав Древнерусского государства, каковы истори­ческие границы их развития?

2. Имеет ли историческое и юридическое право Республика Бела­русь считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)?

3. Сохранил ли белорусский народ формы своей государственной жизни в составе Речи Посполитой (XVII-XVIII вв.) и какое значение для становления и развития идеи белорусской государственности име­ло включение Беларуси в состав Речи Посполитой?

4. Имеет ли положительное историческое значение вхождение Бе­ларуси в состав Российского государства, следовательно, сказалось ли это вхождение в состав России, а затем и в Советский Союз на станов­лении и развитии государственности белорусского народа?

Разумеется, разные политические силы стремятся дать на эти воп­росы свой ответ, чтобы обосновать предлагаемые ими альтернативы го­сударственного строительства и государственной политики на совре­менном этапе истории белорусского народа.

Каждый социальный субъект, занимающий главенствующие позиции в обществе, стремится переделать государственные институты таким образом, чтобы они в максимальной мере отвечали задачам реализации его инте­ресов.

Идеология государственности также служит обоснованию целесообразности таких «переделок» либо, наоборот, Необходимости укрепления существующих государственных институтов. Этим же целям служит и интерпретация прош­лого государственности данного народа.

2.) История государственности народа или, что практичес­ки то же самое, история государства и права определенной страны — есть результат научного познания одной из сторон прошлого данного народа, а именно государственно-право­вых форм его жизни в их конкретности и хронологической последовательности от древности до современной эпохи.

Эта научная дисциплина является органической частью общей истории страны, она акцентирует внимание на зарождении и развитии форм и принципов организации ее населения как общности.

Как известно, к своему нынешнему политическому бытию белорусы продвигались чрезвычайно сложными путями.

Истоки белорусского этноса и его государственности большин­ство историков связывают с существованием в IX—XIII вв. па территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, ряда славянских земель-княжеств, которые входили в состав Ки­евской Руси.

В летописях, в частности, упоминаются такие княжества, как Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Оршанское, Друцкое, Лукомльское, Мстиславльское, Изяславское, Логойское, Слуцкое, Новогрудское, Несвижское, Пинское, Соломерецкое, Мозырьское, Клецкое, Пересопецкое, Свислочское, Степанское, Борисовское. См.: Живописная Россия: Отечество наше в его зем., ист., плем., экон] и быт. значении: Литовское и белорусское. Полесье. Мн., 1993. С. 290.

Среди них своим значением выделялись Полоцкое и Туровское княжест­ва, о которых наиболее подробно говорится и в исторической литературе.

См.: Загарульский Э.М. Заходняя Русь: IX—XIII стст. Мн., 1998.

Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество, которое подчинило своей власти ряд мелких земель.

Как следует из анализа исторических источников, Полоцкое княжество имело все основные признаки, присущие государственным образованиям, в частности:

  • верховную власть в лице князя,

  • войско,

  • административно-тер­риториальную структуру.

См.: Дмитрачков П. О зарождении и развитии государственности на белорусских землях// Белорус, думка. 2001. Ms4. С. 105.

Оно смогло упрочниться настолько, что было в состоянии вести междоусобную борьбу даже с такими мощными соседями, как Новгородское и Киевское княжества.

Дальнейший путь белорусов к своей нынешней госу­дарственности пролегал через вхождение упомянутых выше земель после распада Древнерусского государства в состав:

  1. Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, которое обычно сокращенно называется Великим княжес­твом Литовским, ВКЛ (XIII—XVI вв.),

  2. Речи Посполитой (1569—1795 гг.),

  3. Российской империи (с конца XVIII в.),

  4. провозглашение Белорусской Народной Республики (25 марта 1918 г.),

  5. создание Социалистической Советской Республики Белоруссии, ССРБ

(1 января 1919 г.),

  1. Социалистической Советской Республики Литвы и Белоруссии, ССРЛиБ, или Литбел (февраль 1919 г.),

  2. вторичное образование ССРБ (31 июля 1920 г., с 1922 г.- БССР в составе СССР)

  3. и, наконец — принятие Декларации о государственном суверенитете БССР (27 июля 1990 г.), объявление политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР (25 августа 1991 г.) и принятие решения впредь именовать белорусское государство «Республика Беларусь», а в сокращенном виде — «Беларусь» (19 сентября 1991 г.).

Между идеологией государственности и историей госу­дарственности народа существует прямая связь.

История го­сударственности того или иного народа, как и его общая история, не есть «строгая наука»; она есть типичная гумани­тарная область знания, содержание которой неразрывно связано с мировоззренческими установками познающего субъекта.

В зависимости от того, кем и в каких условиях написа­на история государственности данного народа, заведомо бу­дут получены различные результаты с несовпадающими и выводами и оценками.

К вопросу о происхождении названия «Беларусь»

Необходимо заметить, что территория формирования белорусского этнокультурного комплекса была несколько шире, нежели географические пределы нынешней Беларуси.

В прошлом территория расселения белорусов была известна под разными названиями. Название же «Белая Русь» появи­лось в период нахождения белорусских земель в составе Ве­ликого княжества Литовского и стало употребляться не позднее XIII в. для обозначения земель Подвинья и Верхне­го Поднепровья (Витебщина и северо-восток Могилевщины)1.

Территория Гродненщины (исключая ее южную часть), западная часть Минских и Витебских земель в исторических источниках назывались «Черной Русью», а южная лесис­то-болотистая равнина — «Полесьем».

Происхождение названия «Полесье» не вызывает раз­ногласий. Что же касается названий «Белая Русь» и «Чер­ная Русь», то в разных источниках их происхождение трактуется по-разному.

Так,

  • русский митрополит и писа­тель Макарий (1482—1563) название «Белая Русь» объяс­няет красотой земли,

  • немецкий дипломат С. Герберштейн (1486—1566) — множеством снега,

  • русский государствен­ный деятель и историк В.Татищев (1686—1750) — вольным и независимым положением,

  • русский историк М. Любавский (1860—1936) — независимостью от татаро-монголов,

  • белорусско-русский филолог-славист и писатель М. Янчук (1859—1921) — светлопигментированным и светлооким ант­ропологическим типом жителей.