Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Малинин Г.А. Академик Бардин

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
2.45 Mб
Скачать

перешагнула довоенный уровень производства и прочно заняла второе место в мире.

Строительство заводов в годы первых пятилеток, превративших отсталую Россию в страну индустриаль­ ную, Бардин когда-то назвал чудом. Восстановление

черной металлургии Юга после Отечественной войны он назвал вторым чудом в своей жизни.

— Почему свершилось

это чудо? — отвечал

он

на

вопросы

журналистов. — Потому, что трудился

не

по­

кладая

рук народ, работали

преданные партии

совет­

ские люди.

Так же работал и сам Бардин, не жалея сил ради выполнения государственных задач. Его разносторонняя деятельность была снова по достоинству оценена пра­ вительством. На груди ученого засверкал четвертый ор­ ден Ленина.

Блестящие знания техники,

сырьевой базы, органи­

зации производства — все это

позволяло Бардину ус­

пешно выполнять многие сложные задания правитель­ ства.

Решено было построить вблизи Ленинграда большой металлургический завод. В качестве сырья для него предполагалось использовать Кольскую руду и печор­ ский уголь. Пути транспортирования руды и угля скре­ щивались у старинного городка Череповца. Отсюда не­ далеко Ленинград и Москва, что представляло удобный вывоз готовой продукции.

Однако подсчеты показали, что в Череповце завод строить невыгодно. При большой удаленности сырьевых баз продукция предприятия — чугун — обошлась бы до­ роже привозного, уральского.

Задача оказалась трудной, решить же ее нужно бы­ ло во что бы то ни стало. И это дело правительство по­ ручило Академии наук СССР.

40

Совет по изучению производительных сил при Акаде­ мии организовал летом 1945 года Ленинградско-Мур­ манскую экспедицию. В нее вошли крупные ученые. Председателем Ученого совета экспедиции назначили академика И. П. Бардина.

Полтора года Бардин и другие участники экспеди­ ции изучали сырьевую базу Кольского полуострова и северных районов. Возле Оленьей горы ученые нашли мощные залежи железных руд.

Из них удалось получить концентрат высокого каче­ ства с хорошими экономическими показателями. Это уже упрощало задачу — металл будет дешевле.

Участники экспедиции пошли дальше. Они предло­ жили привозное топливо — печорский уголь — частично заменить торфом, залежи которого у Череповца состав­ ляли миллионы тонн. Для газогенераторов металлурги­ ческого завода торф — замечательное топливо, не хуже угля. Это тоже сулило значительную экономию.

Исследования продолжались. Изучив металлообра­ батывающую базу экономического района, сотрудники экспедиции предложили заменить часть привозной ру­ ды скрапом, то есть металлическим ломом. Его на пред­ приятиях Ленинграда и соседних городов ежегодно собирали до 800 тысяч тонн. Ломом можно было заме­ нить более половины необходимого количества железной руды.

В один из апрельских дней 1947 года в Ленинград съехались ученые и инженеры из Москвы, Петрозавод­ ска, Вологды, Свердловска и других городов. Они собра­ лись выслушать отчет экспедиции и обсудить ее выводы.

— Завод в районе Ленинграда строить можно и нужно, — сказал руководитель экспедиции. — Но глав­ ной продукцией будущего завода должен стать не чугун, а сталь и прокат. Товарный чугун производить на нем

41

нецелесообразно, так как он должен пойти потом на дальнейшую переработку. А при выпуске стали и прока­ та новый завод окажется, безусловно, рентабельным, ме­ талл — близким и дешевым.

Местом строительства завода экспедиция рекомендо­ вала город Череповец.

Ныне Череповецкий металлургический завод стал реальностью. Он успешно выплавляет металл и непре­ рывно растет.

Много сделал Бардин по расширению базы черной металлургии, в частности путем использования бедных железных и марганцевых руд.

В Керченском бассейне сосредоточены огромные за­ пасы железных руд — более двух миллиардов тонн. За­ легают они близко от поверхности земли. Это позволяет вести их разработку наиболее дешевым, открытым спо­ собом. Однако эти руды бедны железом и к тому же «загрязнены» вредными примесями — мышьяком и фос­ фором. Без особой подготовки эти руды использовать нельзя.

