Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Косточкин, В. В. Старым Смоленским трактом

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
26.35 Mб
Скачать

97

ны красивыми наличниками с фронтончиками наверху. Верхняя часть колокольни, где висели увесистые коло­ кола, многогранная, в два яруса. С северной стороны можно видеть остатки ее древнего арочного «рыльца. Вместе с надвратной церковью она образует интересную архитектурную композицию.

Шедевром строительного искусства является трехшат­ ровая Одигитриевская церковь постройки 1635—1638 годов. Она стоит в нескольких шагах от надвратного храма, по оси его проезда. Памятник этот является луч­ шим украшением Вязьмы. После крепостной Спасской башни это второе каменное здание города — в целом очень простое, но в то же время пышное и нарядное. Как какой-то триумфальный монумент выоится церковь в центре невысокого зеленого холма. Ее формы великолеп­ но характеризуют художественные вкусы жителей Вязь­ мы второй четверти XVII века, то есть именно тогда, когда .в городе началось каменное строительство.

Вязьма. Ивановский монастырь. Одигитриевская церковь. 1635—1638 гг.

<-----

Познакомимся, однако, с Одигитриевской церковью более подробно. Это обыкновенный, бесстолпный, вытя­ нутый вверх четверик с мелкими кокошниками под кар­ низом. В тимпанах кокошников блестят цветные израз­ цовые вставки. Какую-то красочную нарядность придают они сооружению. В других памятниках архитектуры Вязьмы таких вставок нет. Они составляют одну из осо­ бенностей декоративной обработки храма. Покрыт он чуть вытянутым продолговатым сомкнутым сводом. Под его корытообразной железной кровлей сохранились ос­ татки как бы лезущих вверх кокошников. Своеобразную ступенчатую пирамиду составляли они для великолеп­ ных, устремленных вверх шатровых глав. Словно ска­ зочные, празднично одетые сестры стоят они рядом, как бы плечом к плечу, выстроившись в одну линию. Две главы декоративные и только средняя, чуть более круп­ ная, открыта внутрь храма. Граненые барабаны глав бо­ гато орнаментированы деталями из лекального кирпича

98

Вязьма

Вязьма.

Ивановский монастырь.

Ивановский монастырь.

Одигитриевская церковь.

Одигитриевская церковь.

План.

Шатры

 

----- >

ибелого .камня. Здесь и резные перехваты наличников окон, и консоли под двойными декоративными арочками,

ишаровидные вставки, напоминающие аптекарские пи­ люли. Величаво стоят на барабанах и их ребристые, сло­ женные из кирпича и тянущиеся вверх шатры, покрытые кровельным железом. Таких нет на церквах Вязьмы. Не

встретишь шатровых храмов и на всей огромной Смолен­ щине. Это строительный уникум древнего города, кото­ рым по праву гордятся его жители. Глядя на него, не­ вольно думаешь о деревянной Вязьме начала XVII вежа, о том времени, когда она была сплошь «утыкана» дере­ вянными шатровыми храмами, безусловно оказавшими влияние на композицию Одигитриевокой церкви.

Интересно и внутреннее пространство Одигитриевского храма, особенно его алтарная часть. Только здесь вы и сможете увидеть голосники, совершенно неизвестные в других архитектурных сооружениях города. Небольши­ ми черными пятнами смотрятся они на оводе апсиды.

100

Внимательно присмотревшись, вы наверняка обратите внимание на их устройство. Круглые отверстия голосни­ ков состоят из двух полукружий, сделанных в ложковых частях 1кирпичей. Соединенные вместе, они и образовали отверстия, за которыми находится пространство голос­ ников. Словно черные бусины, расположились они на по­ верхности стен. Видимо, строившие Одигитриввокую цер­ ковь мастера особо позаботились о ее «звучности», то есть о ее акустических качествах. Бас дьякона, служив­ шего когда-то в этом «божьем доме», с силой врезался в гущу молящихся, стоявших перед сонмом ярких и кра­ сочных изображений святых, рядами располагавшихся между тяблами уходившего вверх иконостаса.

