Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava_3 ИОГП.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
72.32 Кб
Скачать

3.4. Новгородская и Псковская феодальные республики

Причины особого пути развития северо-западных русских земель были заложены в процессе складывания государственности в Приильменье (район озера Ильмень). В отличие от Приднепровья, где власть захватили потомки племенных вождей и их дружинники, у приильменской военной знати славян не было условий для возвышения. Здесь не было опустошительных набегов кочевников. Поэтому господствующее положение заняла в государстве старая племенная знать. Новгородская земля после образования древнерусского государства управлялась князем, присылаемым из Киева. Но с начала XII века отсутствие княжеских земель (неплодородные земли при развитых промыслах – солеварении, рыболовстве и др.), крупные феодальные вотчины у церкви, а главное, то, что Новгород превратился в центр торговли с Западной Европой – сделало его независимым от Киева. Огромные богатства сосредоточились в руках знати.

Новгород добился права избирать себе посадника (главу администрации), который до этого назначался князем, и архиепископа, которого ранее назначал киевский митрополит. Приблизительно в середине XIIв. Новгород стал республикой, просуществовавшей до 1478 года, когда он, потеряв независимость, вошел в состав Московского государства.

Псковская феодальная республика получила самостоятельность в XIVв. До этого Псков был пригородом Новгорода. И хотя с XIII в. в Псков самостоятельно приглашали князей, Новгород долго отказывался признать независимость Псковской республики (впоследствии он был вынужден это сделать в 1348 году в благодарность за военную помощь Пскова в борьбе против шведов). Псковская феодальная республика, хотя и выделилась из Новгородской, не стала её точной копией. Более западное географическое положение, граничащее с агрессивными европейскими «соседями», обусловило более сильную власть князя, а по причине ограниченных земельных ресурсов не сложилось крупное боярское землевладение, и в политической жизни Республики боярство стало играть намного меньшёю роль, чем в Новгороде. Потеря Псковской республикой самостоятельности также связано с процессом объединения русских земель вокруг Москвы. В 1510 г. Василий Третий присоединил псковские земли.

Общественный строй. Крупными землевладельцами Северо-Запада были церковные иерархи: архиепископ, епископы, настоятели монастырей. Многие светские феодалы передавали свои земли церкви по завещанию «на помин души», были и случаи самозахвата незанятой, и реже – общинной земли. Дробление церковных земель, в отличие от светских, исключалось. Всё это обеспечивало Новгородской епархии высокие доходы, которые духовенство использовало в торговом обороте. Церковь в Новгороде и Пскове являлась своего рода «покровительницей» торговли, хранила эталоны мер и весов, скрепляла международные торговые договоры.

Круг светских землевладельцев составляли: бояре, «житьи люди» (т.е., «зажиточные»), и «своеземцы». Для Новгорода и Пскова было характерно отсутствие княжеского домена (крупного княжеского землевладения) и наличие городского общинного землевладения.

Бояре – потомки родоплеменной знати – были самой влиятельной из вышеуказанных групп. Издревле их рента складывалась из части доходов от общественных земель Новгорода. Но в XIV веке сложилось и индивидуальное боярское землевладение. Бояре также занимались торговлей и ростовщичеством. Они имели исключительные права занимать выборные должности в республике (в первую очередь должность посадника). Житьи люди, которые иногда имели немалые состояния, не могли занимать эту должность.

В Пскове, как уже упоминалось, крупное землевладение не было распространено, поэтому боярство не имело такого экономического господства, как в Новгороде. В силу этого, сильнее была княжеская власть и власть веча – народного собрания.

Житьи люди, которые, как и бояре, проживали в городе, тоже имели населённые крестьянами земли. Их статус определялся главным образом землевладением, хотя также и торговлей. После падения Новгорода московские наместники записывали их не в посадские люди (как купцов), а в служилые люди с поместным окладом. Житьи люди, несмотря на то, что их можно отнести к феодалам, по сравнению с боярами имели ограниченные права. На высшие государственные должности они не имели права избираться. До XIV в. из их числа их избирали тысяцкого (руководителя городского ополчения – «тысячи», помощника посадника), но потом и эту должность присвоили себе бояре.

