Добавил:
Меня зовут Катунин Виктор, на данный момент являюсь абитуриентом в СГЭУ, пытаюсь рассортировать все файлы СГЭУ, преобразовать, улучшить и добавить что-то от себя Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебные пособия по ОРГ / book_191_Moscow_2023-text

.pdf
Скачиваний:
91
Добавлен:
21.12.2023
Размер:
12.07 Mб
Скачать

Характерно, что правовое, рационалистическое понимание свободы сопрягалось с нравственным и даже религиозным содержанием.

УжевXI–XVII вв.этиценностисоставлялизначительнуючастьидейнополитического дискурса России. В тот исторический период в их основе лежало глубокое религиозное чувство, ведь по вере людей того времени «свобода» и «правда» являлись божественными установлениями, а задачей государства в таком случае становилось их сбережение и строгое следование им.

На протяжении многих веков, с древности до XVIII в., «свобода» понималась прежде всего в значении «избавление (освобождение) от чеголибо». Изучение различных древнерусских текстов приводит к выводу, что в тот период в значении «избавление (освобождение) от чего-либо» «свобода» представала в трех смыслах: христианская свобода от греха (свобода от гнева Божьего, греха и смерти); свобода от бедствий (группа, включающая болезни, войны, плен, притеснения и т. д.); свобода от обязанностей (свобода от дел, налоговиличнаясвободавкачествесоциальногоположения).Приэтомоколо трети всех упоминаний «свободы» в древнерусских источниках занимает именно «христианская свобода», что, возможно, помогает лучше понять взаимосвязь между политической свободой (независимостью) и свободой от греха, на которую указывали авторы времен ордынского ига и эпохи Смуты. Таким образом, в XI–XVII вв. понятие «свобода», несомненно, было связано с политической независимостью государства или народа, однако очень часто встречается понимание свободы как христианского дара, во многом напоминающее понимание свободы как благодати и спасения. Понятие «свобода» наполняется христианским пониманием свободы от смерти, от греха и Божьего гнева, таким образом определяя и необходимую практику осуществления самой свободы. Так, в сочинении русского книжника Иакова-

мниха «Память и похвала князю русскому Владимиру» (середина XI в.) при описании крещения Руси прямо говорится, что князь «…и весь дом свой святым крещением просветил, и освободил каждую душу, и мужского пола, и

291

женского, крещением святым», отчего и весь русский народ получил «христианскую свободу».

«Правда» — одно из самых сложных понятий русской культуры, давно попавшее в поле зрения исследователей. В разных этимологических словарях русского языка насчитывается до 18 значений этого слова! Но одно несомненно — понятие «правда» («справедливость»), которое в современной науке или редуцируется до узкого понимания как права или справедливости, или распадается на значительное количество автономных понятий, в русской мыслительной традиции XI–XVII вв. определялось именно христианским содержанием.Являясьатрибутомвластныхотношений,«правда»темнеменее выводилась за пределы человеческого измерения, а ее носителем считался не абстрактный или конкретный князь, не светский или духовный правитель, но сам Господь Бог. И частная жизнь, и государственное управление, подчиняясь требованиям «правды», приводят к соблюдению на земле божественных установлений и спасению как отдельного человека, так и целого народа. Однако, имея своим источником Божью волю, правда в понимании людей русского Средневековья становилась важнейшим условием благоденственного существования государства. Как писал русский мыслитель XVI в. Федор Иванович Карпов, «правда» (в значении «справедливость») «необходима во всяком государственном деле и царстве к укреплению царства, согласно которой каждому человеку причитается заслуженное им, свято и праведно живется, тогда похвала терпения будет не нужна». Примечательно, что в русских источниках встречается еще один аспект правды-справедливости — справедливостьисторическая.В царскойграмотек датскомукоролюХристиануIVот18февраля1620г.царьМихаилФедорович Романов предлагает «рубежъ учинити по правде, какъ изстари достойно». Таким образом, порядок, установленный традицией и обычаем, а также предыдущими крестными целованиями, фактически клятвами перед Богом, тоже является правдой.