С запада к церкви примыкает довольно низкая трапез­ ная более позднего времени, а с двух боковых сторон — почти одинаковые ампирные притворы с пилястрами, фронтонами и куполами, сменившие собой более древние, возможно, с шатровыми покрытиями. Они хотя и нару­ шают первоначальную композицию сооружения, но не заслоняют собой его великолепной первоосновы. Вместе с ней они образуют интересную, нигде больше не встреча­ ющуюся архитектурную композицию, привлекающую внимание «любителей прекрасного».

Такова Вязьма, таковы ее малоизвестные художествен­ ные сокровища. Мысленно охватывая их единым взгля­ дом, вы наверняка убеждаетесь в том, что этот древний русский город уже давно ждет своей архитектурной мо­ нографии.

4. Болдино и Дорогобуж

Дорога на Волдино начинается в Вязьме, на централь­ ной площади города. Мост через реку выводит на доброе но мощенную булыжником улицу, вы поднимаетесь по ней вверх и оказываетесь у Ямской Христорождествеиской церкви, выстроенной усердием прихожан в 1763 году. Своеобразной промежуточной вехой становится она на вашей дороге. Половина пути уже позади. Миновав церковь, путешественник оказывается за пределами го­ рода. Вы снова в пути, вновь на старом Смоленском тракте. Здесь, за Вязьмой, это обыкновенная, изобилую­ щая рытвинами грунтовая дорога, покрывающаяся после дождей широкими лужами. Все дальше и дальше ведет она на запад. Вязьмы теперь не видно; город скрылся за пологим холмом, и только телевизионная вышка маячит в туманной дали. Вильнув несколько раз в стороны по заросшей кустами дороете, ваша запыленная машина вы­ рывается на луговые просторы. По сторонам шапки-пря­ но пахнущих белых цветов. Кругом небольшие возвы­ шенности. Ярко светятся на солнце участки возделанных полей. Золотится рожь, зеленеет лен, чуть синеет тяну­ щийся вверх овес. Проехав деревню Коменово, вы окаже­ тесь в прохладном лесу. Высокие вековые сосны окружа­ ют тракт справа и слева. Двигаясь .вперед, вы чуть ли не задеваете ветви придорожных кустов.

Но вот неглубокая колея старого тракта незаметно вы­ нырнула из лесной гущи. Впереди большое село Семлево — бывшее поместье Н. П. Бирюкова. Покровская цер­ ковь 1795 года в селе давно разобрана. То ли по неве­

102

жеству, то ли по недомыслию. С тех пор прошло бо­ лее тридцати лет. А сооружение, как говорят, было ин­ тересное. Сейчас же достопримечательного в Семлеве ни­ чего нет. Село как село. Обычные деревянные дома, обыкновенные сады, в буйной растительности которых они утопают. Это вы видели всюду на Смоленском трак­ те. И, несмотря на это, Семлево знаменито. Несколько лет назад о нем много писали в периодической печати17. При полном бездорожье в прошлом веке здесь очень часто бывали иностранцы. Царское правительство, пре­ следуя какие-то цели, не препятствовало им и выдавало визы на въезд в страну.

Интерес к Семлеву не пропал и в наши дни. В 1960— 1961 годах тут побывало даже несколько экспедиций. И все это из-за «московской добычи», все из-за золота и драгоценностей. Да! Да! Не удивляйтесь. Из-за большого количества драгоценностей и самого настоящего золота.

Расскажу, однако, все по порядку. Известно, что, по­ кидая сгоревшую, не давшую крова и питания Москву, Наполеон захватил с собой немалое количество ценнос­ тей, награбленных в бывшей русской столице. Слитки зо­ лота и серебра, выплавленные в горнах прямо в Кремле из изделий благородных металлов, драгоценные камни из риз икон, сами иконы и всевозможная ценная утварь вместе с фамильными драгоценностями из покинутых домов московской дворянской знати и собранными в них произведениями искусства — все это, как рассказывали очевидцы, было погружено французами на телеги и от­ правлено в Париж. «Трофеи», «военная добыча», «дань войны» и другие обтекаемые фразы произносил Наполе­ он по поводу этих богатств, бесстыдно прикрывая разбой­ ничьи и мародерские действия своих вояк.

