книги из ГПНТБ / Четверо на орбите [сборник материалов о Героях Советского Союза летчиках-космонавтах В. А. Шаталове, Б. В. Волынове, А. С. Елисееве, Е. В. Хрунове]
.pdfствие парашютная система. Слегка покачиваясь на пара шюте, мы опускались на землю, вблизи нее сработали двигатели мягкой посадки и мы плавно приземлились. Во время спуска на парашюте велась двусторонняя связь с вертолетом и самолетом группы поиска, которые на блюдали за нашим спуском. К нам подлетел вертолет,
инас встретили представители группы поиска, спортив ные комиссары, корреспонденты и друзья.
Ярад, что оправдал доверие Родины. От души бла годарю всех ученых, инженеров, конструкторов, рабочих
ииспытателей, принимавших участие в создании кораб лей «Союз» и проведении их совместного полета.
Спасибо за внимание.
Б ори с ВО Л Ы Н О В :
ТРИУМФ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Товарищи и друзья! Дамы и господа!
Как вы уже знаете из сообщений печати, 15 января 1969 года в 10 часов 14 минут по московскому времени на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Союз-5» с экипажем из трех космонавтов.
Командиром корабля был назначен я, бортинжене ром — кандидат технических наук Елисеев Алексей Ста ниславович и инженером-исследователем подполковник Хрунов Евгений Васильевич.
Перед экипажем стояла задача выполнения обшир ной программы научных исследований, экспериментов и наблюдений, основой которых были:
сближение и стыковка космических кораблей, создание обитаемой экспериментальной космической
станции,
345
выход двух |
космонавтов в космос с последующим |
|
переходом их в |
корабль «Союз-4». |
полностью. Со |
Намеченная |
программа выполнена |
|
вершив в течение трехсуточного полета |
более 49 оборо |
|
тов вокруг Земли, космический корабль «Союз-5» бла гополучно приземлился в заданном районе Советского Союза в двухстах километрах юго-западнее Кустаная.
Полет космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» еще раз показал, что разум советских ученых, конструк торов, опыт инженеров и техников, умелые руки рабочих способны создавать совершенные космические корабли.
Большое и сердечное им спасибо.
К выполнению программы полета мы приступили на участке выведения. Весь экипаж перенес активный уча сток хорошо.
После отделения от носителя проверили состояние и функционирование систем корабля и установили связь с Землей и командиром корабля «Союз-4» Владимиром Шаталовым. Все последующее время полета связь меж ду нашими кораблями была постоянной.
В соответствии с программой полета на пятом витке после выполнения ручной ориентации я включил двига тельную установку и провел коррекцию орбиты с целью встречи с кораблем «Союз-4» в расчетной точке орбиты.
16 января в результате успешно проведенных манев ров наши корабли вошли в зону действия автоматиче ской системы сближения, и в 10 часов 37 минут нача лось автоматическое сближение кораблей.
При расстоянии 100 метров между кораблями Вла димир Шаталов и я перешли на режим ручного управ ления. После причаливания произошло жесткое стяги вание кораблей и соединение их электрических цепей.
На орбите была создана экспериментальная космиче ская станция. Управление как кораблем, так и станцией осуществлялось из кабины космонавтов. В ней сосредо-
346
точены все органы управления и контроля за работой систем корабля, а также размещены рабочие места кресла космонавтов.
Кроме кабины, в составе корабля имеется орбиталь ный отсек, который представляет собой хорошо оборудо ванную научно-исследовательскую лабораторию, где мы проводили научные и медико-биологические эксперимен ты, наблюдения и фотографирование. В нем же можно выполнять комплекс физических упражнений, необходи мых при длительном пребывании в состоянии невесомо сти.
Орбитальный отсек во время выхода космонавтов из корабля и при входе в корабль является шлюзовой ка мерой.
Наличие шлюзовой камеры подобного типа избав ляет космонавтов от необходимости во время полета постоянно находиться в скафандрах.
