- •А. И. Романчук
- •Македония и полисы Эллады
- •Человек и общество древнейшего периода
- •И археологическим материалам
- •1. Мифические сказания о ранней истории Эллады
- •2. Раскопки г. Шлиманом Трои; из истории Троянского царства; раскопки Микен и Тиринфа; исследования Кносского дворца
- •3. Ранняя письменность
- •4. Крит Минойского периода
- •5. Структура ахейского общества
- •Изобразившие себя и свой мир
- •Ранняя Греция в трудах историков
- •Гомеровский, или героический, период
- •1. Письменные источники. «Гомеровский вопрос»
- •2. Значение эпоса Эллады
- •3. Археологические материалы
- •4. Характер общественных изменений в Греции между XI – серединой VIII в. До н. Э.
- •4. 1. Начало гомеровского периода
- •4. 2. Человек и общество по поэмам Гомера и Гесиода
- •4. 3. Великая греческая колонизация
- •5. Раннее законодательство
- •6. Рассказавшие о себе и своем мире
- •Язву на воинство злую навел; погибали народы
- •Горы, покрытые лесом, и шумные волны морские (Илиада, I, 155–157).
- •Немым, и безгласным сделала бедность меня.
- •И в мире нет человека, кого Зевс от беды сохранил.
- •1. Эллада в начале архаического периода
- •Основные этапы развития Афинского полиса
- •2. 1. «Синойкизм» Тесея
- •2. 5. Тирания Писистрата (560–527 гг. До н. Э.)
- •2. 6. Законодательство Клисфена (509 г. До н. Э.)
- •3. Органы управления в Афинском полисе
- •4. Возникновение Спартанского полиса и «общины равных»
- •Государственные органы спартиатов
- •Аристотель о формах государственности
- •Античные авторы о первых реформаторах
- •Но счастлив и тот, кто «имеет крепкие бедра и грудь, силу и
- •Ранняя история полиса в трудах историков
Государственные органы спартиатов
Неладно у них обстоит дело и с властью геронтов. Если они – люди порядочные и благодаря воспитанию обладают качествами, присущими совершенному человеку, то всякий немедленно признает их пользу для государства, хотя бы даже возникло сомнение, правильно ли то, что они являются пожизненными вершителями всех важных дел, ведь как у тела, так и у разума бывает старость. Но если геронты получают такого рода воспитание, что сам законодатель относится к ним с недоверием, не считая их совершенными мужами, то герусия не безопасна для государства.
Аристотель. Политика, II, 6. 17
Время появления того или иного органа государственности в Спарте, как и функции их из-за состояния источников являются дискуссионными. Формирование некоторых из органов власти историческая традиция связывает с личностью легендарного законодателя Ликурга, якобы создавшего по велению дельфийского оракула «законодательные установления (т. н. «Большая ретра»). Так в «Большой ретре» говорится: «Разделить на филы и обы. Учредить тридцать старейшин (геронтов) совокупно с предводителями (архагетами). От времени до времени созывать собрание». Время жизни Ликурга установить невозможно: его относят к периоду между IX и первой половиной VII в. до н. э. Однако, возможно, что приписываемые Ликургу «установления» возникли во время Первой Мессенской войны или в скором времени после нее. К числу же доликурговых органов власти, скорее всего, относятся Народное собрание (апелла) и герусия (совет старейшин).
Верховным органом, где производилось и избрание магистратов, являлось Народное собрание. Одним из наиболее значимых вопросов, обсуждаемых здесь, было объявление войны. На собрании граждане криками выражали свое согласие или несогласие. «Подсчет» шума производили эфоры. 28 геронтов избирались из числа наиболее опытных и почитаемых граждан. Кроме старейшин в герусию входили два архогета (военачальники, предводители войска, цари). С возникновением эфората (время его появлением дискуссионно) герусия созывалась эфорами.
К числу существовавших длительное время и вызывавших удивление граждан других полисов относится спартанская диархия (двоевластие): наличие двух архогетов из рода Агиадов и Еврипонтидов, которые входили в герусию – совет старейшин из 30 человек. Согласно одной из гипотез, диархия отражает факт завоевания – присоединения Амиклы и один из архогетов избирался из ахейцев, другой – из дорийцев.
Для управления поселками периэков назначались гермостаты.
Блюстителями являлись пять эфоров, избираемых на Народном собрании. Они обладали огромной властью, усиление ее античная традиция связывает с деятельностью эфора Хилона (эфор 566 г. до н. э., один из Семи мудрецов, как и Солон, Питтак). Эфоры председательствовали на собраниях союзников, определяя внешнюю политику и контролируя деятельность архогетов, которых могли, не спрашивая согласия народа, отправить в изгнание, отстранить от исполнения магистратуры.
