Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лысенко.doc
Скачиваний:
215
Добавлен:
11.03.2015
Размер:
1.19 Mб
Скачать

§ 4. Становление системы государственной власти в Российской Федерации

Радикальные реформаторы не смогли воплотить в жизнь свои идеологические доктрины и обещания. Важнейшей задачей было сохранение территориальной целостности страны. Еще в 1990 г. автономные республики РСФСР получили статус союзных, что значительно расширило их суверенитет. В условиях структурного социально-экономического и общественного кризиса между регионами России усилились центробежные тенденции, налицо было разрушение традиционно сложившихся связей. Отсюда возникла угроза повторения судьбы СССР.

31 марта 1992 г. после длительного обсуждения и переговоров большинство из 89 субъектов РФ подписали Федеративный договор. Этот договор разграничивал предметы ведения и полномочия между федеративными органами власти и субъектами Федерации. От подписания уклонились лидеры Татарстана и Чечни, заявившие о полном суверенитете и независимости от федеральных органов. Лишь 15 февраля 1994 г. был заключен договор между федеральными властями и руководством Татарстана о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий. Затем подобные договоры были заключены и со всеми остальными субъектами РФ. Исключение составила Чечня, где сепаратистские устремления привели к вооруженному противоборству (первая Чеченская кампания — 1994 — 1996 гг., вторая Чеченская кампания — 1999 г. — по настоящее время). Однако подписание этих договоров не принесло ожидаемого укрепления государственно-политического единства. Сохранение органов советской власти как в федеральном центре, так и на местах значительно тормозило процесс государственного строительства.

В период с 1992 г. по 1993 г. в высших эшелонах власти началась борьба между ее ветвями. В 1993 г. велась работа по разработке Конституции в условиях противостояния двух высших институтов государственной власти: исполнительной — в лице президента и его аппарата и законодательной — в лице руководства Верховного Совета. В основе конфликта лежало различие в подходах к развитию конституционного процесса, стратегии и тактики переходного периода, к реализации рыночных реформ. Сторонники президента вели борьбу за усиление центральных органов исполнительной власти, ускорение процесса реформ и за форсированную приватизацию. Руководство Верховного Совета, опираясь на большинство оппозиционно настроенного депутатского корпуса, настаивало на плавном и сбалансированном переходе к рынку и регулируемой государственной экономике. Вместо выработки оптимальной для страны модели разделения властей российские «верхи» занялись борьбой на взаимоистребление.

Так, распущенный Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил отстранить его от должности, избрав и.о. президента А.В. Руцкого. Безусловно, наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта.

Оппозиция 3 — 4 октября 1993 г. предприняла попытку свержения законной власти. Сосредоточившись в «Белом доме», оппозиционеры осуществили захват мэрии, пытались взять Останкинский телецентр. Верные президенту войска, штурмуя «Белый дом», захватили засевших там депутатов с их вооруженными сторонниками. Политическая авантюра стоила жизни 150 человек.

После сокрушения в октябре 1993 г. Верховного Совета, а вслед за тем и всей системы Советов, президентская сторона предложила проект новой Конституции, одобренный 12 декабря 1993 г. Это означало переход к президентской республике. Глава государства сосредоточивал в своих руках всю полноту исполнительной власти и, кроме того, наделялся существенными законодательными полномочиями. Так, президент получил право отлагательного вето в отношении решений Федерального собрания, а для преодоления президентского вето в каждой из палат при повторном голосовании необходимо собрать не менее 2/3 голосов. Вероятность отмены президентского вето в большинстве случаев невелика. Президент получил право роспуска Государственной думы в случае трехкратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной президентом. В целом российская конституция создала государственную модель, где разделение властей крайне зыбко, а президент наделен огромными полномочиями.

Нужно отметить, что вместо обещанной радикал-демократами западноевропейской и североамериканской общественной модели в России стала утверждаться латиноамериканская модель модернизации. Страны этого типа, развиваясь на рыночной основе и вовлекаясь в мировые хозяйственные связи, занимают в них нишу, определяемую наиболее развитыми индустриальными странами. Российская ниша — экспорт сырья, в первую очередь нефти и газа, различных сортов металла. Все иные отрасли, в том числе и наукоемкие, образование и наука оказываются невостребованными и обреченными на прозябание.

Социальная структура обществ латиноамериканской модели предполагает процветание узкого слоя торгово-ростовщического и банковского капитала, а также срастающегося с ним коррумпированного чиновничества. Подавляющее большинство общества с низким уровнем образования и сознанием, обусловленным рыночной массовой культурой, состоит из бедных слоев. Средний класс практически отсутствует. Политическая демократия и стабильность в таком обществе нежизнеспособны, ибо их основой, как свидетельствует мировой опыт, может быть только средний класс, составляющий более половины населения. В этих условиях не может быть и экономической стабильности.

К сожалению, это подтверждается и опытом модернизации России. Так, летом 1992 г. под давлением Верховного Совета правительство прибегло к денежной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических преобразований. Негативно сказывалось на экономике и наличие бюджетного дефицита. В 1994 — 1996 гг. он составлял 12 — 15 %. Резко проходил спад промышленного производства. В 1996 г. он достиг 55 % по сравнению с 1991 г. Лишь в 2000 г. впервые отмечен незначительный рост промышленного производства, да и то за счет энергетического комплекса. На высоком уровне сохранилась инфляция: в 1994 г. — 250 %, в 1996 г. — 80 %.

Сокрушительный удар по проведению макроэкономических реформ нанес дефолт 17 августа 1998 г. Последовал отказ платить по внутренним долгам, был объявлен 90-дневный мораторий оплаты внешних долгов. Последовала девальвация рубля. Рухнула банковская система. Уровень жизни большинства населения еще больше снизился.