Очередной важнейшей задачей после стыковки было осуществление выхода в космос инженера-исследователя Хрунова Е. В. и бортинженера Елисеева А. С. и после дующий их переход в корабль «Союз-4».
Для осуществления перехода космонавты должны были надеть скафандры.
Во всех предыдущих полетах скафандры надевались на Земле. В этом полете впервые надевание скафандров производилось на борту космического корабля.
Я помогал космонавтам надевать скафандры и ран цы, а также контролировал готовность космонавтов к выходу.
Четко и безошибочно выполнить все эти операции нам помогли тщательные тренировки в период подготов ки к полету.
Перед выходом я сориентировал орбитальную стан цию и застабилизировал ее. Убедившись в исправности системы шлюзования, хорошем состоянии и самочув-
347
ствии товарищей, я в заданное время дал команду на
выход.
С помощью оптического визира и телевизионных ка мер мы с Владимиром Шаталовым наблюдали за дей ствиями выходящих космонавтов и их состоянием и в случае необходимости готовы были дать нужный совет.
Работу вне станции и переход космонавты произво дили в скафандрах, снабженных автономной системой жизнеобеспечения регенерационного типа.
После проведения ряда научных экспериментов и на блюдений в космическом пространстве Хрунов и Елисеев перешли в орбитальный отсек космического корабля
«Союз-4».
После проверки функционирования бортовых систем станции в соответствии с программой полета 16 января в 15 часов 55 минут по московскому времени корабли рас стыковались и каждый из них продолжал выполнять на меченную программу научных исследований.
Я на корабле «Союз-5» проводил коррекцию орбиты, ориентацию корабля на Землю и Солнце. Корабль по слушен органам управления и является отличной маши ной для дальнейшего исследования космоса.
В перечень научных наблюдений и исследований вхо дили медико-биологические эксперименты, исследование элементов космической навигации, магнитного поля Зем
ли |
и наблюдения |
за |
земной атмосферой. |
В соответствии |
с программой полета на 49-м витке |
||
был |
произведен спуск |
с орбиты. |
|
Спуск прошел успешно, и в заданном районе была произведена мягкая посадка. После приземления меня сразу же встретили представители группы поиска, кор респонденты, друзья.
Я благодарен советскому народу, Коммунистической партии, Советскому правительству за доверие, оказанное
348
мне в осуществлении полета на космическом корабле
«Союз-5».
Спасибо за внимание.
Е вген и й Х Р У Н О В :
ЧАС В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ
Дорогие товарищи! Дамы и господа!
Я постараюсь коротко сообщить вам о работе, ко торую выполнял, как инженер-исследователь, в полете космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», и о своих впечатлениях во время этого полета.
В мои обязанности входило проведение ряда науч ных экспериментов, наблюдений, исследований.
Одним из основных экспериментов в программе поле та был выход в открытое космическое пространство и пе реход из одного космического корабля в другой, во время которых мы должны были выполнить большое количество работ и наблюдений. В их число входила проверка системы шлюзования, оценка возможности скафандра и автономной системы жизнеобеспечения, выполнение монтажных работ в открытом космосе, про ведение наружного осмотра кораблей, наблюдение в открытом космосе светил и Земли, выполнение фото- и киносъемки.
Находясь в корабле, я следил за процессами прича ливания, стыковки и жесткого механического соедине ния кораблей в единое целое — экспериментальную кос мическую станцию; работал с астронавигационной аппа ратурой; исследовал прохождение радиоволн в различ ных диапазонах через ионосферу. Мы выполняли меди ко-биологические эксперименты и исследования.
349
Должен вам сказать, что «Союз-4» и «Союз-5» — это прекрасно оборудованные космические корабли, позво ляющие выполнять большое количество разнообразных научных исследований, наблюдений, экспериментов. И в будущем возможности применения этих кораблей для решения научных задач еще больше возрастают при полете их в состыкованном состоянии, когда они обра зуют орбитальную станцию, которая сможет необходи мое время находиться на орбите искусственного спутника Земли.
