Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Богатский, А. В. Н. Д. Зелинский (1861 - 1953). Страницы жизни и творчества

.pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
19.10.2023
Размер:
7.09 Mб
Скачать

творческих воззрениях о природе органических соединений, о составе и даже строении молекул Н. Н. Соколов был весьма близок к тем оригинальным взглядам, которые развивал А. М. Бутлеров,— писал впоследствии Н. Д. Зелинский,— Таким образом, хо­ тя школа А. М. Бутлерова была далеко от Одессы, тем не менее мы, молодые студенты, отлично пред­ ставляли себе то значение, какое имела эта теория химического строения для развития химии»5. При­ веденные слова говорят о том, что химия с первых же дней существования нового университета получила определенное и четкое направление развития, созвуч­ ное с наиболее передовыми взглядами того времени.

Прогрессивное направление в развитии Одесского химического центра еще более усилилось, когда в период с 1871 по 1873 годы кафедру химии Новорос­ сийского университета возглавил один из ближайших учеников А. М. Бутлерова — Владимир Васильевич Марковников. Выдающийся ученый, он одним из пер­ вых пламенно пропагандировал теорию химического строения А. М. Бутлерова и внес существенный вклад в ее развитие, тщательно разработав учение о взаим­ ном влиянии атомов в молекуле. В. В. Марковников принес с собой опыт и стиль знаменитой Казанской школы химиков.

Сохранились вступительные лекции В. В. Марковникова, прочитанные 16 и 17 марта 1872 года в Новороссийском университете. Каждое слово в них проникнуто глубоким убеждением в правоте теории химического строения А. М. Бутлерова, верой в ее блестящее будущее. «...Новая теория, — говорил В. В. Марковников, — представляет необозримое по­ ле для исследований и в то же время часто сама указывает способы для проверки ее выводов». Про-

5 Н. Д. Зелинский. Собрание трудов, т. 4. М., 1960,

с. 545.

11

рочески звучали последние строки лекции: «...рядом с экспериментальной химией должна создаться ма­ тематическая химия, и эта химия будет «химией бу­ дущего»6.

Созданию прегрессивного химического научного центра, начатому Н. Н. Соколовым и В. В. Марковниковым, помогал Александр Андреевич Вериго (1837—1905 гг .)— ученик Н. Н. Соколова по Петер­ бургскому университету. Там, в северной столице, он активно участвовал в работе первых химических научных кружков. Прибыв вместе с учителем в Одес­ су, он с 1865 года стал приват-доцентом Новороссий­ ского университета, а с 1871 года — профессором. К своим весьма глубоким и интересным исследованиям они широко привлекали студентов. Такие незауряд­ ные фигуры, как известный и талантливый профес­ сор Н. Н. Соколов и его молодой) энергичный и ши­

роко образованный помощник

А. А. Вериго, сдела­

ли кафедру очень

популярной в университете.

Вокруг Н.

Н.

Соколова,

В. В. Марковникова,

А. А. Вериго

группировалась

пытливая молодежь.

При кафедре возник своеобразный научный студен­ ческий кружок — редкое явление в царской России. Душою этого кружка был А. А. Вериго. Кружок по­ сещали В. М. Петриашвили (Петриев), П. Г. Меликишвили (Меликов), С. М. Танатар и другие, став­ шие впоследствии известными учеными. А. А. Ве­ риго щедро делился идеями, опытом, навыками ис- следователя-экспериментатора. В сухих официальных отчетах Новороссийского университета отдается долж­ ное его деятельности: «Многие студенты естествен­ ного отделения физико-математического факультета, желая в каникулярное время усовершенствоваться в химических опытах, занимались в лаборатории по

6 В. В. Марковников. Избранные труды. М., 1955,

с. 271—289.

12

нескольку часов в день; в этом случае надо отдать полную справедливость бескорыстному усердию до­ цента химии А. А. Вериго, который с полной готов­ ностью уделял свое время на руководство молодыми тружениками»7.

Глубокое уважение и любовь испытывали к Алек­ сандру Андреевичу студенты, в частности Н. Д. Зе­ линский. Много лет спустя, 22 марта 1905 года, после смерти А. А. Вериго, он опубликовал в газете «Рус­ ские ведомости» некролог. Николай Дмитриевич пи­ сал: «Он был прекрасным лектором; чтения его от­ личались строгим научным характером и часто бы­ вали увлекательны...

Город Одесса вообще по части санитарного своего благоустройства во многом обязан покойному... проф. Вериго был очень популярен в городе, популярностью же он пользовался и среди студентов, которые от­ носились к нему с уважением и любили его. Как человеку доброму и отзывчивому ему не раз прихо­ дилось, пользуясь своим положением в университе­ те и городе, ходатайствовать не без успеха в тяжкие годы жизни университета, в конце 70-х и в начале 80-х годов, о том или другом студенте, имевшем несчастье навлечь на себя административные кары»8.

