Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Старая Пермь Дома. Улицы. Люди, 1723-1917

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
34.49 Mб
Скачать

1723-1917

Весна 1855 года началась необычайно рано. К 4 апреля был необыкно­ венный разлив Камы. А летом произошло новое чудо: 31 июля в 7 часов вечера при ясной погоде и жаре в 50° на севере было видно необыкновен­ ное северное сияние. Зимой этого же года, 5 и 6 декабря вечером, опять было видно на северо-западе северное сияние, но далеко не столь величе­ ственное, как в июле.

В1872 году в ночь с 23 на 24 января в Перми наблюдалось шикарное северное сияние. Вот как описывает его А. А. Дмитриев: «Начавшись с 9 ча­ сов 30 минут на северной стороне небосклона, оно постепенно распростра­ нялось по всему небесному своду. Разнообразные переливы розового, голу­ бого, зеленоватого и фиолетового цвета производили величественное зрелище. Погода стояла теплая, на небе было почти безоблачно».

В1874 году 28 сентября в субботу около 2 часов дня в Перми было видно кольцеобразное солнечное затмение. Погода была ясная, небольшие тучки не мешали любоваться редким явлением.

Зима 1878 года продолжалась необыкновенно долго. В январе стояли морозы от 35 до 50°. Февраль тоже был холодный. Средняя температура

марта -2 8 °. Кама вскрылась поздно - 23 апреля, как в 1865 году.

В 1884 году на Святках и особенно 28 и 29 декабря были сильнейшие морозы - 60° и ниже. Воробышки замерзали на лету. Новый 1885 год также начался с морозами до 50° и ниже.

13 мая 1887 года около 2 часов дня была первая гроза с обильным дождем, а 24 мая при температуре +24° выпал сильный снег.

18 августа 1887 года в 12 часов 40 минут пополудни при безоблачном почти небе над Пермью пронесся в направлении с востока на запад и несколько к югу от зенита «аэролит» значительной величины. При паде­ нии слышался как бы отдаленный гром, из хвоста его сыпались искры. Упал в версте от села Таборы Оханского уезда со страшным шумом и грохотом и сотрясением почвы, принятыми за землетрясение.

Совершенно необычайная весна была в 1888 году. 26 марта в Перми уже тронулся лед на Каме, а 27 марта начался сплошной ледоход. Столь раннего вскрытия реки не помнил никто. По имеющимся данным, только в 1822 году Кама вскрылась в районе Перми 30 марта. 3 апреля, в воскресе­ нье, после полудня температура на солнечной стороне улицы была более +50°, такого не помнили старожилы. В апреле распустилась вся зелень, цвели деревья. 21 апреля была первая гроза, сопровождавшаяся сильным громом и крупным градом.

28 апреля 1889 года с 3 часов до 5 часов 30 минут пополудни в Перми было видно необычайное атмосферное явление: по описанию А. А. Дмит­ риева, «вокруг солнца темный край, окаймленный радугой и заключенный внутри громадный эллипс, окружность которого казалась огненной. Со всех четырех сторон вблизи эллипса видны были места усиленного света, слов­ но еще четыре солнца, задернутые белыми облаками. Фон эллипса и небо­ склон был голубой. Температура на улице была +35°». А 6 -9 мая этого года в Перми выпал снег...

/7

Щ -

2 Ъома. *Ъ/л и ц ы .Л. ю а и

.

Старая. сЛ грм.ь--------------------—------------------- *С-

 

 

 

1723-1дп

 

у - -

Улицы О

Большая Ямская и Малая Ямская

(Пушкина и Краснова)

Квартира писатепя Короленко. - Квартира певца

Городцова. - Дом замечательных людей. -

Последняя квартира художника Шанина. -

Костел. - П ервая

филармония. - Дом

Дягилевых. - Дом, где жил знаток Урала

Кривощеков. - Губернская земская управа. -

Пивоваренный завод. - Загородный сад. -

Бесплатнаянародная библиотека. -Дом краеведа

Повокрещ енных.

- Дом писательницы

Кирпищиковой. -Дом поэтессы Трутневой. -Дом,

где жил архитектор Гаврилов. - Городская

богадельня. - Дом старообрядца Крылова. -

Александровская больница. - Здание конвойной

команды и пересыльный замок.

