Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

междисциплинарный / Integrirovannye kommunikatsii- pravovoe regulirovanie v reklame, svyazyah s obschestvennostyu i zhurnalistike- Uchebnoe posobie

.pdf
Скачиваний:
118
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
884.5 Кб
Скачать

конечной целью. Объективность в освещении новостей служит отличительной чертой профессионального журналиста и также является той целью, к которой мы стремимся. Мы глубоко уважаем тех коллег, которые достигли этих целей.

Нет оправдания искаженной или поверхностной информации. Газетные заголовки должны полностью отвечать содержанию следующих ниже статей. Фотографии и телевизионные программы должны давать адекватную картину события, не

вырывая его из общего контекста.

Необходимо четко различать факты и то, что составляет мнения, версии или предположения. Изложение фактов должно быть непредвзятым и представлять вопрос со всех сторон.

Предвзятость в редакционных статьях с заведомым сокрытием полной правды противоречит правилам деятельности американских журналистов.

Журналист сознает свою ответственность за подбор аналитических материалов, комментариев и редакционных статей. Он берет на себя обязательство предоставлять материалы, написанные и составленные высококомпетентными, опытными и квалифицированными специалистами.

Статьи, имеющие целью защитить самого журналиста или представляющие сугубо его мнение, должны сопровождаться соответствующими оговорками.

Правила честной игры.

Журналисты обязуются уважать честь, достоинство и права всех, кто принимает участие в сборе и распространении информации.

Предъявляя неофициальные обвинения, которые могут повлиять на репутацию обвиняемых, средства массовой информации, выпускающие программы новостей, должны предоставить обвиненному возможность выступить в свою защиту.

Средства массовой информации обязаны уважать частную жизнь членов общества. Они не должны нагнетать нездоровый интерес вокруг события или преступления.

Средства массовой информации должны в обязательном порядке признать и исправить допущенные ими ошибки.

271

Журналисты должны быть подотчетны своей аудитории. Последней следует предоставить все возможности обжаловать деятельность средств массовой информации.

Мы должны всячески способствовать установлению открытого диалога с нашими читателями, слушателями и зрителями1.

Международные обязательства России соблюдать международно-правовые стандарты в области свободы слова

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ существует обязанность государства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права (в том числе в области свободы слова). Одним из ключевых международно-правовых актов в сфере свободы слова является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 1 Федерального

закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ “О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней”

Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.

Представляют интерес несколько решений Европейского суда по правам человека. В его практике неоднократно подчеркивалось, что задача СМИ состоит в том, чтобы распространять не только те идеи и информацию, к которым сочувственно относится общество, но и те, что оскорбляют, вызывают беспокойство, шокируют (см., например, судебное постановление по делу “Линген против Австрии”).

В отношении разграничения экстремистских пропагандистских и исключительно информационных материалов СМИ необходимо учитывать другое решение Европейского суда — постановление по делу “Йерсилд против Дании” от 23 сентября 1994 г. Его фабула такова: журналист взял у представителей расистской молодежной группы интервью, в ходе которого они оскорбительно и уничижительно высказывались в адрес эмигрантов

1 См.: Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер. — С. 520.

272

инациональных меньшинств. Вариант интервью, отредактированный и сокращенный, но сохранивший некоторые из этих высказываний и дополненный замечаниями журналиста, комментировавшего позицию этих молодых людей, был передан в эфир национального датского телевидения как один из материалов большой программы. Журналисту и руководителю отдела новостей телекомпании были предъявлены обвинения в пособничестве и подстрекательстве этих молодых людей к распространению расистских высказываний.