Будучи представителем прогрессивной профессу­ ры, А. А. Вериго боролся против произвола в уни­ верситете в период разгула царской реакции. Дух студенческого научного кружка, негласным организа­ тором и руководителем которого он являлся, был также прогрессивным. Не случайно участники это­ го кружка видные ученые Н. Д. Зелинский, П. Г. Ме-

ликишвили,

Л. В. Писаржевский, П. И. Петренко-

7 Отчеты

Новороссийского университета, 1866/67

уч. г. Одесса, 1867, с. 11.

8 Н. Д. Зелинский. Собрание трудов, т. 4, с. 510—

511.

13

Критченко безоговорочно приняли Советскую власть.

Студенческий кружок А. А. Вериго стал источни­ ком зарождения и развития самобытной химической школы Новороссийского университета, внесшей боль­ шой вклад в отечественную науку.

Николаю Зелинскому в Новороссийском универси­ тете было у кого и чему учиться. Что же нам из­ вестно о непосредственных учителях Н. Д. Зелин­ ского?

Ефим Филимонович Клименко (1839—1922 гг.) — воспитанник Московского университета. Магистерскую и докторскую диссертации, посвященные химии мо­ лочной и пировиноградной кислот, он защитил в Но­ вороссийском университете. Начав здесь со скромной должности лаборанта, Е. Ф. Клименко стал заслу­ женным профессором и читал курсы неорганической, аналитической и физической химии.

Научные исследования Е. Ф. Клименко как бы продолжали линию, начатую Н. Н. Соколовым. Им изучались органические оксикислоты (молочная, ли­ монная), а также пировиноградная кислота. Эти но­ вые в то время типы соединений вызывали всеобщий интерес, и изучение их строения было существенным вкладом в теоретические основы органической химии. Е. Ф. Клименко высказал весьма верные суждения о строении лактида молочной кислоты, что явилось большим достижением. Им написан первый истори­ ческий очерк о развитии химии в Новороссийском университете9.

Василий Моисеевич Петриашвили (1845—1908 гг.) принадлежал к группе тех замечательных сынов сол­ нечной Грузии, которые, не имея возможности учить­ ся и работать в высшей школе на грузинской земле

Ломоносовский сборник. М., 1901, с. 1—12.

14

(до Великой Октябрьской социалистической револю­ ции не только в Грузии, но и иа всем Кавказе пе было ни одного высшего учебного заведения), свя­ зали свою судьбу с университетом в Одессе. Он участвовал в работе того самого студенческого круж­ ка, который так много значил для формирования но­ вой химической школы. В 1870 году он окончил Но­ вороссийский университет и под руководством А. А. Вериго выполнил первые работы. Это были исследования в области популярной в то время хи­ мии азосоединений. Уже в 1872 году Василий Мои­ сеевич защитил магистерскую диссертацию «Мате­ риалы к изучению групп азобензида», завершившую первый цикл его исследований.

Докторская диссертация В. М. Петриашвили, ус­ пешно защищенная им в 1877 году развивала уже традиции В. В. Марковникова. Работа «Моно- и диоксималоновые кислоты» посвящалась очень актуаль­ ному в 70-х годах XIX века вопросу о строении раз­ личных оксикислот. Диссертация получила высокую оценку современников. Василий Моисеевич был из­ бран экстраординарным, а в 1881 году — ординарным профессором по кафедре технической химии и стал одним из самых любимых студентами преподавате­ лей. Его научные исследования в 80-х годах прово­ дились в области химии ненасыщенных кислот. Именно он впервые установил факт различной ско­ рости реакций присоединения по углерод-углеродной двойной связи в молекулах фумаровой и малеино­ вой кислот.

Характеризуя В. М. Петриашвили, хочется под­ черкнуть его демократизм и высокую честность. Не случайно в грозные годы первой Русской революции (1905 г.) именно его выбрали деканом физико-мате­ матического факультета, а в 1907 году он исполнял обязанности ректора. Человек большой научной эру-

15

диции, высокой культуры и личного обаяния, он пользовался большой популярностью у студентов, преподавателей и прогрессивной общественности го­ рода.

Севастьян Моисеевич Танатар (1849—1910 гг.) то­ же окончил Новороссийский университет (1872 г.) и сразу же был отправлен на стажировку за границу. Вернувшись на Родину, он начал экспериментальную работу в лаборатории химии Новороссийского уни­ верситета, одновременно преподавал химию в Одес­ ском реальном училище. В 1880 году молодой ис­ следователь успешно защищает магистерскую диссер­ тацию «О строении фумаровой и малеиновой кислот» и становится доцентом университета. В 1891 году состоялась защита докторской диссертации «О причи­

нах

изомерии фумаровой и

малеиновой кислот», и

С.

