Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Добровольский Е.Н. Почерк Капицы

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
5.3 Mб
Скачать

И очень остроумный.

Тут надо сказать, ему много приписы­ вают, чего он и не говорил.

Допустим.

Не допустим, а точно.

Действительно, если бы выбирали десять самых остроумных людей страны, нечто вроде национальной сборной по остроумию, Петра Леонидовича можно бы­ ло назначить бессменным старшим трене­ ром.

Для полевого игрока годы не те?

Не скажи.

Все засмеялись.

Меня начали успокаивать, что разгово­ ры о том, будто Капица любит розыгрыш, не совсем основательны. Он — воспитанный человек.

Среди нас был тридцатилетний физиктеоретик, пока не доктор (ВАК еще не ут­ вердил, но по тому, как заботливо прислуши­ вались к нему все присутствующие, было ясно, что скоро утвердит). Теоретик выска­ зал свое мнение. Я записал. Позднее мо­ лодой доктор пожелал остаться неизве­ стным.

138

Мнение молодого доктора, пожелавшего остаться неизвестным

(Стенограмма)

Я не слыхал, чтобы Капицу называли лордом. Или крестьянином. Не знаю. У него есть другое прозвище (оживление присут­ ствующих). Его называют кентавром. Он знает.

В греческой мифологии кентавры — дикое фессальское племя. Обитатели гор и рощ. Полулюди-полукони. Известно сраже­ ние кентавров с Гераклом. Но не в этом де­ ло. Так его называют потому, что в нем не­ человеческая, почти лошадиная энергия со­ четается с удивительной способностью стре­ миться к цели. Он идет по прямой. Для него нет ни рвов, ни барьеров. Если нужно пере­ шагнуть, он перешагнет. Так мне кажется. Сам он говорит, что талант определяется диапазоном противоречий. Он противоречи­ вый человек. Но иногда им хочется восхи­ щаться. Он храбрый человек. Это не храб­ рость террориста. Там неизвестно, где сама храбрость, где тщеславие. У него храбрость солдата. Как долг перед мундиром. И это подкупает. Нет визга. Что касается ехидства,

139

то это не так страшно. Все зависит от того, в каком Капица настроении (общее одобре­ ние).

В каком Капица настроении...

Ровно в шесть он вошел в зал, на мгно­ вение задержался в дверях, пропуская когото вперед, быстро прошел на сцену. Очень быстро, почти резко. На нем серый спортив­ ного покроя костюм и синяя клетчатая ков­ бойка, «грезы пижона 20-х годов». Он сел на стул в углу сцены. Первый докладчик попро­ сил сорок минут.

Можно написать очень много о семина­ рах Института физических проблем. Мож­ но вспомнить много выдающихся научных работ, много веселых шуток, впервые про­ звучавших на этих семинарах. К сожалению, на капшнниках не ведут никаких прото­ колов. Но чтобы представить атмосферу этих собраний, лучше всего прочитать подшивку протокола заседания Ученого совета. Вряд ли можно найти документы, которые бы подробней рассказывали о Капице, о его методе работы, о его отношении к людям.

Вот один из протоколов. Он переписан

140

дословно. Сохранены все детали первоисточ­ ника. В скобках — пояснения, которые да­ вались мне.

ЗАСЕДАНИЕ ОТ 25 СЕНТЯБРЯ 1962 г.

(Первое заседание после летнего перерыва. Рассматривается работа аспиранта В. Ф. Гант­ махера)

В. Ф. ГАНТМАХЕР отметил, что из де Гааз ван Альфенэффекта узнаются экстре­ мальные площади плоских сечений фермиповерхности, из циклотронного резонанса — эффективные массы, а из размерного эффек­ та, так же как из поглощения ультразвука в магнитном поле, — размеры ферми-поверхно- сти в некотором направлении.

П. Л. КАПИЦА спросил, не назвать ли это дело эффектом Гантмахера. Правда, слиш­ ком длинная фамилия, надо было бы ему обзавестись короткой, но ведь не он сам себя так назвал.

А. А. АБРИКОСОВ сказал, что обяза­ тельно надо назвать этот эффект именем Гантмахера. Он его придумал и открыл, так что дело чистое.

П. Л. КАПИЦА сказал, что сам Гант-

141

махер не может назвать его так в своих рабо­ тах. Об этом нужно позаботиться другим. В этот момент П. Л. Капица заметил сзади Ю. П. Гайдукова и предложил ему продемон­ стрировать ногу. (Летом на охоте Гайдуков прострелил ногу.)

Ю. П. ГАЙДУКОВ смело продефилиро­ вал от своего места до стола президиума и обратно.

П. Л. КАПИЦА сказал, что в результате прошедшего лета один из сотрудников про­ стрелил себе ногу, другого чуть не съел мед­ ведь. Нельзя пускать народ в путешествия. Есть ли возражения против этого, а также против публикации работы Гантмахера?

Возражений нет.

(Далее в протоколе отмечено обсужде­ ние других вопросов. Потом идет такая за­ пись.)

...В этот момент руководство заседанием было передано А. С. Боровику-Романову, не­ смотря на тайное недовольство некоторых из присутствующих. (А. С. Боровик-Рома­ нов — заместитель Капицы.)

А. С. БОРОВИК-РОМАНОВ тут же при­ крыл обсуждение и спросил, есть ли возра­ жения против публикации.

142

Возразить никто не решился. Председатель Ученого совета ИФП

академик П. Л. Капица Ученый секретарь Ученого совета

доктор физико-математических наук А. А. Абрикосов.