К концу VI в. до н. э. полномочия эфоров настолько возросли, что при всей значимости остальных органов государственности, включая наличие Народного собрания, Спарта превратилась в олигархический полис. Эфоры контролировали (и вторгались) не только в государственные дела, но и частную жизнь членов общины равных, являясь блюстителями Ликурговых законов; рассматривали все гражданские дела. Именно они открывали и закрывали апеллу и предлагали гражданам на рассмотрение новые. Эфоры созывали герусию и председательствовали на ее заседаниях. Обладая правом контроля над деятельностью всех магистратов, они могли наложить штраф на царя, арестовать его. По этому поводу Ксенофонт писал, что ежемесячно каждый из царей клялся в том, что он будет править в соответствии с законами, а эфоры клялись от лица полиса в том, что полис будет сохранять царскую власть, пока цари будут придерживаться своей клятвы. В ведении эфората находились все внешнеполитические вопросы,
При всех отличиях в структуре государственных органов и форме их работы Спарта, как и Афины, являлась типичным полисом: гражданский коллектив был верховным собственником земельного фонда, носителем политической власти, верховный орган государства – Народное собрание состояло из тех, кто защищал интересы государства в военное время (в данном случае имело место совпадение участников Народного собрания и гражданского ополчения). Наиболее существенное отличие Спарты и других олигархических полисов от демократических Афин состояло в том, что Народное собрание играло пассивную роль в обсуждении дел, кроме того большое значение принадлежало в Спарте сисситиям. Они относились к числу наиболее архаических общественных структур, позволявших затормозить имущественное расслоение и дальнейшее развитие политических прав граждан. Они, как и существующие законы, гарантировали минимум гражданских прав: личную свободу и неприкосновенность. Система спартанского воспитания и образ жизни делали спартиатов лучшими воинами в Элладе.
В середине VI в. до н. э. Спарта стала гегемоном на Пелопоннесе, к этому времени сложился Пелопоннесский союз, в который входили такие крупные полисы, как Коринф, Мегара, Сикион и некоторые другие, расположенные в северной части Пелопоннеса. Исключение составлял Аргос, который всегда тяготел к демократическим Афинам. Пелопоннесская симмахия управлялась союзным собранием: вне зависимости от размеров, каждый полис имел один голос, что позволяло добиваться нужного решения за счет голосов более слабых полисов. Собираемые взносы расходовались на военные нужды. Опираясь на свои силы и союзников, Спарта активно вмешивалась в дела государств Средней Греции, принимала участие и в борьбе политических группировок в Афинах.
Сущность полиса
Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
Аристотель. Политика, III, 5. 10
К концу архаики (к V в. до н. э.) завершается процесс становления нового вида государственности в Элладе – полиса, в становлении и развитии которого принято выделять следующие этапы: «гомеровский», классический и полис эпохи эллинизма. Становление полиса вызвало к жизни появление законов, которые призваны были закрепить существующее положение – завоевания демоса в Афинах или же препятствовали разложению «общины равных» в Спарте.
Какие же в целом черты характеризуют полис как форму социальной и политической организации античного общества?
1. Для древних авторов полис – это определенным образом организованный коллектив, общность людей. Государство, как неоднократно отмечал великий философ античной эпохи Аристотель, – это люди. Создается оно во имя их блага. Полис, в отличие от домохозяйства, поселения, – высшая форма содружества, назначение которой состоит в удовлетворении потребностей жизни. Поэтому полис – это и граждане, и все материальные условия их существования; это совокупность домохозяйств, земли, имущества, достаточных для благой жизни. Таким образом, полис – это гражданская община. Особенностью ее является отношение к земельной собственности, существующей в двоякой форме: как собственность государственная (т. е. всего гражданского коллектива) и частная.
«Собственность должна быть общей только в относительном смысле, в абсолютном же она должна быть частной», – писал Аристотель (Политика, II , 2,4). Как проявлялся в практической жизни этот двойственный характер античной собственности?
Поскольку верховным собственником земли являлся полис, то только его гражданин имел право на земельный участок в рамках государственной территории. Никто, кроме гражданина, не мог приобрести дом. Другие – не граждане данного полиса – должны были снимать (арендовать) жилище. Итак, гражданский статус обусловливал право на земельную собственность. Гражданский коллектив, являясь верховным собственником, контролировал куплю-продажу, поэтому имела место публичность всех поземельных сделок.
Первоначально существовало прямое совпадение: гражданин – земельный собственник. С развитием ремесла и торговли эта связь могла быть разорвана. Однако гражданин – всегда потенциальный владелец земельного участка. Наличие его – это вопрос социального престижа. Человек, продавший свою землю, вызывал неодобрение.