Ученые А. А. Байков, И. П. Бардин и их ученики сумели разработать метод удаления из металла вред­ ных примесей и показали, как из керченских руд полу­ чать хорошую сталь. Теперь из этой стали прокатыва­ ют хорошие рельсы.

Имя академика И. П. Бардина стоит по праву в ря­ ду ученых, геологов, рабочих, усилиями которых район Тургайской низменности (Кустанайская область Казах­ ской ССР) превратился в мощную сырьевую базу чер­ ной металлургии. Специальная Тургайская правительст­ венная комиссия под его руководством занималась оценкой залежей аятских руд и выработкой практиче­ ских мероприятий по их использованию.

Еще больше энергии отдал Бардин освоению Сибири.

42

За семь с половиной лег, проведенных в этом краю, уче­ ный полюбил его, хорошо изучил природные богатства. Часто бывая здесь и после, видел, как стремительно пре­ ображается Сибирь, всеми силами способствовал даль­ нейшему использованию здешних несметных богатств.

В конце 1948 года в Кемерово, а через десять лет в Иркутске состоялись конференции по изучению произ­ водительных сил Кузнецкого Бассейна и Восточной Си­ бири. И. П. Бардин выступал на них с большими докла­ дами. Он рассказал о разведанных здесь природных бо­ гатствах, о путях их хозяйственного использования, о необходимости создать третью металлургическую базу — на востоке страны. Конференции наметили основные мероприятия по составлению перспективного плана раз­ вития Сибири, строительству тут новых металлургиче­ ских заводов.

Бардин непосредственно участвовал в разработке перспективных схем генеральных планов новых метал­ лургических предприятий: Ново-Тагильского, Казах­ станского, Орско-Халиловского, Закавказского, Черепо­ вецкого, Западно-Сибирского и других, а также,ряда заводов для социалистических стран.

Ученый помогал своими советами и при сооружении новых предприятий. Часто его можно было видеть на площадках вновь строящихся заводов. Нет, пожалуй, ни одного металлургического предприятия от Москвы до Сахалина и Казахстана, от Хибин до Закавказья, где бы он ни побывал по нескольку раз.

Чтобы полнее удовлетворять необычные запросы реак­ тивной и ракетной техники, турбо- и приборостроения и других важнейших отраслей народного хозяйства, по­ требовалось заново создавать металлургию таких ме­ таллов, как титан, ниобий, бериллий, вольфрам, молиб­ ден. Большой вклад в создание отечественной титановой

43

промышленности, а также в изыскание металлов и спла­ вов для новейших отраслей техники внесли Бардин и представители его школы.

В последние годы остро встал вопрос о создании высоких сортов жаропрочных и особопрочных сплавов. Такие сплавы нужны для изготовления лопаток газо­ вых и паровых турбин, котлов высокого давления, реак­ тивных двигателей, фюзеляжей и кабин высотных само­ летов, химической аппаратуры, защитной брони и много­ го другого. Техника высоких температур и скоростей не­ мыслима без высококачественных сплавов.

Институтом металлургии Академии наук СССР, руководимым Бардиным, совместно с учеными других научных учреждений были проведены большие исследо­ вания по усовершенствованию технологии получения технически чистого титана и ниобия из отечественного сырья.

За активное участие в решении ряда важнейших го­ сударственных и народнохозяйственных задач правитель­ ство еще трижды награждало Бардина орденами Ленина.

Но не только вопросами металлургии приходилось заниматься ученому.

В конце 50-х годов ученые всего мира участвовали в крупнейшем международном научном мероприятии — в 3-м Международном геофизическом году (МГГ). Цель этой грандиозной работы заключалась в выявлении ос­ новных закономерностей геофизических процессов, свя­ занных с жизнью нашей планеты. В проведении много­ численных исследований участвовали ученые 66 стран, в том числе и Советского Союза *.1

1 Первый Международный полярный год проводился с августа 1882 г. по август 1883 г., в нем участвовало 12 стран. Второй Меж­ дународный полярный год проходил с августа 1932 г. по сентябрь 1933 г., участвовало в нем 49 государств.

