- •Философия как интегральная форма научных знаний.
- •Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.
- •Социокультурная обусловленность познания.
- •Зависимость сгн от социального контекста.
- •Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.
- •Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Научная картина мира в сгн.
- •Субъект социально-гуманитарного познания.
- •Коллективный субъект, его формы существования.
- •Диалектика теоретического и практического (нравственного) разума.
- •Принципы «логики социальных наук» Карла Поппера.
- •Научная картина мира.
- •Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
- •Время и пространство в социальном знании.
- •Хронотип в гуманитарном контексте.
- •Коммуникативность в науках об обществе и культуре.
- •Моральная ответственность ученого за введение конвенций.
- •Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
- •Объяснение, понимание в социальных и гуманитарных науках.
- •Понимание в гуманитарных науках.
- •Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.
- •Языковая картина мира.
- •Объяснение и понимание в социологии, экономике, психологии.
- •Вера, сомнения, знания в социально-гуманитарных науках.
- •Вера и верования – обязательные компоненты и основания личностного знания.
- •Вера мыслящего человека к. Ясперса.
- •26, 27. Основные исследовательские программы сгн.
- •Разделение сгн на социальные и гуманитарные науки.
- •Вненаучное социальное знание.
- •Дисциплинарная структура сгн.
- •Роль сгн в процессе социальных трансформаций.
- •Участие сгн и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.
-
Понимание в гуманитарных науках.
Дильтей утверждает, что связь переживания и понимания, лежащая в основе наук о духе, не может в полной мере обеспечить объективности, поэтому необходимо обратится к искусственным спланированным приемам.
Планомерное понимание, истолкование текстов и является интерпретацией. Понимание части возможно лишь через соотнесение к целому, и наоборот.
Хайдегер предложил блестящие образцы интерпретации филологических и философских текстов. Он различает первичное безотчетное понимание как сам способ бытия человека и вторичное понимание, возникающее не рефлексивном уровне как филос и филолог интерпретация.
Вторичная интерпретация коренится в первичном предпонимании. Предзнание, предмнение очень важно для интерпретации. В герменевтике поле интерпретации расширяется.
И в герменевтике н и сводится к методу работы с Т, но имеет дело с фундаментальными проблемами бытия человека в мире. Интерпретация элементов языка также изменила свою природу, язык рассматривается не как продукт субъективной деятельности сознания, но (по Хайдегеру) как то, к чему надо прислушиваться.
Для Гадамера язык – универсальная среда, в кот отложились предмнения и предрассудки. Именно в Я осуществляется понимание посредством интерпретации.
Временная среда между текстом и интерпретатором рассматривается как преимущество позиции, исходя из которого, можно задать новые смыслы, созданного автором текста. Возможность множества интерпретаций ставит проблему истины, правильности, гипотетичности интерпретации.
По мнению Рикёра, интерпретация соединяет истину и метод, реализует единство семантического, рефлексивного, экзистенциального планов интерпретации. Рикёр полагает, что множественность и даже конфликт интерпретаций является достоинством понимания. Можно говорить о текстуальной полисемии.
В любой интерпретации понимание предполагает объяснение в той мере, в какой объяснение развивает понимание. По Рикёру, понимание – искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому; а интерпретация – истолкование знаков и текстов, передаваемых в письменном виде.
Исследователи-методологи выявили ряд функций научной теории, в частности, информативную, систематизирующую, объяснительную, предсказательную и др. Объяснительная функция является ведущей, тесно связанной с предсказательной функцией. В гуманитарном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают типологии, а процедуры объяснения с необходимостью дополняются пониманием и интерпретацией.
По эвристическим возможностям понимание не уступает рациональному способу познания, но значительно расширяет палитру познавательных средств, включая в них интуицию, чувства, переживание. Тем не менее процедуру понимания не следует квалифицировать как иррациональный способ познания, иррациональный момент не является в ней основным.
Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории.
Понимание предполагает проникновение на мотивационный, интенциональный уровень человеческой деятельности либо
а) путем психологического «вживания» в цели, намерения, представления и чувства индивидов (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Зиммель), либо б) путем депсихологизированного уяснения семантики этой деятельности и ее результатов — знаков, знаковых образований, социальных институтов и т. п. (Г. Шпет, Г.Г. Га-дамер, П. Рикер и др.).
Понимание — активная процедура постижения смысла, которая состоит в обозначении и обследовании внутрипредметнои и околопредметной сферы. Осмысление может выступать в двух ракурсах — как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Первое связано с постижением другого, второе — с организацией собственного бытия.
Понимание осуществляется в диалоге. Диалог — специфически человеческая форма передачи и выработки информации. В нем реализуются два стремления — понять и быть понятым. В диалоге собеседники равны и активны, вместе формируют поисковое поле, ставят вопросы и определяют методы решения проблем.
Неклассическая философия, отвергающая классический идеал Разума, безразличный к судьбе конкретной человеческой индивидуальности, обернувшийся логическим автоматизмом, трактует понимание как постижение действительности в ее уникальности. Важнейший принцип понимания — принцип конкретности, учет обстоятельств, ситуации, контекста. Конкретизация — это сложное переплетение общего и единичного. Реализация принципа конкретности состоит в том, что при оценке каждого единичного случая масштаб всеобщего исправляется и дополняется. Конкретное, в свою очередь, должно быть представлено как преломление, модификация всеобщего.
Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Сущность герменевтической методологии состоит в выделении знаково-символической стороны познавательной деятельности и привнесении лингвистических и литературоведческих исследовательских процедур в общую методологию социально-гуманитарного знания. Предметной основой герменевтической методологии является текст, понимаемый как знаково-символическая система в ее социокультурном и историческом контексте.
Соотношение между пониманием и объяснением в герменевтической методологии тяготеет к предпочтению понимающих методик, однако это не означает абсолютизации понимания. Всякое объяснение способствует пониманию, и, наоборот, понимание чего-либо является ответом на вопрос о причине, приведшей к ситуации понимания.
Для Гадамера понимание — это развертывание внутренней логики предмета, соответственно понять текст означает понять «суть дела», обсуждаемого автором, произвести свой смысл по отношению к нему, а не реконструировать авторский. Текст оказывается объективно самостоятельным в отношении как автора, так и его среды и эпохи. Задача герменевтического исследования усматривается не в выявлении мыслившихся в свое время подтекстов, а в установлении различных возможных (в том числе и ранее не предполагавшихся) интерпретаций. Понимание в философской герменевтике связано с применением — решением задач конкретизации. Понимать — значит быть, быть — ставить цели и решать задачи жизнедеятельности в соотвествии с условиями этой жизнедеятельности во взаимодействии с другими субъектами.