М. Танатар — профессор

Новороссийского универ­

ситета.

 

Работы С. М. Танатара по стереоизомерии геомет­ рически изомерных кислот относятся к числу класси­ ческих исследований. Их и сейчас часто цитируют в учебниках и монографиях. Впервые в мировой хи­ мической литературе С. М. Танатар подробно иссле­ довал реакции взаимного превращения геометричес­ ких изомеров. Слово впервые можно часто употреб­ лять, говоря о научных достижениях этого ученого. Им впервые четко исследована стереоизомерия фума­ ровой и малеиновой кислот; впервые предложен пер­ манганат калия в качестве тестреагента для изуче­ ния строения непредельных кислот; впервые прове­ дены интересные термохимические исследования и т. д.

С. М. Танатар был горячим сторонником стереохимической теории. Он не только пропагандировал ее, но и развивал своими трудами. Хорошо известно, что стереохимическая теория явилась важнейшим этапом

16

в

развитии теории химического

строения. Работы

С.

М. Танатара вместе с работами

по стереохимии

Н. Д. Зелинского, В. М. Петриашвили, П. Г. Меликишвили немало способствовали превращению Ново­ российского университета в авторитетный центр стереохимических исследований. Такая направленность исследований этого центра, став традиционной, под­ держивается и развивается и в наши дни.

Непосредственным учителем Николая Дмитриевича Зелинского можно назвать Петра Григорьевича Меликишвили (1850—1927 гг.) — выдающегося ученого^ прожившего долгую и плодотворную жизнь. Моло­ дым человеком приехал он из солнечной Грузии в Одессу и, полюбив этот город, прожил в нем 49 лет. П. Г. Меликшпвили окончил Новороссийский универ­ ситет в 1872 году и после заграничной стажировки 25-летним лаборантом в 1875 году начал свою дея­ тельность в университете. Уже в 1881 году он защи­ тил магистерскую диссертацию «О производных ак­ риловой кислоты», а в 1885 году — докторскую дис­ сертацию «О производных изомерных кротоновых кислот». С 1880 года П. Г. Меликшпвили — ординар­ ный профессор кафедры чистой химии.

В 1873—1891 годах этот талантливый ученый” вы­ полнил серию прекрасных работ по изучению свойств целой гаммы ненасыщенных органических кислот. Он впервые установил строение и описал свойства ненасыщенных кислот, которые играют важную роль

вприроде и синтетической химии.

Вэти же годы П. Г. Меликишвили выпала боль­ шая удача: он открыл новый класс органических соединений — класс глицидных кислот, которые ока­

зались очень интересными веществами, сочетающи­ ми в своей молекуле карбоксильную и альфа-окисную функциональные группы. П. Г. Меликишвили разра­ ботал пути синтеза этих кислот, описал их хими-

2 Зак. № 131

17

ческие реакции, доказал, что они относятся к хими­ чески активным веществам. По сей день его работы по химии глицидных кислот изучаются специалис­ тами.

П. Г. Меликишвили одним из первых исследова­ телей занялся изучением геометрической изомерии и взаимного превращения цистранс изомерных кис­ лот. Фактически его работы открыли путь исследо­

ваниям С. М. Танатара.

 

Талантливый химик

и прекрасный человек,

П. Г. Меликишвили был

любимцем прогрессивной

части университета. Он блестяще читал лекции и руководил лабораторным практикумом по органичес­ кой, аналитической и неорганической химии. От А. А. Вериго, которого П. Г. Меликишвили справед­ ливо считал своим учителем, он унаследовал руко­ водство студенческим научным кружком. Жизнь сложилась так, что у Петра Григорьевича не было семьи, детей, и всю силу души искренне и горячо любящего людей человека он вкладывал в воспита­ ние студентов, в общение с ними, самоотверженно помогая им.

Много лет спустя Н. Д. Зелинский писал о П. Г. Меликишвили: «Память об этом человеке, быв­ шем моим первым учителем, я храню как воспоми­ нание о студенческих годах, проведенных мною в Новороссийском университете»10.

В начале XX века П. Г. Меликишвили вместе со своим учеником Л. В. Писаржевским, ставшим впо­ следствии выдающимся советским ученым, открыл и изучил неорганические перекиси и надкислоты. Ве­ ликий Д. И. Менделеев назвал его одним из «укренителей периодического закона». Эту высокую оцен­ ку легко понять. Ведь открытие перекисных соеди-

10 Я. Д. Зелинский. Собрание трудов, т. 4, с. 546.

18

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