
книги из ГПНТБ / Галашевич, А. А. Торопец и его окрестности
.pdf


105
О |
10 |
-4— |
|
Усадьба Якшино. План первого этажа главного дома.
Возможно, требования заказчика отразились на изме нении декора. Капители пилястр мастера пытаются сде лать похожими на коринфские, украшение окон строже, карниз между этажами только намечен. Но декор, сложный по исполнению, с трудом осваивается местны ми мастерами, и в каждой его детали звучит местный торолецкий мотив.
Перед домом разбит небольшой регулярный парк. По следние его остатки видны и сейчас. Парк заканчивался искусственным прудом. За ним стоит церковь. Вокруг церкви на горушке приютилось село, а за ней крутой об рыв опускается до самого оврага, где по дну в кустах пу тается тинистый ручей.
Архитектурная композиция Пятницкой церкви вызы вает в памяти уже виденную в усадьбе Знаменское. Не вольно напрашивается предположение, что их строила одна артель. Сходство не только в композиции. Основные размеры плана, оконные и дверные проемы, ширина пи-

107
Дмитриевская церковь построена в 1765 году, спустя три года после выдачи разрешения на строительство церкви в усадьбе Знаменское «по приобщенному рисун ку». Ее отличает только отсутствие светового восьмери ка, что, возможно, было связано с требованиями заказ чиков.
«ВПРЕДЬ ПИСАТЬ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТО ВА ДА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, А ДАНИ ВНОВЬ ПО ЛОЖЕНО 16 АЛТЫН 4 ДЕНЬГИ...». В нескольких кило метрах от Нишевиц на шоссе расположена деревня Крест. Отсюда вновь придется свернуть в сторону и пройти два километра до села Почеп. В селе уцелел ставший теперь редким памятник архитектуры — деревянная церковь Рождества Христова. Когда-то в богатом лесом Торопецком крае дерево пользовалось особым уважением. Вплоть до конца XVII столетия в самом городе строили только из дерева. В XVIII веке деревянных церквей было больше, нежели каменных. Избы, сараи, амбары, мосты, посуда, мебель —всюду господствовало дерево. Его любили, це нили, умели из него извлечь все необходимое для себя, причем извлечь так, что оно становилось украшением быта, его неотъемлемой частью. Дерево по праву счита ется исконно народным русским материалом. И сейчас, когда приходится видеть единичные уцелевшие деревян ные церквушки, испытываешь какое-то особенно трога тельное чувство общения с чем-то близким. Создаются музеи деревянного зодчества, организуются заповедники, куда свозятся деревянные памятники. Там их охраняют, берегут. Туда едут тысячи туристов. Но как бы ни хо рошо было в таком музее для памятника и как бы долго он там ни сохранялся, всегда будешь вспоминать вот та кую скромную почепскую церквушку, ставшую частью окружающей природы, частью русской деревеньки. А ес ли церковь стоит на берегу реки или озера, как эта, то увиденная картина на всю жизнь останется в памяти, станет маленькой частью большого понятия — Родина.
Христорождественская церковь в селе Почеп построе на в 1768 году. По-видимому, на этом месте их смени лось несколько. Так, например, в документе XVII века говорится: «впредь писать церковь Рождества Христова да Николая Чудотворца, а дани вновь положено 16 ал тын 4 деньги»47. Слова «впредь» и «вновь» указывают, что была какая-то церковь и новую надо именовать подругому. Спустя же лет двадцать, в 1709 году, новый до-

110
те с тем лишило ее живописной пластичности, при сущей дереву как материалу. Тогда же стены внутри оштукатурили. Все это затрудняет исследование памят ника. Не совсем ясно, как долго церковь простояла без обшивки, какие части древние, а какие перестроены, и т. д. Возможно, при дальнейших исследованиях выяснит ся, что в своей основе почепская церковь имеет более раннюю постройку, а указанный год относится не к строительству здания, а к его перестройке и переоевящению. Такие ошибки при изучении деревянных па мятников вполне допустимы, и датам, заимствованным из документов, приходится не всегда доверяться. Ма стера, работавшие в дереве, были ничуть не хуже ка менных дел MacTeipo® и умели не хуже их скрывать вся кие переделки. Последнее слово должен сказать архитек тор-реставратор, которого, кстати, памятник ждет уже не первый год.
«СТРОГИЙ ВИД АНТИЧНОГО ЗАЛА ИСКАЖЕН БО ЛЕЕ ПОЗДНИМИ ОБРАЗАМИ В КИОТАХ, НАВЕШАН НЫХ МЕСТАМИ НА КОЛОННЫ...». Дальше за Нишевицами по старому Холмскому тракту в селе Ш-зйно, или, как раньше называли, в погосте Шейно, находится Иоанновская церковь 1829 года. Если бы мы не видели эту церковь раньше на фотографии в музее архитектуры в Москве, то вряд ли сразу поняли бы, что перед нами культовое здание.
По местному преданию, церковь первоначально была путевым дворцом графа Григория Григорьевича Кушелева по дороге из Краснопольца в Хворостьево. Легенда до вольно заманчива для объяснения необычных форм церк ви. Она в свое время увлекла даже известного историка русского искусства Николая Николаевича Соболева, по бывавшего в этих местах и поверившего в нее. Но, к со жалению, при внимательном натурном обследовании ле генда никак не подтвердилась и, видимо, была рождена народной фантазией, пищей для которой послужила не привычная архитектура церкви.
Недоумение вызывает прежде всего внешний вид зда ния, больше похожего на небольшой усадебный дом не богатого помещика. Такие поместные постройки еще из редка встречаются по селам. Их строили, как правило, заурядные провинциальные архитекторы, или же они со здавались по произвольной фантазии владевшего селом помещика. Теперь, когда верхний ярус колокольни ело-