Но что же действительно захватили с собой французы? Достоверно известно, что самые значительные ценности им не достались. Принадлежавшие в основном храмам и монастырям, они еще до появления наполеоновских сол­ дат в Москве, по распоряжению церковных властей, вместе с великолепной патриаршей ризницей были выве­ зены в Вологду. Но какая-то доля золота, серебра и дру­ гих драгоценностей все же попала в руки французов. Часть этой «добычи» была отбита у отступавших наполео­

новских войск и отправлена М.

И. Кутузовым в Петер­

бург. Серебряный слиток весом

сорок

пудов

получила

тогда в подарок российская столица.

«Сии

сокровища

суть дар победивших врага»,— писал

в сопроводитель­

ном письме М. И. Кутузов. Другую же часть

драгоцен-

103

ноетей враг тащил с собой все дальше и дальше, стре­ мясь как можно скорее оставить российские пределы. Но обоз захватчиков быстро уменьшался. Натиск русских становился все сильнее и сильнее. Настойчиво и неуклон­ но осуществляя план параллельного наступления, М. И. Кутузов не давал спешно уходившим неприятель­ ским войскам никакой передышки. В их рядах творилась путаница и неразбериха. «Непобедимая» армия редела не по дням, а по часам. Только в обозе императора царил еще какой-то порядок. Несколько десятков подвод ;в этом обозе, нагруженные ящиками и мешками с награблен­ ными драгоценностями, тщательно охранялись днем и ночью. Но всему свой черед. Под Вязьмой казаки атама­ на М. И. Платова отбили несколько подвод из имиераторокого обоза. Их трофеями оказались старинные, ви­ зантийского письма иконы в драгоценных ризах. Утрата части награбленного огорчила Бонапарта, армия кото­ рого потеряла уже всякую боеспособность. Поражения под Малоярославцем и у Вязьмы окончательно убедили его в том, что война проиграна. О каком-то ином ее ис­ ходе нечего было и думать. При таких условиях вывезти награбленные сокровища было немыслимо. Выход был только один — надежно спрятать их «до лучшего време­ ни». Вскоре это и было сделано. В один из дней, когда имнераторехая колонна имела дневку, Наполеону доло­ жили, что неподалеку в густом лесу имеется небольшое, но глубокое озеро. В нем-то он и приказал якобы зато­ пить «московскую добычу». Это озеро располагалась не­ подалеку от безвестной тогда деревушки Семлево, в 29 верстах от Вязьмы, на старой Смоленской дороге. Вот, собственно, почему село Семлево и пользуется такой из­ вестностью на протяжении более полутора столетий.

Местные жители хорошо знают это озеро. Они называ­ ют его Стоячим. Озеро расположено в густом лесу, в сто­ роне от села. Вода iB нем темно-бурого цвета, чуть горь­ коватая на вкус. Вокруг плавучие торфяники и топкие болота. Подойти к воде не везде возможно. Говорили, что французские подводы с русскими драгоценностями при­ были сюда в полночь по единственной дороге, .ведущей из села. Гвардейцы стащили все с подвод на лед. Прору­ бать его не было необходимости. Тяжелый груз сам про­ ламывал тонкую, еще не успевшую окрепнуть ледяную корку и быстро скрывался в озерной пучине. По свиде­ тельству уже названного мною генерала Ф. Сегюра, в озе­ ро был якобы брошен и большой золоченый крест с ко­ локольни Ивана Великого в Москве, снятый по личному

104

распоряжению Бонапарта. Вот, собственно, и все, чем столько лет славится Семлево, вернее, Семлевское, или, как его называют еще, Стоячее озеро, расположенное в лесу близ села Семлево. Все попытки извлечь что нибудь из этого озера оказывались безрезультатными. Озеро упорно хранит свою тайну.