Известна и такая категория землевладельцев, как «своеземцы» или просто «земцы» (как их чаще называли в Пскове). Их основная масса владела мелкими вотчинами, соразмерными с крестьянскими наделами. Около четверти всех своеземцев обрабатывали землю своим трудом без холопов. Около трети оставляли свои владения в пользовании крестьян и жили не в вотчинах, а в городе. Некоторые исследователи считают, что это были крестьяне-собственники, но большинство склоняются к мнению, что это некрупные феодалы, поскольку они входили в городскую общину и пользовались правами её членов, а в сельскую общину не входили. Происхождение своеземцев спорно – возможно, это «измельчавшие» бояре или житьи люди. Возможно, они появились в результате распада коллективной собственности горожан или скупки земли у разорившихся крестьян-смердов. В таком случае, распад одной из наиболее старых форм землевладения – коллективного землевладения горожан – стал источником появления мелких вотчин.

Итак, характерной особенностью землевладения на Северо-Западе Руси было то, что члены городской общины были основной группой землевладельцев. Это была система, не предполагающая отношений «сюзерен – вассал»: таким вотчинникам достаточно было лишь сохранять связь со своей общиной. Исключительное право на приобретение вотчин из земель в пригородных районах имели лишь горожане. Статус этих земель определяло Вече. Иногда оно могло пожаловать землю (за особые заслуги перед городом).

Огромную роль в жизни Новгородской и Псковской республик играли купцы. Их основным занятием была внутренняя и внешняя торговля, вместе с тем, они были и землевладельцами.

Купечество объединялось в общества, корпорации, центрами которых были церкви, построенные на деньги купцов. Один из дошедших до наших дней источников – Устав корпорации при церкви Иоанна Предтечи – свидетельствует, что данная корпорация объединяла богатых купцов: вступительный взнос равнялся 50 гривнам серебра. Порядок управления предполагал выборы старост, причем сразу трех – одного от житьих и «чёрных» людей и двух от купцов. Старосты решали как внутренние проблемы организации, так и споры своих купцов с другими новгородскими или иностранными купцами. Посадник не участвовал в рассмотрении этих споров. Корпорации вели заморскую торговлю, скототорговлю и т.п.

К так называемым «черным людям» в Новгороде относились: мастера, ремесленники, ученики, наёмные работники. Они пользовались некоторыми правами в качестве членов городской общины: в частности, принимали участие в местном самоуправлении.

Зависимое население феодальных республик – это крестьяне и холопы. Большая часть крестьян находилась в феодальной зависимости от государства. В документах их называют смердами. Смерд платил налоги, выполнял в пользу государства повинности. Феодально зависимые крестьяне делились на «закладников» и «половников». Закладники – крестьяне, вышедшие из общинной организации и подчинённые погостным властям. Они платили дань новгородским боярам и находились в их юрисдикции. Половники – крестьяне, работавшие на земле феодалов за половину урожая. Были и монастырские крестьяне, которые в некоторых документах называются «сиротами».

В Пскове возникла особая категория зависимого сельского населения - изорники – пахари, огородники, рыболовы, проживавшие не на своей земле, а в селе господина. Изорник имел право уйти от своего господина один раз в году, поздней осенью, при условии выплаты всех долгов. С другой стороны, землевладелец не мог прогнать со своей земли изорника в другое время.

Были в Новгороде и Пскове и холопы. В Новгородской республике они использовались для обработки земель в феодальных вотчинах. Беглых предписывалось возвращать их хозяевам. Господин нёс ответственность за своего холопа в случае совершения последним преступления.

Государственное устройство. Высшим органом власти в Новгородской и Псковской феодальных республиках было вече главных городов – собрание жителей городских общин. Крестьяне в вече не участвовали. Жители других городов также не имели голоса, хотя присутствовать могли.

