Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

междисциплинарный / Integrirovannye kommunikatsii- pravovoe regulirovanie v reklame, svyazyah s obschestvennostyu i zhurnalistike- Uchebnoe posobie

.pdf
Скачиваний:
99
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
884.5 Кб
Скачать

становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; создание рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала; превращение информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития и в эффективный механизм управления общественным развитием.

Обобщая данные анализа информационного общества, проведенного социологами и футурологами в 60–90-е гг. XX в., и рассматривая его с позиций социологии, т. е. как особую социальную общность, можно следующим образом представить его базовые черты:

определяющим фактором общественной жизни является научное знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) как фактор стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и как следствие, ядром социальной организации, главным институтом общества становится социальный институт образования как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль;

уровень знаний, а не собственность становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на “имущих” и “неимущих” приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные; неинформированные — это “новые бедные”. Очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов;

инфраструктурой информационного общества является новая “интеллектуальная”, а не механическая техника. Социальная организация и информационные технологии образуют “симбиоз”. Общество вступает в технотронную эру, когда социальные процессы становятся программируемыми.

Такое глобальное влияние информационно-коммуника- ционных технологий на развитие общества требует адекватного

211

развития правовой основы этой деятельности. Нет необходимости доказывать, что пока еще такой базы не существует. Именно поэтому частично правовую основу и функции правового контроля замещают социальные нормы и стандарты.

Для развития нормативной базы (как правовой, так и социальной составляющей) требуется разработка методологической и методической основы развития общих процессов. Поэтому здесь в наиболее общем виде раскроем эти основы применительно к интернет-системам и технологиям.

Социальные нормы в сетевых сообществах вводятся и поддерживаются создателями этих сообществ. Пользователи различаются по возможности создания сетевых норм, т. е. фактически они различаются по статусу. Хотя утверждается, что в Сети “все пользователи равны”, поскольку в виртуальной телекоммуникации отсутствуют индикаторы социального статуса, проявляющиеся в физическом облике, и что на статус в сетевом сообществе влияют только навыки телекоммуникации (включая умение печатать), в сетевых сообществах иногда формируется социальная иерархия.

Доступ к Интернету для всех желающих имеет огромное социальное значение. Он дает необходимые предпосылки для формирования в России открытого общества. Если граждане реально могут иметь удобный, высокоскоростной постоянный доступ к информационным ресурсам Интернета, наступают существенные перемены в их жизни, особенно — в сфере человеческого общения. Главное следствие технологического прогресса и информационной революции — индивидуализация социальной среды. Повышается социальная мобильность, стираются информационные барьеры, формируются новые ценности и принципы деловой культуры. Человек меняет свой образ жизни и создает новую культурную среду, новые модели социального поведения.

Реальные масштабы влияния Интернета на российское общество еще не изучены, но наблюдаемая тенденция их развития внушает оптимизм.

Новые интернет-технологии:

— расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;

212

увеличивают возможности граждан участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств;

дают возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять;

обеспечивают защиту частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

Интенсивное внедрение интернет-технологий в государственные органы дает возможность:

приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги населению;

повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;

стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.

Внедрение в органы государственного управления интернеттехнологий — сложный процесс, обусловленный рядом факторов, среди которых важнейшими являются:

1) вертикальная структура администрации, которую необходимо заменять на горизонтальную;

2) недостаточное понимание возможностей интернеттехнологий служащими (требуются интенсивные программы обучения);

3) нехватка баз данных, созданных в расчете на публичный доступ;

4) неясность с правовым статусом доступа к общественной информации.

Принципы доступа к общественной информации:

информация должна быть открыта для всех;

основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена может назначаться, если потребителю информации требуется получить дополнительную информацию;

непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно и должна быть качественной.

Начавшийся XXI в. — век информационно-коммуни- кационных сообществ. Информация и коммуникация — одни

213

из самых больших ценностей нового времени. Информационнокоммуникационные средства формируют новые ценности сообществ и конкретных организаций в виде гудвилла — нематериальной ценности организации. Имидж, бренд, паблисити, репутация организации, т. е. гудвилл, сегодня уже не просто увеличивают ее престиж, а существенно повышают стоимость организации и, как следствие, конкурентоспособность ее продукции. И основой развития этого процесса прежде всего являются информационно-коммуникационные сети и системы.