Правда, специальным исследованием на дне семлевского Стоячего озера были обнаружены какие-то твердые предметы, обладающие высокой электропроводностью, а анализ проб воды и ила, взятого из его глубин, указал на повышенное количество растворенного в нем цинка, меди и особенно серебра. Говоря иначе, выяснилось, что Стоячее озеро имеет четко выраженную аномальную зо­ ну, которая дает основание сделать предположение о на­ личии на его дне металла. Однако к поднятию его еще не приступали. •

Не советую и вам заниматься поисками «московских ценностей» в Стоячем озере. Оно глубокое, а берега, как я уже сказал, сильно заболочены. И если на дне озера и лежит московское золото, то его покрывает слой ила тол­ щиной в пятнадцать метров. Это установлено исследова­ телями. Нырять, как видите, абсолютно бессмысленно и даже опасно.

Учтите также, что крест с колокольни Ивана Велико­ го, утопленный будто бы в Стоячем озере, в марте 1813 года был обнаружен в Московском Кремле у северных дверей Успенского собора. После изгнания французов его сразу и не заметили. Есть основание думать также, что в семлевское Стоячее озеро была спущена только самая громоздкая часть «московской добычи» — возможно, старинное оружие и тяжелые пушки. Ведь доставил же семлевокий помещик Н. П. Бирюков в штаб русской ар­ мии большое количество брошенных французами пустых лафетов. Золото же и драгоценности, которыми Наполе­ он стремился пополнить свою отощавшую казну, при от­ ступлении французских войск стремились спасти во что бы то ни стало. Это были самые ценные «военные тро­ феи» захватчиков, пренебрегать которыми они явно не могли. Кроме того, мемуары самих же французов гово­ рят, что московские драгоценности прятались и в других местах, на всем протяжении дороги, по которой они, об­ мороженные и разбитые, с позором отходили на запад. Это было между Дорогобужем и Смоленском, у Борисо­ ва на Березине, в Ковно, около Вильны, близ Гродно, где-то на дороге в Литве, под Белостоком и в целом ря­ де других мест. Их точное определение не поддается гео­

105

графической расшифровке. К сказанному добавлю, что в семидесятых годах прошлого века очень много говорили и о потоплении «сокровищ московских царей» француза­ ми в озере близ местечка Бор Селененскаго уезда Моги­ левской губернии. Мест их укрытия, оказывается, как видите, немало. Так что лезть в холодную темную воду семлевского Стоячего озера вам уже совсем нет никако­ го смысла.

Полюбуйтесь лучше красотой озера, его темной, не колышущейся водой, как в сказочном зеркале отражаю­ щей обступившие его деревья, прислушайтесь к скрипу их стволов и шелесту прибрежного камыша и продол­ жайте путь дальше. Ведь до Болдина — очередной цели вашего путешествия — остается не так далеко. Старый Смоленский тракт, по которому тащились обмороженные французские солдаты, ведет прямо к нему. Здесь его не без основания называют Московским. Так он именовался и в древности, в XVI веке. За Семлевым этот тракт еще

Болдино. Троицкий монастырь. Литография

1864 г.

---- >

менее наезжен, нежели на участке от Вязьмы. Времена­ ми кажется даже, что его трасса вообще исчезает, на­ столько неясно просматриваются ее контуры сквозь плотную лесную чащу. Отсутствие следов шин и отпечат­ ки копыт на песке подсказывают, что пользуются им здесь не часто. Шофе'ры предпочитают выбираться на идущую в стороне Минскую автомагистраль. Вы же оставляете позади Калиновку, минуете крупное лесное пожарище с торчащими из земли голыми стволами об­ горевших деревьев (результат брошенного окурка или непогашенного костра), проезжаете деревни Прудище и Чоботово и, любуясь величавой суровостью стеной стоя­ щего леса, достигаете почти незаметного поворота. Тутто дорога и выскочит из леса. Вы уже в Болдине.

Не слишком большое село Болдино — живописный уголок на Смоленщине, расположенный в центре огром­ ного лесного массива. Как бы затерявшееся в стороне от дорог, удобных для скоростного транспорта, это село при-

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