44

Для составления программы участия СССР и наме­ ченных исследованиях, согласования ее с международ­ ными организациями, а также для координации и конт­ роля за деятельностью советских учреждений еще в 1І955 году при Президиуме Академии наук СССР был создан Междуведомственный комитет по проведению Международного геофизического года. Председателем комитета назначили академика И. П. Бардина.

В1956—1957 гг. ученый выезжал в Канаду и Испа­ нию на заседания ассамблеи Международного геодези­ ческого и геофизического союза, ознакомил зарубежных ученых с планами научных работ по программе МГГ, намеченных Советским Союзом.

Вконце 1958 года Президиум Академии наук СССР

заслушал отчет о деятельности Междуведомственного комитета. Президиум особо отметил работу председа­ теля комитета академика И. П. Бардина и его помощни­ ков по защите интересов советской науки, а также уча­ стие наших ученых в международных научных орга­ низациях и высокий уровень проведенных исследова­ ний.

Много труда и энергии вложил Бардин в создание научных учреждений. Он не раз говорил, что творческое содружество людей інауки и производства резко сокра­ щает период решения коренных научно-технических проблем, ускоряет темпы технического прогресса. Пыл­ ким и непреклонным борцом за единство науки и произ­ водства он оставался до конца своей жизни.

С годами и сам Бардин все больше и больше отдает­ ся, несмотря на свою загруженность, научным исследо­ ваниям в области черной металлургии. Некоторые его исследования и разработки отмечены высокими награ­ дами и привлекли внимание ученых и инженеров-метал- лургов всего мира.

45

ЗАДАЧА ВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Большое ли время минута! Как будто величина не очень большая. Но если, например, экономить на каж­ дой плавке в средней мартеновской печи только по од­ ной минуте, в год такая печь даст дополнительно боль­ ше сотни тонн стали.

Но экономить минуты становится все труднее. Дело в том, что плавка металла подчинена неумолимым зако­ нам. и нарушение технологии чревато всяческими опас­ ностями.

И вот здесь-то доменщикам и особенно сталеварам помог обыкновенный кислород, тот самый кислород, которым мы дышим.

Очень сговорчивым и хорошим помощником оказал­ ся этот легкий бесцветный газ. Оказывается, если содер­ жание кислорода в дутье увеличить всего на несколько

процентов, то

процессы плавки металла

в плавильных

печах пойдут

значительно интенсивнее.

Они ускорятся

и улучшатся.

 

 

Ни одна отрасль промышленности не потребляет так много кислорода, как металлургия. На выплавку одной тонны чугуна требуется до трех с половиной тысяч кубо­ метров воздуха. Крупный современный металлурги­ ческий завод потребляет в год до двух миллионов тонн угля и свыше трех миллиардов кубометров кисло­ рода.

Но в плавильные печи вдувают не чистый кислород,

аатмосферный воздух. Для процессов же, протекающих

вдоменных и мартеновских печах, нужен только кисло­ род. В воздухе его содержится всего 21 процент. Значит, на крупном металлургическом предприятии вместе с тре­ мя миллиардами кубометров кислорода неизбежно про­ гоняется около двенадцати миллиардов кубометров азо-

40

та. Азот же в плавильных печах — «мертвый» и даже, вредный газ, замедляющий течение реакций. Он не толь­ ко не поддерживает горение, но, нагреваясь, уносит с собою значительную часть тепла. Кроме того, азот в ря­ де случаев, растворяясь в металле, значительно ухуд­ шает качество последнего.

А что, если в плавильные печи давать не просто воз­ дух, а только кислород? Или хотя бы дутье, обогащен­ ное кислородом.

Такая идея возникла давно, более ста лет назад. Но важная догадка оставалась не осуществленной до тех пор, пока в это дело не вмешались советские металлур­ ги И. П. Бардин и другие.