В вече могли участвовать мужчины, собирающиеся под звон вечевого колокола на одной из главных площадей. В Новгороде это был так называемый «Ярославов двор». С особой трибуны – «степени» - произносили речи ораторы. При собрании работала канцелярия – «вечевая изба», где дьяк вёл делопроизводство. Вечевая печать считалась государственной печатью Великого Новгорода.

Вече решало вопросы войны и мира, избирало и смещало высших должностных лиц республики, включая архиепископа, принимало законы, ведало финансами, устанавливало налоги и производило их «раскладку». Решение народного собрания должно было быть единогласным, а не приниматься по большинству голосов, что, несомненно, использовала новгородская политическая «верхушка», заявляя о том, что тот или иной вопрос не санкционирован вече, раз по нему есть разногласия.

Несмотря на внешнее наличие республиканских институтов власти в Новгороде не было подлинного народовластия. Вече собиралось по инициативе высших должностных лиц, которые готовили для него «повестку дня». Высшая коллегия называлась в Новгороде «Господой» (Советом господ). Должности, несмотря на их выборность, занимали бояре. Этот совет заседал под председательством архиепископа. В Пскове членами аналогичного совета были князь, посадник, сотские. Псковский совет бояр имел еще и судебные полномочия. В этом органе, где сосредотачивалась истинная власть боярских республик, участники могли заранее обсудить выносимые на вече вопросы, принять по ним выгодные себе решения и навязать их впоследствии народному собранию, используя голоса подкупленных или зависимых от бояр жителей.

К XIV веку новгородское боярство окончательно узурпировало власть и стало представлять в народном собрании не только себя, но и «черных» людей. Вече становится все менее представительным, и к XV веку превращается в орган, через который боярская аристократия беспрепятственно проводила свои решения.

Особенностью псковского вече было то, что из-за отсутствия крупного землевладения в республике бояре не были такими сильными, чтобы сосредоточить в своих руках политическую власть. Военная опасность усиливала роль князя. Поэтому вече в Пскове гораздо в большей степени, чем в Новгороде, учитывало интересы городской общины.

Большую роль в управлении играли избираемые на вече посадник и тысяцкий (в Пскове вместо тысяцкого избирали ещё одного посадника).

Посадник участвовал в верховном суде республики, назначал и смещал нижестоящих должностных лиц, контролировал деятельность князя. В военное время посадник вместе с князем возглавлял новгородское войско.

Должность тысяцкого, оставшаяся от древней численной системы управления, предполагала, прежде всего, ведение вопросами военного городского ополчения. Кроме того, тысяцкий, который был одновременно одним из купеческих старост, возглавлял торговый суд, независимый от посадника.

Вече избирало трех кандидатов в архиепископы, выбор делался по жребию. Митрополит же только формально утверждал решение вече. Архиепископ не только управлял епархией, но и хранил государственную казну, архив, возглавлял дипломатические переговоры республики.

Князя приглашали в Новгород по договору, в котором оговаривались условия службы. Князь формально был главой администрации и суда, но действовал под контролем посадника. Он должен был организовывать оборону Новгородской земли. Даже на невыборные должности он не мог никого назначить без согласия посадника. В договоре предусматривались размеры и источники вознаграждения князя. Ему и его семье запрещалось приобретать на территории республики землю и сёла. В целом он должен был создавать в Новгородчине режим наибольшего благоприятствования купцам. В Псковской земле князь мог назначать наместников в пригороды.

Городская администрация. Новгород имел внутренне административное деление – состоял из пяти крупных районов – концов, где созывались свои кончанские веча. Во главе районов стояли кончанские старосты. Каждый конец делился на две сотни, которые имели свои сходы и избирали сотских. Сотни делились на улицы во главе с улицкими старостами.

Огромная территория Новгородской республики делилась на пятины (каждая из которых относилась к определённому концу), сотни, волости и погосты. Во главе сотен и волостей находились должностные лица, назначавшиеся посадниками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]