Европейский суд постановил, что при оценке используемых журналистами приемов не следует подменять взгляды отдельных лиц мнением прессы, но в связи с целями ч. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод следовало принимать во внимание конкретную роль журналиста в распространении рассматриваемых высказываний. Суд также подчеркнул, что спорный материал был попыткой исследовать конкретные аспекты вопроса, который уже заботил общественность. При решении дела Суд исходил из факта передачи материала в эфир в рамках серьезной информационной программы

ипредназначения его для хорошо информированной аудитории. Кроме того, отмечалось, что хотя аморальность, опасность и противозаконность пропаганды расовой ненависти не были в этой передаче выражены в явной форме, вводные сведения к проведенному интервью, отмежевание журналиста от его собеседников, опровержение некоторых расистских утверждений и общая характеристика этих утверждений как антиобщественных составили достаточный противовес. Напротив, в материале проглядывало стремление выставить на всеобщее обозрение, проанализировать и объяснить поведение группы молодых людей, разочарованных и недовольных своим социальным положением, склонных к насилию и уже имеющих судимости.

Впостановлении по делу “Шенер против Турции” (от 18 июля 2000 г.)1 Европейский суд по правам человека вновь подчеркнул, что в соответствии со сложившейся практикой ч. 2

1 См.: Будерина Н. А. Pronto@medialaw.ru // http://www.yurclub.ru

273

ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод жестко лимитирует возможности ограничения политических высказываний или дебатов по вопросам, представляющим общественный интерес. На этот раз нарушение заключалось в преследовании собственника и редактора еженедельного обозрения “Хаберле йорумда герчек”. В 1994 г. он был приговорен стамбульским судом государственной безопасности к штрафу и шестимесячному тюремному заключению. На основании закона о предупреждении терроризма статья, опубликованная в обозрении, была расценена как преступление. В ходе разбирательства, предшествовавшего решению Европейского суда, турецкие власти утверждали, что, поскольку статья поощряла террористические действия против государства, журналист был ответственен за пропаганду сепаратизма. По мнению властей Турции, смысл статьи заключался в том, что единственным средством разрешения курдской проблемы была поддержка террористических действий против государства. В противоположность турецкому суду Европейский суд высказал мнение, что хотя оспариваемая статья и содержала определенные фразы, высказанные в агрессивном тоне, в целом она не восхваляла насилие и не возбуждала в людях чувство ненависти, мести или стремление к вооруженному сопротивлению. Напротив, Суд счел статью вдумчивым анализом курдской проблемы, призывающим к концу вооруженного конфликта. Суд пришел к мнению, что власти Турции не придали достаточного значения праву общества быть информированным о различных перспективах развития ситуации на юго-востоке страны. В итоге Суд пришел к заключению, что, осудив Шенера, турецкие судебные власти нарушили положения ст. 10 Европейской конвенции1.

Следует заметить и то, что упоминавшаяся выше возможность ограничения свободы информации не только законом, но любым нормативно-правовым актом (Федеральный конституци-

1 Политический экстремизм и СМИ: время расставить точки над “i”: Комментарий Института проблем информационного права // Законодательство и практика массмедиа. — 2002. — № 8–9.

274

онный закон “О военном положении”) нарушает обязательства России по ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ней установлено, что любые ограничения на свободное распространение информации могут быть установлены только законами.

Саморегулирование СМИ в современной России1

Отечественные СМИ наряду с выполнением своих позитивных функций участвуют в “информационном произволе”, а некоторые из них пытаются установить “самодержавность прессы”. Имеют место ангажированность журналистов, несоблюдение ими элементарных правил поведения и норм морали, освобождение журналистов от обязательств перед аудиторией.

Социологические исследования показали, что работники печати имеют крайне плохую репутацию. Показателем раздражения населения вседозволенностью журналистов является рост числа обращений в судебные инстанции по делам, связанным со средствами массовой информации. Более 70% читателей настолько не доверяют прессе, что не возражают против введения информационного контроля. Даже представители самого журналистского сообщества отмечают деградацию нравственных основ, в частности нарушение профессиональных норм, что не позволяет видеть разницу между “информировать” и “шокировать”, “предупреждать об опасности” и “обессиливать страхом”, “просвещать” и “растлевать” и т. п.2

В связи с этим любопытно ознакомиться со взглядом на наши СМИ зарубежных коллег. В результате изучения российской прессы американская журналистка Энн Олсон составила обширный список массовых нарушений признанных жур-

1 Подробнее см.: Кумылганова И. Развитие современных механизмов саморегулирования прессы в России // Журналистика на перепутье: опыт России и США. — М.: Изд-во МГУ. — С. 112–121.