начале XIX века Пермь заметно выросла и преобразилась: в южной части города выкопали ров, за ним устроили Буль­ вар, а Сибирский тракт так благоустроили, что ему дивились ино­

странцы. Движение по тракту стало более интенсивным - без конца шли подводы с товарами, повозки с именитыми гостями, заключен­ ные - пешие и в возках...

За Бульваром увеличилось число кузниц - на въезде в город и выезде из него надо было подковать лошадь, починить повозку. Вдоль ручья Стикс шла небольшая улочка - Кузнечная. При Модерахе она выросла до Кунгурской улицы, тянулась вдоль рва, и теперь на

ней ставили дома не только кузнецы да ямщики. Позже улица удли­ нилась до Красноуфимской (Куйбышева) и стала именоваться Ма­ лой Ямской. В наше время это название имеют только два квартала между ул. Н. Островского и 25-го Октября, остальная часть улицы носит имя жителя Перми летчика-истребителя Н. Ф. Краснова.

На Малой Ямской и Краснова осталось совсем немного старин­ ных строений.

На углу Малой Ямской, 13 (Краснова, 14) и Сибирской, 35 (37) в 1820-х годах для конвойной команды был построен одноэтажный каменный дом, доживший до наших дней (см.: Здание конвойной команды и пересыльный замок).

На углу Малой Ямской и Обвинской (25-го Октября, 43) в 1909 году было возведено здание для типографии Пермского губерн­ ского земства (в советское время - картонажный цех издательства «Звезда»), Рядом с 1900 года стоит двухэтажный дом с цокольным этажом из красного кирпича, построенный для сельскохозяйствен­ ной опытной станции Пермского губернского земства (сейчас - хи­ мический корпус сельхозакадемии).

В 1912 году было освящено здание на противоположном углу Малой Ямской и Обвинской (25-го Октября, 42), построенное по про­ екту архитектора В. В. Попатенко для Алексеевского и Нассоновского училищ на деньги купца Нассонова (теперь это стационар городской детской больницы № 9).

Параллельно Малой Ямской, от ручья Стикс до Красноуфимской, шла двусторонняя ул. Ямская, позже она продлилась до Ирбитской (А. М атросова) как односторонняя линия (в первой половине XIX века ров был засыпан), и только после пожара 1842 года улица по нечетной стороне дошла до Ермаковской (Решетникова) и приоб­ рела название Большая Ямская.

Большую Ямскую украшало занимавшее весь квартал здание Александровской больницы, обнесенное ажурной решеткой. Рядом с больницей на три квартала раскинулось отделение военных канто­ нистов (сейчас на этом месте - деревянные дома, напротив - Цент­ ральный рынок).

ЗТуш/сина и З ^ а а и & а

отбывал ссылку в Перми. Сначала он занялся сапожным делом; жил некоторое время на Соликамской, 50 (сейчас дома нет), потом пере­ ехал к Александрову; там познакомился с соседями-железнодорож- никами, которые снимали квартиры в этом же доме. Людей он к себе умел привлекать.

Вот как пишет М. А. Осоргин-Ильин о впечатлении от встречи с Коро­ ленко: «Никогда не видел лица благообразнее и приятнее! Чистота, мяг­ кость и душевность - как в каждой написанной им строке. Такому челове­ ку можно доверить все, самое дорогое и интимное, - и быть спокойным и знать, что встретишь полное внимание и чуткую серьезность. Я не уверен, что такие люди еще остались в России».

По совету новых друзей и поступил Владимир Галактионович табельщиком в главные железнодорожные мастерские Уральской

горнозаводской железной дороги.

Короленко дружил с семьей фотографа Морица Гейнриха, где росли 10 сыновей и две дочери, и был учителем и наставником этих

детей (см.: Д ом Любимовых - Рязанцевых. Ул. Пермская).

В Перми Короленко написал рассказы «Прошка», «Табельщики»,

«Временные обитатели подследственного отделения».

1 марта 1881 года В. Г. Короленко отказался присягнуть Алек­

сандру III и был выслан из Перми в Якутию.

Дом на Пушкина, 2 жив до сих пор, но уже практически не приго­

ден для жилья.

• ’

КВАГГИРА ПЕВЦА ГОРОДЦОВА "

! 1 “_________________

ул. Большая Ямская (Пушкина), 9 ________________________

анечетной стороне ул. Пушкина осталось мало старых

Шстроений. Вместо них высятся современные многоэтажки. Но стоит вспомнить о домах, которых нет, так как в них жили инте­

ресные люди.