В соответствии с полетным заданием первая в мире экспериментальная космическая станция существовала несколько часов. Но это был важный экспериментальный полет, который дал ответы на многие важные практи ческие вопросы, связанные с организацией связи между отсеками и проверкой функционирования приборов, ап паратуры, энергопитания, систем управления и ориен тации экспериментальной станции. Эти вопросы и были полностью решены в предусмотренное программой вре мя. Задача длительного, полета кораблей «Союз-4» и «Союз-5» в состыкованном состоянии на этом этапе не ставилась, хотя такой полет был возможен и в течение более длительного времени.
Как же мы выполняли переход из одного корабля в другой?
16 января, когда корабль «Союз-4» совершал 35-й виток, мы с А. Елисеевым вышли из кабины корабля в орбитальный отсек и приступили к надеванию скафан дров. Вскоре к нам присоединился командир корабля Борис Волынов и помог надеть гермошлемы, перчатки и ранцы автономной системы жизнеобеспечения. В это время как раз проходил сеанс телевидения, и нам ска зали, что нас хорошо видят на Земле.
Орбитальный отсек кораблей серии «Союз» служит не только для проведения научных наблюдений, отдыха
350
космонавтов. Он одновременно является шлюзовой ка мерой.
Поэтому, когда Борис Волынов ушел на свое место в кабину корабля и закрыл гермолюк, мы проверили гер метичность скафандров, работу системы жизнеобеспече ния, доложили о готовности к выходу, и командир наше го «Союза-5» включил механизм открытия люка.
Мне первому предстояло покинуть орбитальный от сек корабля. Люк открылся, и в корабль хлынул поток солнечного света. Я увидел Землю, горизонт и черное небо и почувствовал себя так, как перед покиданием самолета на первых парашютных прыжках. Это было волнение, похожее на предстартовое волнение спорт смена, длившееся несколько секунд. Затем привычный, отработанный на десятках тренировок ритм работы за* хватил меня, и думалось только о выполнении задания.
Вышел я из корабля легко, осмотрелся. Корабли «Союз-4» и «Союз-5» представляли великолепное зрели ще. Были видны мельчайшие детали на их поверхности, они ярко сияли, отражая солнечный свет. Прямо передо мной находился «Союз-4», очень похожий на самолет — большой длинный корабль, как фюзеляж, и солнечные батареи, как крылья. Орбитальная станция в это время находилась над Южной Америкой.
Полюбовавшись на эту изумительную картину — сверкающий космический корабль на фоне Земли и чер ного неба,— я начал перемещаться, пошел в район сты ковочного узла, где на корабле «Союз-5» была установ лена снаружи кинокамера, производившая съемку при чаливания и стыковки космических кораблей.
Хочу уточнить понятие «пошел». У нас, живущих на Земле, понятие перехода, перемещения связано, как правило, с ходьбой. В условиях невесомости идти по поверхности корабля в обычном смысле слова нельзя—
351
нет опоры под ногами, нет силы, прижимающей чело века к поверхности. Еще на Земле, на тренировках мы нашли, что перемещаться в космосе, «переходить» по ко раблю из одного места в другое, лучше всего... на руках, используя жесткие поручни для опоры.
Так, перехватывая поручни, подошел к кинокамере. Держась одной рукой за поручень, другой рукой снял кинокамеру с кронштейна и отстыковал от борта ко рабля разъем ее электропитания.
А затем таким же методом, «на руках», перешел по поверхности орбитальной станции в отсек корабля «Союз-4». Оставаясь по пояс снаружи, проводил наблю дения за горизонтом Земли, за работой двигателей ори ентации, вел связь с командирами кораблей, с Алексеем Елисеевым, достал фотоаппарат «Салют» из орбиталь ного отсека и сделал несколько снимков корабля.
