
книги из ГПНТБ / Тихомиров, В. В. Ошибка Эдисона
.pdfочень малый выход каучука — не более двух про центов к затраченному сырью. Процесс полимериза ции был весьма длительным и сложным. Однако было рекомендовано дальнейшее испытание этого метода в опытно-заводском масштабе.
В первых числах мая президиум коллегии науч но-технического отдела ВСНХ, обсудив результаты конкурса, принял решение: «Считать необходимым постановку работ проф. Лебедева в полузаводском масштабе, изыскав от промышленности необходимые средства. Поручить НТС резиновой промышленно сти в ближайшее время рассмотреть в полном объе ме все вопросы, связанные с проблемой искусствен ного каучука, организацией опытных работ и изы сканием средств на проведение этих работ».
Как раз в эти дни, в апреле 1928 года, Совет На родных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по химизации народного хозяйства Союза ССР». В нем говорилось:
«Современная химия, преобразующая основы промышленного производства, открывающая новые источники и виды дешевого сырья, создающая круп нейшие материальные ценности из наиболее простых и распространенных элементов, являющаяся непос редственным оружием социалистического преобра зования сельского хозяйства, по праву выдвигается вперед, как один из решающих факторов индустриа лизации народного хозяйства». В постановлении ука зывались те первоочередные проблемы, к разработ ке которых следовало приступить немедленно. Сре ди них назывался и синтетический каучук.
При правительстве был образован общесоюзный комитет по химизации народного хозяйства под председательством заместителя председателя Сове та Народных Комиссаров ССЙР Я. Э. Рудзутака.
40
В составе Госплана создана химическая секция. В то время это было крайне важно. Индустриализация требовала широкого привлечения химии.
Сергей Васильевич, радуясь победе, хорошо пони мал, что это только начало. Технологический процесс получения синтетического каучука нуждался в серь езной доработке. Пока его еще нельзя предлагать для заводского производства. Впереди самая боль шая, самая трудоемкая, самая сложная и самая от ветственная работа, которая в конце концов ре шит, быть или не быть синтетическому каучуку. Предстояло перевести лабораторные методы получе ния двух килограммов каучука на заводские рельсы производства тысяч и тысяч тонн этого незаменимо го и нужного стране стратегического сырья.
В конце июля 1928 года С. В. Лебедев представил на утверждение ВСНХ развернутый план, в котором он намечал через полтора года отработать все необ
ходимые лабораторные данные для |
организации |
опытного завода, а еще через полтора |
года — пост |
роить этот завод и выпустить первую |
продукцию. |
К плану была приложена смета расходов.
Начался новый этап работы. И снова «пошли к Кирову, — вспоминает Краузе. — Я дал ему несколь ко колец, между ними одно из натурального каучу ка, а другие — из синтетического. Он попробовал их, подергал, но определить не смог.
— Я вижу, дело налажено неплохо и «большая» сумма денег зря не пошла. Надо это дело дальше раз вивать».
Валентин Петрович рассказал Кирову, что им нужна сейчас хорошо оборудованная лаборатория, чтобы в ней еще и еще раз проверить метод получе ния синтетического каучука. А потом передать его на заключительный экзамен в заводское производство.
41
Сергей Миронович одобрительно отнесся к этому предложению и обещал позаботиться о его быстрей шей реализации.
Вскоре, в начале осени 1928 года, по распоряже нию Высшего совета народного хозяйства в одном из помещений Ленинградского университета была соз дана специальная лаборатория синтетического кау чука.
«Средства на содержание лаборатории,— пишет М. А. Лурье, —были предоставлены Резинотрестом, наблюдало за работой лаборатории сначала Главное химическое управление ВСНХ, а затем все дело пе решло полностью в ведение правления Резинотреста. По договоренности с С. В. Лебедевым намечалось в течение двух лет собрать в лаборатории опытные данные, достаточные для полного суждения о про цессе производства и для возможности перехода к проектированию опытно-заводской установки».