2 См., напр., дискуссию о профессиональной этике СМИ, развернутую на страницах “Литературной газеты”: Лживое перо страшнее пистолета // ЛГ. — № 1, 14–20.01.2004; — № 3–4, 28.01–03.02.2004; — № 5, 04–10.02.2004; — № 6, 11–17.02.2004; — № 9, 03–09.03.2004.

275

налистских норм и профессиональных стандартов. Среди прочих ею были подмечены: незаинтересованность в доверии читателей, в осуществлении права граждан на информацию, в беспристрастной подаче фактов; стремление журналистов влиять на власть и деньги придержащих, выступая в то же время по отношению к тем и другим в роли просителей; работа на политических и иных рекламодателей1.

Правила рынка, не ставшего еще цивилизованным, подрывают моральные устои прессы, подталкивая “новорожденных” журналистов трактовать свободу прессы как свободу публиковать все, что вздумается, без каких-либо ограничений. В условиях, когда поведение журналиста диктуется взаимоотношениями не с аудиторией, а с работодателем, читатель рассматривается лишь как элемент рейтинга издания.

Моральное состояние российской журналистики — один из многих симптомов общего социокультурного кризиса в стране. Первое условие преодоления этого кризиса — его осознание актуальных этических вопросов журналистской профессии. Риторический вопрос редакции журнала “Журналист”: “Дорогие коллеги, а не кажется ли вам, что мировое журналистское сообщество сегодня более консолидировано, чем мы с вами, живя и работая в одной (пусть и огромной) стране?”2 — категоричен в постановке “диагноза”, однако именно в отсутствии единого профессионального сообщества видится основная причина крайнего скептицизма российских журналистов в отношении каких бы то ни было коллективных действий по этическому регулированию своей деятельности.

Кодекс профессиональной этики журналиста одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г.

1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем

1 См.: Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. — М., 2003. — С. 217–218.

2 Ключ к хорошей журналистике — профессиональная солидарность // Журналист. — 2002. — № 7. — С. 3

276

Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием членства в Союзе журналистов России.

2.Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

3.Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывают, и тем, что составляет мнения, версии или предположения; в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию

ине отвечать на задаваемые им вопросы — за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикацию материалов и мнений любого характера.

Убедившись в том, что он опубликовал ложный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.

277

Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.

4.Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь

висключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

5.Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политические или иные взгляды, равно как социальное и национальное происхождение.

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

Журналист придерживается принципа, что любой человек не является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть

278

по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, — за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, когда речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.

6.Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.

Журналист осознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

7.Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.

Журналист не должен использовать в личных интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

8.Журналист уважает и отстаивает права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным и профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях, заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.

279

Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

9.Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

10.Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации.

Развитие современных механизмов саморегулирования СМИ

Сегодня, когда средства массовой информации России сталкиваются с новыми проблемами, важнейшей насущной задачей профессии журналиста становится обретение социальной ответственности перед обществом. Идея социальной ответственности и свобода и ответственность — не взаимоисключающие, а потенциально взаимодополняющие друг друга понятия.

В мировой практике появление института саморегулирования связано с процессами либерализации и демократизации. Предпосылкой активизации системы саморегулирования средств массовой информации является рост общественного протеста против неэтичной деятельности журналистов. Начало массового отчуждения аудитории от тех или иных СМИ требует взглянуть иначе на проблему саморегулирования средств массовой информации.

Профессиональные ценности и нормы деятельности журналиста регулируются различными кодексами профессиональных сообществ. Хотя большинство российских практиков признают важность этических норм, Кодекс профессиональной этики российского журналиста, принятый в 1994 г., у многих журналистов вызвал неоднозначную реакцию. Противники этого документа называют его широкомасштабной PR-акцией российских СМИ, желавших предотвратить возможное давление со стороны исполнительной власти, и обвиняют в создании видимости внутри-

280