Пушки еще гремели на фронтах Отечественной вой­ ны, когда советские металлурги начали опыты по обога­ щению дутья кислородом ‘. Их возглавлял академик И. П. Бардин. Как и во всяком новом деле, ученому и его ученикам пришлось преодолеть много трудностей. На их пути было немало скептиков и всякого рода мало­ веров.

Еще в 1926 году советский ученый профессор К. Г. Трубин впервые указал на целесообразность использова ния кислорода для ускорения процесса сжигания топли­ ва в мартеновских печах. Однако техника металлургии того времени еще не позволяла практически решить важную и сложную задачу. К тому же получение кисло­

рода

обходилось еще очень дорого.

В

1932—1934 годах

на

ряде заводов — Черноречен

ском,

«Красное

Сормово»,

«Серп и молот» — проводи­

лись

различные

опыты

по

обогащению дутья кислоро­

дом.

Во всех

случаях

производительность доменных и

мартеновских

печей увеличилась.

' Опыты проводились и до Бардина.

47

Спустя несколько лет (в 1940—1941 гг.) опыты стави­ лись на одной из доменных печей Днепропетровского за­ вода на подогретом и обогащенном кислородом дутье. Они также дали положительные результаты.

Чтобы сказать, как применять кислород, ученые должны были провести десятки опытов и расчетов. Все надо было изучить, обдумать, понять, проверить опыт­ ными плавками. А летом 1946 года академик уже высту­ пал в Магнитогорске на совещании доменщиков: «Полу­

ченные опытные

данные, — говорил он, — дают твер­

дую уверенность

в том, что применение кислорода от­

кроет широкие перспективы развития черной металлур­ гии».

В течение нескольких лет опытная доменная печь Ново-Тульского металлургического завода успешно вы­ плавляла на обогащенном кислородом дутье передель­ ный и литейный чугун и ферромарганец. Испытыва­ лись разные варианты, различные степени обогащения воздуха кислородом. Обогащение дутья кислородом на три-четыре процента дало прирост производительности печи на двадцать-тридцать процентов и снизило расход кокса.

Практика доменного процесса на обогащенном кис­ лородом дутье совершенствовалась. В 1956 году на Но­ во-Тагильском заводе мощную доменную печь перевели на выплавку передельного чугуна с повышенным содер­ жанием кислорода в дутье. Производительность агрега­ та сразу возросла.

Увеличилась производительность печей и на других предприятиях, где применяли кислород.

Опыты по применению кислорода в доменном произ­ водстве еще не закончены. Они продолжаются и в наши дни.

48

Еще больших успехов удалось добиться в примене­ нии кислорода в сталеплавильном производстве.

По предложению И. П. Бардина вначале исследова­ ния проводились на столичном заводе «Серп и молот», на небольшой ІІО-тонной печи.

Руководитель работ Бардин был доволен. Первые же плавки превзошли все ожидания. Тогда эксперимента­ торы перешли на печи большего объема —30—40-тон­ ные. Испытывались различные степени обогащения кис­ лородом.

Бардин сам присутствовал на многих эксперимен­ тальных плавках, внимательно наблюдал за тем, что делается в печах, изучал результаты плавок, давал но­ вые задания.

Вместе с рабочими и инженерами завода «Сери и мо­ лот» ученые разработали наиболее рациональную, впол­ не законченную технологию.

С помощью кислорода удалось сократить на опыт­ ных мартеновских печах продолжительность плавок до 5—б вместо обычных 8—10 часов. В общей сложности производительность печей на заводе повысилась в пол­ тора раза, расход топлива сократился, снизилась себе­ стоимость металла. Качество же стали при этом ни­ сколько не ухудшилось, а по некоторым свойствам даже улучшилось. И. П. Бардин написал на завод теп­ лое письмо, в котором отметил, что «коллектив, прини­ мавший участие в этих работах, сделал большое дело».

Применение кислорода позволило буквально возро­ дить конверторный способ выплавки стали, открыло пе­ ред ним новые перспективы и сделало его значительно выгоднее, чем производство стали в мартенах.

Таких ошеломляющих результатов не ожидал и сам Иван Павлович. Он поехал на один из заводов и на

49

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