Руководил лабораторией С. В. Лебедев. Вместе с ним продолжали трудиться его помощники по кон курсной работе: И. А. Волжинский, С. Г. Кибиркштис, В. П. Краузе, Я. М. Слободин и А. И. Якубчик. Были также привлечены специалисты резиновых заводов, инженеры-конструкторы, опытные проекти ровщики. Помощником Сергея Васильевича по науч ной части был Г. Р. Коблянский — один из его бли жайших учеников.
Работы в лаборатории велись ускоренными тем пами. Жизнь подгоняла. Потребность народного хозяйства в каучуке росла. В 1927—1928 годах на нужды резиновой промышленности было израсходо вано около 10 тысяч тонн импортного каучука. На это затрачено свыше 50 миллионов рублей золотом. Производство автомобильных шин в 1928 году по сравнению с предыдущим годом выросло почти в
42
два раза и приблизилось к 150 тысячам штук. В пер вые же месяцы первого пятилетнего плана началось строительство новых автомобильных и тракторных заводов. В нашей стране создавалась своя авиацион ная промышленность. Налаживалось производство танков и артиллерии.
Страна начинала великое строительство, какого еще не видел мир. Рождающимся предприятиям ну жен каучук. Много каучука.
Влаборатории была сконструирована и построена
всамые рекордные сроки специальная установка,
которая выдавала по два-три килограмма |
каучука |
в сутки. Он шел на продолжение опытов и |
оконча |
тельную выверку технологии заводского производ ства. Требовались не количественные изменения про цесса. Сделать два килограмма каучука в лаборато рии— это одна технология. А изготовить его завод ским способом, выдать тонны — нужна другая техно логия, качественно не похожая на лабораторную. Хотя принципиальная схема оставалась прежней.
При входе в лабораторию висел лозунг: «Выпол ним заказ досрочно! Дадим каучук стране как можно быстрее!» Написан он Валентином Петровичем. Ког да его впервые прочитал профессор, он тут же при нял решение: рядом с лозунгом поместить график работ сотрудников лаборатории и еженедельно да вать результаты его выполнения: красной краской — перевыполнение плана, черной — отставание.
Прошел год с небольшим. К декабрю 1929 года лаборатория досрочно подготовила все материалы. Об этом было доложено С. М. Кирову и в Высший совет народного хозяйства. Лебедева вызвали в Мо скву.
В ВСНХ к рассмотрению выводов лаборатории привлекли наиболее квалифицированных специали
43
стов. Ученые-химики несколько дней внимательно изучали материалы. Были разные оценки. Некото рые резко возражали, говорили, что в крупном, за водском варианте метод Лебедева нельзя осущест вить. Пугали авариями, якобы неизбежными при этом. Но большинство ученых поддержало Сергея Васильевича. Особенно был дорог ему отзыв Алек сея Евграфовича Фаворского, его учителя. Фавор ский одобрил материалы. Но предупредил своего ученика, чтобы он был очень осторожен с натрием. Здесь таится опасность. Поэтому надо все предусмот реть. Лучше сто раз проверить, чем один ошибиться. Такая ошибка непоправима. Сапер и химик ошиба ются один раз...
Материалы по технологии будущего опытного за вода были утверждены.
Вот простая схема получения искусственного каучука из спирта по методу С. В. Лебедева. Спирт вместе с катализатором нагревают в контактной печи до 450 градусов. В результате получается диви нил, растворенный в газе. Затем в специальных ап паратах дивинил отделяется от газа и очищается. Потом начинается полимеризация дивинила. В жид кий дивинил под давлением вводят металлический натрий в виде проволоки. Процесс полимеризации идет медленно. Внешне он выражается в загустевании, сопровождающемся громадным сжатием и вы делением тепла. Эту операцию надо строго регулиро вать. При слишком быстром темпе реакции может произойти разложение каучука. Во время опытов в лаборатории было несколько случаев, когда не уда валось справиться с реакцией и вместо каучука по лучалась обугленная масса. Каучук сгорал.