292

Под влиянием западноевропейской традиции начиная с XVIII в. в русских сочинениях постепенно происходит переход от традиционных понятий, в том числе от понятия «правда», к таким понятиям, как «справедливость». Однако «правда» не исчезает вовсе из общественнополитического дискурса XVIII в., но используется в основном в художественной литературе, прежде всего в поэзии, и в сочинениях русских православных подвижников. С XIX в. понятие «правда» употреблялось в своем сущностном значении гораздо реже, чем в предыдущие века, но все равно сохраняет важное аксиологическое значение в отечественной интеллектуальной традиции и представляет собой сложный нравственносоциальный идейный комплекс. «Правда» как социально-политическое понятие совмещает как ценности и смыслы православного праведного образа жизни каждого отдельного человека, так и принципы и цели истинного справедливого общественного и государственного устройства.

Всвою очередь понятие «справедливость» в русских социальнополитических сочинениях XVIII в. напрямую связывается с понятием «общая польза», при этом справедливость гарантируется нахождением у власти законного монарха с неограниченной, абсолютной властью. Однако появившиеся в этот период в России мыслители радикальнопросветительского направления (например, Александр Николаевич Радищев) утверждали, что природа справедливости обеспечивается за счет сохранения равенства прав у всех граждан. Спецификой отечественного идейнополитического дискурса является то, что понятие справедливости неразрывно связано как с личностью, так и с обществом и государством, получая нравственное обоснование необходимости следования этому принципу каждым прежде всего во имя общего и затем как следствие во имя собственного блага.

ВмировоззрениичеловекаXIX в.ужевполнеприжилисьиобосновались рационалистические трактовки прав и свобод человека, воспринятые еще от эпохи Просвещения, как фундаментальные для основания желательного

293

общественного устройства. Классическое понимание свободы как правового положения граждан в государстве выразил, например, общественный деятель и публицист Виктор Александрович Гольцев (1850–1906): «Свобода личности вделеверы,мыслиислова,еенеприкосновенностьприответственностиперед законом, судом и общественным мнением — вот главное основание, на котором должно покоиться правильное общественное устройство. Ответственность перед законом всех без изъятия носителей власти, как правительственных, так и общественных, при возможности для каждого обиженного искать перед независимым судом восстановления своего нарушенного права — вот надежное средство для охранения свободы и правильного развития личности».

Однако многие авторы неоднозначно относились к свободе, ставя под сомнениеееаприорнуюценностькакдляличности,такидлягосударства.Так,

например, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889) указывал на то, что свобода в общественной дискуссии выступает не столько как содержательноепонятие,сколькокакнекиерамкидействия,азначит,служить целью сама по себе она не может. Об опасности вольной трактовки свободы предупреждалимногиемыслители,посколькуоничуткоуловили,чтопонятие свободы очень часто означает не столько независимость, сколько произвол. Это прекрасно иллюстрирует известныйафоризм историка В. О. Ключевского: «Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести».

Подобные рассуждения были неслучайны, потому что в русской мыслительной традиции XIX столетия продолжала сохраняться и традиционная христианская трактовка свободы, как это делал К. Н. Леонтьев: «Истинное христианство (не выдуманное, а церковное) признает одно только равенство ― равенство всех перед судом Божиим, одну только свободу ― свободуволиличнойвизбраниидобраизла.Инанебенетинебудетравенства ни в наградах, ни в наказаниях, и на земле всеобщая равноправная свобода (даже и в той неполной форме, в которой она доступна теперь) есть не что иное, как уготовление пути антихристу».

294

Сложным, противоречивым является понимание свободы и справедливости в наши дни. Конечно, сохраняется традиционное христианское понимание свободы. В частности, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Бог сотворил человека свободным. И каждый отдельный человек, и целые народы и группы народов свободны выбирать свой путь — путь культурного творчества, путь развития и, говоря религиознымязыком,путьсоработничествасБогом.Свобода,дарованная нам Творцом, исключает наличие единственного, безальтернативного пути развития, на котором одни народы преуспевают, а другие отстают. ОсновываясьнатакиххристианскихначалахБожественногомиропорядка,как свобода и любовь, мы должны утверждать равное достоинство всех культур и цивилизаций, исключая всякие попытки диктата и одностороннего навязывания политических норм и культурных стандартов, стремиться к взаимопониманию и равноправному, взаимообогащающему сотрудничеству».