Второй дом от угла ул. Верхотурской (Н. Островского) по Боль­ шой Ямской, 9 принадлежал Анжелике Юльевне Славинской, ж ене

1723-1917

время он жил на квартире в доме купцов Гавриловых на Красно­ уфимской (Куйбышева), 6. Потом приобрел дом на Большой Ямской, 13. В этом же доме находились дирекция народных училищ и губерн­ ский училищный совет.

Сразу же Алексей Пахомович включился в общественную жизнь города. Он - председатель правления общества вспомоществования неимущим воспитанникам духовного училища, член правления об­ щества трудовой помощи, член совета церковно-приходского попечи­ тельства при Рождество-Богородицкой церкви, член Пермского епар­ хиального комитета православного миссионерского общества.

Много раз Раменский поднимал вопрос о всеобщем начальном образовании, разрабатывал программы, но получал отказы. Его деви­ зом было высказывание великого французского писателя Виктора Гюго: «Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы».

В 1908 году Раменский продал свой дом на Большой Ямской и переехал на квартиру в дом на углу Вознесенской (Луначарского), 51 и Оханской (Газеты «Звезда»), 34 (дома нет). Вместе с ним пере­ ехали и учительский совет, и дирекция народных училищ.

Возвращаясь из поездок по уральской глубинке, он привозил то одного, то нескольких детей, потерявших родителей, устраивал их в приюты или в семьи своих родственников и знакомых, а некоторые оставались в одно­ этажном деревянном домике в семье Раменских. Бывало, что Алексей Па­ хомович возвращался без шубы и зарплаты. Жена Александра Гавриловна его не расспрашивала, знала, что он опять помог какой-нибудь сельской школе. В доме с ним жили сын Анатолий, который впоследствии окончил медицинский факультет Московского университета, и приемная дочь Ли­ дия Владимировна Алексеева, которая, получив образование, уехала учи­ тельствовать в Пашию.

В 1917 году, в 72-летнем возрасте, А. П. Раменский по болезни вышел на пенсию, перебрался в Симбирск и увез с собой пушкинскую коллекцию.

В1928 году Алексей Пахомович скончался в Симбирске.

С1908 года на Большой Ямской, 13 жила еще одна интересная семья - Орешниковых. Михаил Петрович Орешников, коллежский асессор, приехал из Красноуфимска (где служил в прокурорском

^Большая О м с к а я и У Н алая 0.ллс&ая

'У!уш1сина и 3\расноСга

надзоре окружного суда и общества попечения о лицах, освобожден­ ных из мест заключения) со своей женой, Ольгой Николаевной, и четырехлетним сыном Виктором, который вырос в этом доме, окон­ чил классическую мужскую гимназию. В 1919-1924 годах Виктор учился в высших Пермских художественных мастерских, реорганизо­ ванных в художественный техникум. В Ленинграде Виктор Михай­ лович окончил Академию художеств СССР. Живописец, народный художник России, действительный член Академии художеств, доктор искусствоведения и профессор, директор института им. И. Е. Репина, он не раз приезжал в Пермь на встречи с друзьями по художествен­ ному техникуму. Во время Великой Отечественной войны Орешни­ ков был в эвакуации в Перми и принимал участие в выпуске агит­ плакатов.

Картины В. Орешникова хранятся в Государственной Третьяков­ ской галерее, Государственном Русском музее, Пермской художествен­ ной галерее и других музеях.

| ПОСЛЕДНЯЯ гаД Р Т Э Т А ^ Х Щ О Ж тШ А ШАНИНА

уголуа. Большая Ямская (Пушкина), 16

| _________________________________ и Верхотурская, 36 (П. Островского, 42)_______________________

ервый квартал по Большой Ямской начинался с дома № 2 и заканчивался угловым двухэтажным полукаменным домом № 16, построенным по заявке в Городскую думу мещанином

П. Л. Швецовым (дом сохранился до нашего времени и все еще используется под жилье).

В 1907 году этот дом купил уже у другого хозяина, Кирилла Кондратьевича Оконишникова, Иван Львович Подюков, который в свою очередь продал свой двухэтажный каменный дом на Покров­ ской (Ленина), 54 В. Ф. Бартминскому, провизору, содержателю По­ кровской аптеки.

Иван Львович Подюков много лет, начиная с 1900-х годов, слу­ жил помощником классных наставников в реальном Алексеевском