Незадолго до Нового года, 25 декабря 1929 года, Центральный Комитет партии принял постановле
44
ние, которое называлось «О каучуке». В нем прямо указывалось: «Обязать ВСНХ СССР максимально форсировать работу с синтетическим каучуком... в порядке перехода этих работ в полузаводской масш таб (до 200 килограммов каучука в день)... Обеспе чить первоочередное получение материалов и обору дования на внутреннем рынке как для лаборатории, так и для полузаводских установок по синтезу кау чука».
Опытный завод было решено строить в Ленинг раде.
«НЕБЫВАЕМОЕ БЫВАЕТ»
Год 1930-й. Тринадцатый год революции. Вскоре после постановления Централь ного Комитета ВКП(б) Высший совет народного хозяйства СССР доложил Совету Труда и Обороны о готовности начать сооружение опытного завода по проверке способа профессора Лебедева в производ ственных условиях. В феврале 1930 года Совет Труда и Обороны, заслушав доклад Лебедева, решил немедленно приступить к строительству опытного
завода по выработке спиртового синтетического ка учука.
В решении указывалось, что новому предприятию передаются помещения законсервированного спир тоочистительного завода в Ленинграде, расположен ного на Гутуевском острове. Официально новый завод стал называться: Ленинградский опытный завод СК литер «Б». Почему литер «Б»? Одновременно с ним в Ленинграде создавался Опытный завод литер «А», которому предстояло разрабатывать технологию
45
получения искусственного каучука по методу про фессора Б. В. Бызова.
Что должны дать опытные заводы?
В одном из архивных документов говорится:
«1. Будет окончательно проверен материал для технической и экономической оценки промышленно го значения каждого из этих двух способов.
2.Помогут ликвидировать еще имеющиеся труд ности и недостатки в технологическом процессе. (Дело совершенно новое, без трудностей и ошибок не обойтись.)
3.Дадут материалы для окончательного решения
осоздании проектов и строительства крупных заво дов СК.
4.Подготовят первые технические кадры для будущих заводов».
Задачи большие и весьма ответственные. Строи тельство обоих опытных заводов Совет Труда и Обо роны решил взять под особое наблюдение. На заме стителя председателя ВСНХ СССР М. Л. Рухимовича возложена была персональная ответственность за внеочередное снабжение работ по производству син тетического каучука всем необходимым оборудова нием, сырьем и полуфабрикатами.
Опытный завод по изготовлению синтетического каучука «лебедевским методом» рождался на Гутуевском острове. Это тот самый остров, у берегов кото рого два с четвертью века назад, в 1703 году, русский флот одержал замечательную победу над шведами. Тогда, в ночь на 7 мая, отряд из тридцати лодок с посаженными на них солдатами под командой Пет ра I и Меньшикова атаковал шведские суда и после упорного абордажного боя захватил их в плен. По по велению Петра I в честь этого сражения была выбита медаль с надписью: «Небываемое бывает».
40
И вот теперь на Гутуевском острове, который дав но уже стал просто одним из районов Ленинграда, строился завод, какого еще не знал мир. Остров опять становился свидетелем нового исторического события, которому жить в веках.
Директором вновь создаваемого завода был назна чен коммунист, питерский пролетарий, матрос Бал тийского флота, активный участник Октябрьской ре волюции и гражданской войны Григорий Васильевич Пеков.
Его пригласили в Смольный. Григорий Васильевич хорошо помнил, каким был этот дом в грозные дни 1917 года. Несколько раз с поручениями Выборгского райкома партии приходил он сюда в ту тревожную осень. Здесь однажды повстречался с Владимиром Ильичем Лениным и по-матросски лихо отдал ему честь.