Алексей Алексеевич Абрикосов и есть тот самый сотрудник, которого чуть не съел медведь. Как выдающемуся ученому, секре­ тарю на одном из юбилейных заседаний ему подарили картину, где он был изображен ря­ дом с бурым медведем. Формально картина была выполнена вполне в реалистических традициях — в институте есть свои художни­ ки, — но вместо красок был использован цветной гуталин. Это не просто трюкачество, это чтобы картина действовала не только на зрительные, но и на обонятельные центры. А чтобы счастливый владелец мог продлить эстетическое наслаждение до бесконечности, к картине были приложены несколько жес­ тянок гуталина.

В 1964 году Алексея Алексеевича Абри­ косова избрали в члены-корреспонденты Академии наук. Характер протоколов не из­ менился. Многие не согласны, кто-то говорит: «Глупости», кто-то говорит: «Нельзя серьез­

143

ное дело превращать в шутку». Капица раз­ водит руками: «Когда ищешь — всегда весе­ ло».

О сути этого юмористического стиля в работе говорил и Нильс Бор, кстати, на семи­ наре в Институте физических проблем:

— Шутки, остроты — в этом было наше спасение в трудные времена. Трудные пото­ му, что новая наука рождается совсем не просто и далеко не всегда и не все получает­ ся. Юмористические отступления в такие ми­ нуты — неоценимое подспорье.

Однажды Капица сказал: «Только очень глупый человек не понимает шуток». Это категорическое заявление ко многому обя­ зывает.

25 марта Капицу ждали в МГУ в эстрад­ ной студии «Наш дом». Все «нашдомовцы» были предупреждены заранее, до начала спек­ такля толпились в вестибюле, но Капица не пришел. Где-то в душе мы и не ожидали, что он придет. Все-таки академик, солидный че­ ловек. Вместо него пришли два его сына — физик Сергей Петрович и полярник Андрей Петрович. Я думаю — на разведку.

144

В антракте Павел Евгеньевич Рубинин сказал, что Петр Леонидович не мог при­ ехать: Анна Алексеевна плохо себя чувст­ вует. Но в другой раз он обязательно при­ едет, и действительно, через неделю на сле­ дующий спектакль Капица приехал.

Это было в общем-то неожиданно. Я уви­ дел его со сцены, сквозь дырочку в занавесе. Он сидел в пятом ряду справа, совсем так же, как у себя на капишниках, все в том же сером полупиджаке-полукуртке, наверняка, по мнению широкой публики, очень не по­ хожий на академика, на героя, на лауреата. Собираясь в театр, он надел галстук. Это сра­ зу бросалось в глаза.

Начался спектакль. Все было, как обыч­ но. В партере смеялись. На балконе кричали браво. Только Капица в пятом ряду сидел непроницаемый. Было странно.

Когда в зале начинали аплодировать, он тоже аплодировал, но как-то очень вежливо. Как только дали занавес, я провел Капицу за сцену.

Кто бывал в Доме культуры МГУ на Мо­ ховой, знает эту комнату. Там репетируют певцы, поэтому в комнате стоит рояль, и ри­ суют художники, поэтому все шкафы напол-

145

йены облупленными черепами, всякими гип­

совыми

цветочками, орнаментами. У окна

в кучу

свалены подрамники, мольберты.

В тот сезон эта комната еще служила разде­ валкой для актеров и друзей студии, поэтому у дверей, на шкафах, на рояле лежали, ва­ лялись, висели пальто, портфели. Короче, комната была мало приспособлена для прие­ ма высоких гостей, но другой не было.

Капица вошел. Ему предложили единст­ венный более или менее нормальный стул. Мне было неловко, я был уверен, что спек­ такль ему не понравился. Но он неожиданно начал говорить много приятного. Спрятав­ шийся было режиссер «Нашего дома» Марк Розовский, покашливая, вышел вперед. И вот тут произошло, на мой взгляд, самое интерес­ ное. Пропала скованность. Капица расспра­ шивал о задумках театра. Ему действитель­ но было интересно. Ему начали объяснять, что такое театр-диспут. Эта идея ему понра­ вилась. Он загорелся, заволновался, начал говорить быстрее обычного, вспомнил о сту­ денческой самодеятельности своей молодо­ сти, вспомнил об английских клубах. Театрклуб, театр-диспут — это, по его мнению, вполне заслуживает внимания. Это современ-

146

йо. Потом разговор как-то сам по себе пе­ решел на вопросы архитектуры. Потом го­ ворили о литературе. И все чувствовали себя равными с этим человеком. Он не был акаде­ миком, директором, начальником. Он был просто Петром Леонидовичем Капицей, ост­ роумным, много знающим человеком.

Было без четверти двенадцать. Капица сказал: «Обычно я ложусь спать ровно в де­ сять». Ровно в двенадцать он повторил, что ложится спать в десять, и все начали про­ щаться.

Через несколько дней в Институте фи­ зических проблем был первомайский вечер. В зале Ученого совета должен был высту­ пать «Наш дом». В коридорах, устланных праздничными дорожками (есть еще и «непраздничные», они лежат в будни), толпи­ лись принаряженные физики и очень наряд­ ные девушки из Дома обуви. Институт физических проблем и Дом обуви многие вечера отдыха проводят совместно. «Что вы хотите, — сказал один из устроителей празд­ ника, — наш коллектив всегда за гармониче­ ское сочетание интеллекта и красоты».

147

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