В то же время исследование взглядов российской молодежи показывает больший разброс в понимании ею свободы28. При этом выделяются три основные тенденции. Первая — свобода как независимость или даже воля («свобода от»), с таким пониманием соотносится представление о личной свободе, необходимой для самореализации. Вторая — свобода как безопасность, как правило, имеется в виду свобода слова, возможность высказывать собственное мнение, не бояться обсуждать волнующие тебя и общество проблемы. Третья — свобода как ответственность, при этом в прямом, открытом вопросе о соотношении свободы и ответственности значительно большее число респондентов подчеркивают эту связь.

Столь же противоречиво и понимание российской молодежью справедливости. Отвечая на вопрос о том, как они понимают справедливость, респонденты продемонстрировали два основных варианта понимания этой

28 Далее приводятся данные, полученные в ходе исследования, проведенного авторами настоящего пособия в рамках государственного задания по теме «Аксиологические основы российской государственности: история и современность» (номер темы: fznf-2022-0004). Данные публикуются впервые.

295

ценностисточкизренияеесубъекта.Первыйвариант(выборбольшинства) — справедливость соотносится с существованием внешнего субъекта (равенство перед законом, разные возможности, воздаяние). Таким субъектом для когото является общество или государство. Этот субъект определяет или восстанавливает справедливость. Второй вариант (около ¼ респондентов) предполагает, что субъектом справедливости является сам человек.

Вцеломжеисследованиямненийроссийскоймолодеживвозрастеот14 до 35 лет показывают, что у большинства молодых людей нет четкого представления о смысле справедливости, ее источнике или субъектах, ее поддерживающих. Об этом, кстати, свидетельствует количество затруднившихся с ответом. При этом процент таких ответов становится выше в соотнесении с возрастом респондентов. Можно предположить, что школьники, еще не имеющие опыта серьезного социального взаимодействия, меньше затрудняются в выборе. По мере взросления человек, по-видимому, все больше понимает всю сложность и неоднозначность понятия «справедливость».

Как видно, и в современной Российской Федерации идеи свободы и справедливости остаются одним из важнейших мотивов дальнейшего развития нашей страны

Ценностные основания российского мировоззрения

Традиционные российские базисные ценности вырабатывались в процессе исторического развития нашей сраны. В разные исторические периоды в том или ином соотношении они были представлены в идеологических концепциях («Святая Русь», «Православие. Самодержавие. Народность», советская государственная идеология) и определяли мировоззренческие векторы российской государственности. Смысловое наполнение и цивилизационная специфика традиционных базисных ценностей были предметом дискуссий, которые вели историки, философы, писатели, политические деятели. Вся социально-политическая мысль России

296

с древности до современности по сути своей посвящена определению и осмыслению аксиологических основ российской цивилизации.

В настоящее время традиционные российские базисные ценности выражают разделяемые обществом идеи о совершенстве в социальнополитической сфере. Они обозначены в стратегических государственных документах (например, в указанной выше «Стратегии национальной безопасности»), подлежат упрочению и сохранению в рамках реализации разных направлений государственной политики — культурной, образовательной, молодежной, информационной, национальной. Их артикулированием и идеологическим обоснованием занимаются политическиеигосударственныедеятели:президент,министры,губернаторы, депутаты, лидеры политических партий в своих выступлениях говорят о роли и значении традиционных ценностей для России, обозначают их национальную специфику в современном контексте. Общественные деятели, ученые, журналисты, представители сферы культуры и искусства подкрепляют официальную политическую позицию экспертными мнениями, а средства массовой информации транслируют ее в публичное пространство. Таким образом, базисные традиционные ценности утверждаются и существуют в России в качестве общественных идеалов.

Российские граждане в процессе политической социализации и взаимодействия с внешней социокультурной средой воспринимают существующие в ней базисные традиционные ценности. В результате познания социальной реальности посредством общения с семьей и друзьями, обучения в образовательных учреждениях, чтения литературных сочинений, созерцания произведений художественного искусства и архитектуры, получения информации из научной литературы, СМИ, коммуникации в интернет-пространстве происходит усвоение и присвоение человеком общественных ценностей, т. е. их интериоризация (встраивание) в структуру личности.Такформируютсяперсональныеценности:традиционныебазисные российские (общественные, национальные) ценности становятся базовыми

297

ценностями российских граждан. Эти базовые ценности — полностью воспринятые или творчески преобразованные — составляют основу жизненной позиции личности, ее мировоззрения. Именно они отражают отношение человека к миру и самому себе и реализуются в его поведении.