И вот он снова в Смольном. Знакомые лестницы, тот же коридор. Вот и кабинет Сергея Мироновича Кирова. Все здесь так просто и скромно. И хозяин, встав из-за стола, выходит навстречу, улыбаясь про тягивает руку. Вспомнился, что ли, в тот миг Пекову семнадцатый год, когда он входил в этот дом в стро гой матросской форме... Не сдержался, отрапортовал:
— Пеков, директор Желатинного завода.
Он стоял руки по швам и смотрел прямо в глаза Сергею Мироновичу.
— Не забылась еще матросская служба? — весело спросил Киров.— Чувствуется балтийская закалка...
Садитесь, Григорий Васильевич.
Первым начал беседу Сергей Миронович. Он ска зал Пекову о назначении его руководителем строи тельства и директором Опытного завода синтетиче ского каучука. Увидев во взгляде собеседника недо умение, добавил:
47
— Да, это — трудное поручение партии, но очень ответственное, имеет большое народнохозяйственное
иоборонное значение.
Апотом начал рассказывать про каучук. О том, что он очень нужен сейчас стране. А мы его ввозим из-за границы. Это огромные расходы. Сейчас по явился на свет свой, отечественный каучук. Его су мел сделать ленинградский профессор Сергей Ва сильевич Лебедев. Он нашел способ получения каучу ка из обычного винного спирта.
— И вот мы строим Опытный завод,— продолжал
Сергей Миронович,— проверим на нем новое произ водство, отладим его. А потом начнем массовое изго товление каучука.
Немного помолчав, добавил:
— Вы назначаетесь директором этого завода. Правда, завод еще нужно построить...
После такой беседы Григорий Васильевич сразу не знал, что и сказать. Вначале он хотел отказаться. Но после того, как выслушал Кирова, переменил свое решение. Раз доверяют такое большое и серьезное дело, коммунисту отказываться нельзя. И он согла сился.
Сергей Миронович посоветовал:
—Вы сегодня же побывайте у профессора Лебе дева. Познакомьтесь с ним. Потолкуйте обо всем...
Вам с ним крепко поработать придется. Киров поднялся из-за стола.
—Мы о вас профессору уже сообщили.
Они пожали друг другу руки. Киров сказал на прощание:
— Мы еще не раз с вами встретимся и поговорим обо всем подробнее, когда приступите к работе и бу дете в курсе всех дел... Желаю удач.
От Смольного на Васильевский остров Пеков по
48
ехал трамваем. Его не оставляла мысль о предстоя щей встрече. Пеков хорошо запомнил слова Сергея Мироновича о том, что профессору нужен не просто директор-администратор, а директор-энтузиаст, горя чий сторонник его открытия. «Что ж, дорогой профес сор,— думал про себя Пеков,— в моем лице вы об ретете верного себе помощника. За это я поручусь вам, если нужно, честным партийным словом... Хотя вы и беспартийный».
Профессора Пеков нашел в лаборатории. Обменя лись приветствиями. Представились друг другу. Сер гей Васильевич задал всего два вопроса:
—Вы питерский?
—Да, родился в Петрограде,— и тут же доба
вил,— из пролетариев. В партии с семнадцатого года.
—Матросом были?
—Служил на линкоре «Марат» Балтийского
флота.
Сергей Васильевич, не зная, о чем шел разговор у Пекова в Смольном, еще раз рассказал ему о той большой и ответственной работе, выполнение кото рой возложили на них, о том, что завод надо начи нать строить буквально с завтрашнего дня. Отклады вать начало работ нельзя ни на одни сутки. Он по делился впечатлениями о посещении Гутуевского спиртоочистительного завода, о том, что там увидел. Даже наметил ориентировочно, где какие цеха распо ложить. Составил для себя мысленный проект буду щего завода. Сергей Васильевич показал Пекову свою лабораторию. Он старался обо всем рассказывать как можно понятнее и проще. А сам все время как бы невзначай поглядывал на собеседника, пытаясь убе диться в том, насколько тот увлечен рассказом, за жегся ли он идеей открытия синтетического каучука, можно ли на него целиком и полностью положиться
4 |
Вен. Тихомиров |
49 |