Когда мы вошли в зону радиосвязи со станциями слежения Советского Союза, я подтянул к себе кинока меру, снятую с кронштейна «Союза-5» при переходе, установил ее на специальный кронштейн у люка орби тального отсека «Союза-4» и подключил электропита ние. Теперь на эту кинокамеру фиксировался выход Алексея Елисеева и его переход в космосе из «Союза-5» в «Союз-4».
Должен сказать, что производить операции по снятию и монтажу кинокамеры в условиях космоса, а также вы полнять фотографирование ручной камерой не просто. Обязательно нужно фиксироваться у рабочего места.
Во время перехода А. Елисеева я наблюдал за ним, поддерживал связь. Потом мы вместе с Елисеевым по сигналу командира вошли в орбитальный отсек «Союза-4», закрыли люк, включили наддув, создали нормальное давление и сняли скафандры. К нам вышел в отсек В. Шаталов, мы с ним сердечно встретились, об-
352
н-ялись, передали ему письма от родных и утренние га зеты за 15 января с сообщением ТАСС о его полете на
«Союзе-4».
Так был выполнен переход из одного корабля в дру
гой.
Этот эксперимент показал, что возможно выполнение в космосе таких работ, как замена экипажа космических станций, как монтаж оборудования и спасение экипажей кораблей, потерпевших аварию на орбите.
Следует отметить исключительно хорошую работу автономных систем жизнеобеспечения. Мы находились в открытом космосе около часа. Самочувствие было от личным. Вентиляция скафандра хорошая. Никакого пе регрева мы не ощущали. Пульс и дыхание были в пре делах нормы. Иллюминатор гермошлема не запотевал. Ресурс системы жизнеобеспечения не был израсходо ван полностью. Мы могли бы еще длительное время на ходиться в открытом космическом пространстве.
Успех эксперимента по переходу из корабля в ко рабль через открытый космос был обеспечен отличной подготовкой на Земле. Мы с Елисеевым выполнили де сятки полетов на летающей лаборатории с воспроизве дением режимов невесомости в полете.
Мы были хорошо подготовлены к выполнению каж дой операции этого эксперимента и ничего неожиданно
го в космосе не встретили. |
«Союз-4» и «Союз-5» |
|
16 |
января 1969 года корабли |
|
были |
расстыкованы. Расхождение |
кораблей — незабы |
ваемое зрелище! Мы с нетерпением ожидаем обработки фото- и киноматериалов, полученных в это время.
После выполнения эксперимента по переходу в орби тальном полете выполнен большой объем научных на блюдений и медико-биологических экспериментов. Ре зультаты этих исследований и наблюдений обрабаты ваются специалистами и будут опубликованы.
23 Зак. 260. |
353 |
На следующий день, 17 января, мы выполнили по садку. Об этом уже рассказал командир «Союза-4». Скажу только, что наблюдения за работой систем кораб ля «Союз-4» проводились до самого касания Земли и подтверждают высокую точность и надежность работы всех систем, агрегатов и приборов этой очень умной машины.
Корабль сел в расчетном районе, и тотчас прилетел вертолет группы поиска.
Нам доставили теплую одежду, и мы вылетели в Ка раганду, а оттуда на космодром. Так закончился наш полет.
Спасибо за внимание.
Алексей ЕЛИСЕЕВ:
ПЕРВОКЛАССНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ НА ОРБИТЕ
Товарищи, друзья! Дамы и господа!
Основными обязанностями бортинженера космическо го корабля «Союз» является контроль и анализ работы всех систем.
Что можно сказать о корабле «Союз»?
Корабль «Союз» представляет собой комфортабель ную космическую лабораторию, удобную как для про ведения различных научных экспериментов, так и для отдыха.
Компоновка оборудования в кабине корабля и орби тальном отсеке обеспечивает хорошие условия для рабо ты экипажа в космическом полете. Рабочие места чле нов экипажа оформлены в соответствии с функциями, возложенными на каждого космонавта.
354