Когда речь идет о российском мировоззрении, то его смысловую основу задают традиционные базисные ценности, которые как бы организуют отношения граждан с Россией как страной-цивилизацией с соответствующим государственным и общественным устройством. Объектами ценностного отношения людей являются человек, семья, общество, государство и страна (элементы «системной модели мировоззрения»), которые в рамках мировоззренческой деятельности соотносятся с их потребностями и интересами и приобретают для них субъективную значимость. Ценностным отношением граждан к своей стране является патриотизм, к государству — доверие, к обществу — согласие, к семье — традиции, к человеку — созидание.

С точки зрения институциональной среды российское мировоззрение находит отражение в системе идей и языка, правил (норм), институтов, символов и ритуалов.

В ценностях отражаются идеи, имеющие особое аксиологическое значениедлянашейстраны.Онизадаютконкретныенаправлениявоплощения (реализации) ценностного отношения людей к человеку, семье, обществу, государству и стране в рамках их мировоззренческой деятельности. Такими являются, например, идеи служения, соборности, порядка и цивилизационной самобытности России.

Идеи — это мысли, выраженные в языковых конструкциях (словосочетаниях и предложениях). Они существуют в публичном дискурсе, медиапространстве и массовой культуре. Они представлены в социальной рекламеввиделозунговислоганов.Каксмысловыепослания(мессенджи)они транслируются в СМИ и интернете, присутствуют в музыкальных и литературных произведениях, фильмах и театральных постановках. В

298

качестве примеров можно привести рекламные ролики на ТВ, призывающие служить по контракту, музыкальные композиции певцов Shaman («Я — русский») и О. Газманова («Вперед, Россия!»), фильмы о военных, спортивных, технологических победах и достижениях России («Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Укрощение огня», «Брестская крепость», «Вызов» и др.).

Правила и нормы — это определенные требования, предписания, обязательные для исполнения. Они являются формальными ориентирами мировоззренческой деятельности граждан. Они задают своего рода рамку для практической реализации ценностного отношения людей к человеку, семье, обществу, государству и стране. Таковы моральные нормы (светские и религиозные), которые определяют общие принципы взаимодействия между людьми, и правовые нормы, которые регламентируют и официально регулируют отношения в семье, обществе и государстве. Например, ценностное отношение к семье выражается в традиционно присущих нашей культуре уважении к старшим, заботе о детях и родителях, сохранении семейной памяти. Эти этические установки отражены и на законодательном уровне в статьях Конституции и Семейного кодекса.

Институты — это способы организации жизнедеятельности людей в государстве и обществе, которые позволяют гражданам проявлять ценностное отношение к человеку, семье, обществу, государству и стране. Институты могут быть государственными (органы власти, государственные учреждения и организации) и общественными (общественные палаты, органы местного самоуправления, общественные организации). Они могут быть связаны с экономикой(предприятиямалогобизнеса),политикой(политическиепартии), военной (армия), социальной (образовательные учреждения, волонтерские организации) и культурной (театры, музеи) сферами. Например, гражданскопатриотическое отношение человека к своей стране, государству и обществу может быть реализовано и путем несения военной службы в рядах Вооруженных сил РФ, и путем участия в деятельности органов местного

299

самоуправления,ичерезреализациюгражданскихинициативвобщественных организациях (особенно волонтерских), и через множество иных институтов.

Символы — это знаки (слова и образы), в которых помимо поверхностного, очевидного, прямого значения заложен более глубокий смысл. В них воплощаются укорененные в истории и политической культуре, значимые для социальной группы или общества в целом традиционные ценности. Символы обладают легитимирующим, мобилизационным и сплачивающим потенциалом и способствуют формированию национальногосударственной идентичности.

Символами, поддерживающими и укрепляющими российское мировоззрение в публичном пространстве, могут быть образы конкретных людей и вымышленных персонажей (из фольклора или литературы, кино, изобразительного искусства), архитектурных сооружений и географических объектов, конкретных явлений и предметов из жизни людей. По данным социологических исследований, главными символами России для граждан нашей страны являются официальные государственные символы (флаг, гимн, герб), Московский Кремль и Красная площадь, город Москва как столица и православные святыни (Троице-Сергиева лавра, Соловецкий монастырь), Юрий Гагарин и выдающиеся деятели науки и искусства, озеро Байкал и река Волга, автомат Калашникова и матрешка, русская водка и плохие дороги.

300