И естественно, что Интернет с его возможностью получать информацию со всего мира, не выходя из комнаты, является своеобразным катализатором развития новых ценностей. Интересно отметить двустороннюю связь между обществом и Интернетом. С одной стороны, Интернет позволяет человеку совершенно по-другому взглянуть на мир, помогает познать его более полно, а с другой — чем большее количество людей вплотную сталкивается с Интернетом, тем бóльшие изменения происходят в виртуальном мире, который превращается в реальный фактор общественного прогресса.

Влияние Интернета распространяется не только на технологическую область компьютерных коммуникаций; оно пронизывает все общество по мере того, как все более широкое распространение получают оперативные средства электронной коммерции, получения знаний и общественного взаимодействия.

Все это обусловливает необходимость создания законодательной базы, позволяющей успешно осуществлять правовое регулирование информационной деятельности пользователей

вглобальных информационных сетях.

3.3.Законы,обеспечивающиеправовоерегулирование деятельностисредствмассовойинформации

Федеральное законодательство, обеспечивающее правовое регулирование информационной деятельности

Закон о СМИ. Важное место в определении баланса между свободой массовой информации и необходимостью борьбы с терроризмом мог бы занять Закон о СМИ.

214

Вдействующей редакции Закона содержатся следующие положения.

Статья 1 “Свобода массовой информации”.

ВРоссийской Федерации поиск, получение, производство

ираспространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 3 “Недопустимость цензуры”.

Цензура массовой информации, т. е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — не допускаются.

Статья 4 “Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации”.

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия

ижестокости.

215

Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Запрещаются распространение в средствах массовой информации,атакжевкомпьютерныхсетяхсведенийоспособах,методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров,атакжераспространениеинойинформации,распространение которой запрещено федеральными законами.

Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих

216

содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

Статья 42 “Авторские произведения и письма”.

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

Статья 50 “Скрытая запись”.

Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки допускается:

1)если это не нарушает конституционных прав и свобод гражданина;

2)если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

3)если демонстрация записи производится по решению суда. Статья 51 “Недопустимость злоупотребления правами

журналиста”.

Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсифика-

217

ции общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Статья 54 “Распространение зарубежной информации”. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ

к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

Ограничение приема программ непосредственного телевизионного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотренных межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией.

Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, т. е. не зарегистрированного в Российской Федерации и имеющего место постоянного пребывания учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, если порядок распространения не установлен межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией.

Статья 58 “Ответственность за ущемление свободы массовой информации”.

Ущемление свободы массовой информации, т. е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

218

осуществления цензуры;

вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

нарушения права редакции на запрос и получение информации;

незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

установления ограничений на контакты с журналистом

ипередачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

нарушение прав журналиста, установленных настоящим Законом, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ были внесены существенные изменения, в том числе касающиеся деятельности СМИ.

Так, ст. 282 “Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды” называется теперь “Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства”. Новое название этой статьи свидетельствует о том, что отныне криминализировано возбуждение не только вражды, но и ненависти. В то же время пропаганда определенных взглядов, идей, воззрений более не образует состава преступления. В новой редакции законодатель предусмотрел уголовную ответственность в гораздо большем числе случаев: защите подлежит не только

219

национальное достоинство индивида или группы, запрещается унижение также по признакам пола, расы, языка, религии, происхождения и принадлежности к той или иной социальной группе. Таким образом, данная норма превратилась из этноконфессиональной в антидискриминационную. Стоит отметить также, что если ранее защите подлежало “национальное достоинство” и т. п., то теперь речь идет и об индивиде или группе лиц.

Перечисленные в статье деяния содержат в себе признаки состава преступления в случае, если совершены публично или с использованием СМИ. Будут ли в данном случае подлежать уголовной ответственности журналист и редактор СМИ? В литературе можно встретить мнение, что будут, так как фактически они являются соучастниками такого преступления.

Думается, что этот вопрос в УК РФ должен аналогично решаться в отношении ч. 2 ст. 280 “Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности” и ч. 2 ст. 354 “Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны”. Основным критерием решения вопроса об ответственности журналиста и главного редактора должен стать факт, предоставляло ли СМИ “трибуну” для преступников, соучаствовало ли в их деятельности или же информировало общество о происходящих событиях. Разграничение преступной деятельности и информирования о ней можно провести по признаку наличия либо отсутствия умысла на совершение противозаконных действий.

В прежнем Законе об информации было дано определение информации как “сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления”. Это определение является общим, относящимся ко всем видам информации. Термин “информация” был применен

ив ряде других федеральных законов. Новый Закон не изменил содержания понятия “информация”. Он стал более компактным, хотя и сгладил остроту некоторых устаревших проблем.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее — Закон о персональных данных) предназначен для обеспечения защиты прав и свобод человека

игражданина при обработке его персональных данных, в том

220