
Фс УрФУ 5 сент 2013 / Тексты к семинарам up / 08 Франц просветители up
.docФилософия Просвещения
ВОЛЬТЕР (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778)
Всё к лучшему в этом лучшем из миров.
Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать.
Лучшее – враг хорошего.
С религией получается то же, что с карточной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.
Самый нелепый из деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный – это деспотизм священников.
Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля; ветер, правда, иногда топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть.
Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.
Дени ДИДРО (1713-1784)
Бог христиан – это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками и очень мало своими детьми.
Гнить под мрамором или под землёй – всё равно гнить.
Если на одного спасённого приходится сто тысяч погибших, то, значит, дьявол всё-таки остался в выигрыше, и не послав на смерть своего сына.
Мы полагаем, что самая большая услуга, которую можно оказать людям, заключается в том, чтобы научить их пользоваться своим разумом и считать истинным то, что они могут проверить и констатировать.
Одна молодая девушка жила очень уединённо; однажды её посетил молодой человек с птицей в руках, и она забеременела. Спрашивается: кто произвёл ребенка? Странный вопрос! – Конечно, птица.
Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимите у него веру.
Только честному человеку подобает быть атеистом.
Я признаю только то, что вижу.
Жан-Жак РУССО (1712-1778)
Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный и уединённый, который предписан нам был природою.
Всякая власть – от Бога, это я признаю; но и всякая болезнь от Него же: значит ли это, что запрещено звать врача?
Опаснейший подводный камень для правосудия – это предубеждение.
Поль Анри ГОЛЬБАХ (1723-1789)
Долой разум! – вот основа религии.
В вопросах религии людей можно назвать взрослыми детьми.
Возмездие в жизни загробной есть не что иное, как призрак, выдуманный для помрачения человеческого разума, изобретённый для того, чтобы обмануть и сбить с толку людей, чтобы навсегда лишить их спокойствия и превратить в послушных рабов духовенства.
Все религии, какие мы только видим на земле, дают нам лишь клубок вымыслов и бредней, возмущающих ум.
Некий шутник правильно заметил, что “истинная религия всегда та, на чьей государь и палач”.
Отрекитесь навсегда от суеверия, могущего принести лишь несчастье; пусть вашей единственной религией будет естественная мораль; пусть вашей неизменной целью будет счастье, а вашим руководителем – разум, и да поможет вам добродетель достичь этой высокой цели; пусть эта добродетель будет вашим единственным богом. Любить добродетель и жить в добродетели – вот единственный способ поклоняться богу. Если действительно есть бог, заботящийся о своих творениях, бог справедливый, добрый и мудрый, он не прогневается на вас за обращение к разуму.
Шарль Луи МОНТЕСКЬЕ (1689-1755)
Если бы желать только быть счастливым, то этого скоро можно достигнуть. Но люди желают обыкновенно быть счастливее других, а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счастливыми, чем они есть на самом деле.
Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители.
Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане.
Человек управляется неизменными законами; как существо, одаренное умом, он беспрестанно нарушает законы, установленные богом, и изменяет те, которые сам установил.
Клод Адриан ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715-1771)
Правительство, которое становится нетерпимым, способно сделать ещё много глупостей. Это вор, который хотел бы зажать рот тем, кто даёт показания против него.
Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.
Сущность любви заключается в том, чтобы никогда не быть счастливым. Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой стороне это страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не страстную, а сладострастную.
Учёный может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать учёного, ибо никогда таковым не был.
Чему учит нас история религий? Что они всюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но никогда не делали людей лучше.