2. Политическая власть в полисе принадлежала гражданам. Народное собрание являлось высшим государственным органом. Граждане, вне зависимости от имущественного ценза, участвовали в той или иной форме в политической жизни, в управлении государством. Конечно, степень их участия имела отличия в каждом конкретном полисе в тот или иной хронологический период. Деятельность магистратов – исполнительной власти – контролировалась Народным собранием, которое и избирало их, все магистраты были подотчетны собранию. Кроме того, магистраты, за исключением традиций отдельных полисов, избирались на короткий срок, были коллегиальными. Это не позволяло отдельным честолюбивым личностям сосредоточить значительную власть в своих руках. (В данном случае следует вспомнить об афинском суде черепков, которому мог быть подвергнут слишком популярный лидер.) Коллегиальность магистратур, большое число членов суда присяжных (например, в Афинах) позволяли значительному количеству граждан непосредственно участвовать в управлении государством. Таким образом, гражданин в полисе – это носитель политической власти. Основная черта полиса в данном плане – это тенденция демократического развития.
3. Для полиса характерно совпадение его высшего органа управления и воинского ополчения. Гражданин – носитель политической власти – являлся и защитником. Гражданин-воин обеспечивал неприкосновенность общей собственности всего коллектива. Граждане вооружались за свой счет, в зависимости от имущественного ценза они могли быть тяжеловооруженными (гоплитами) или легковооруженными пехотинцами. Бывшая аристократическая конница большого значения в полисном ополчении не имела, кавалерия использовалась только в разведывательных целях. Подрастающие граждане – эфебы – несли охрану границ государства, приобщаясь к военной службе. Система воспитания подростков включала как духовное развитие (если судить по существовавшему в Афинах суду черепков, то все граждане должны были быть грамотными, чтобы написать имя опасного для демократии лидера), так и гимнастическое. Безусловно, в некоторых государствах акцент воспитания мог быть смещенным в пользу совершенствования тела, а не духа (Спарта).
Не платя налогов в мирное время, граждане (наиболее состоятельные) несли расходы на сооружение флота (система тетрархии). Итак, военная организация полиса в форме гражданского ополчения – следующая специфическая черта полиса, гарант существования гражданской общины и ее совокупной собственности.
4. Из специфических черт полиса вытекает уважительное отношение (в большей их части) к земледельческому труду, являвшемуся не просто занятием для получения средств существования и продуктов для продажи, а способом жизни. Занятия ремеслом и торговлей считались менее почетными, а в некоторых случаях неприемлемыми для членов гражданского коллектива (Спарта).
5. Для поддержания единства гражданского коллектива большое значение имело благосостояние его членов. Чрезмерное богатство, как и бедность, являлось нежелательным. Отсюда законы о земельном максимуме (не во всех поисах), своеобразная регуляция доходов путем литургий. Для Афин можно назвать также раздел доходов между гражданами от разработки государственных серебряных рудников Лавриона. Одним из принципов коллектива рано стал принцип середины – «ничего сверх». Он проявлялся по отношению ко всему коллективу в целом: слишком авторитетный человек опасен, ибо может склонить сограждан к тирании. Плох гражданин сверххрабрый, ибо он безрассудно подвергает себя опасности, а его жизнь принадлежит не только ему, но и полису в целом. Презираем трус: он плохой защитник отечества. Плох слишком щедрый – он необдуманно тратит свое состояние, но и сверхэкономный осуждаем, ибо он скупится при выполнении литургий, несении других расходов в пользу всех.
6. Прямое народоправство, непосредственный контроль всех граждан за государственной собственностью могли существовать только при небольшой численности коллектива и обозримости территории государства. Это обстоятельство вызывало необходимость регулирования числа граждан. На ранней стадии развития полиса эту функцию отчасти выполняло переселенческое движение – образование новых поселений. В более поздний период принимались специальные законы. Например, в некоторых полисах Беотии существовал закон, согласно которому, если гражданин пять лет занимался ремеслом, он не мог считаться гражданином. В Афинах в середине V в. до н. э., по предложению Перикла, Народное собрание издало закон, гласивший, что гражданином считается только тот, у кого отец и мать входят в состав семей граждан. Кстати, сам Перикл в последующем пострадал от этого закона. Когда умерли его дети от законного брака (брак с представительницами других полисов, если они не заключали специального соглашения, считался незаконным), он вынужден был просить сограждан даровать гражданские права детям его и Аспасии, происходившей из Милета. Народ отклонил просьбу – в этом проявилась и следующая черта полиса: все равны перед законом, какие бы заслуги ни имел гражданин. Отметим, что Перикл неоднократно избирался стратегом, имел громадный авторитет среди афинского народа.
Итак, полис – это сравнительно небольшая (от тысячи до нескольких десятков тысяч) община граждан, основным, наиболее почитаемым занятием которых являлось земледелие. Верховным собственником земельного фонда являлся коллектив граждан, гражданин – это и землевладелец, участвующий в работе Народного собрания, потому он – и носитель политической власти, гражданин – это и воин.
Формы государственного управления имели отличия в конкретных полисах. Два примера – Афины и Спарта.
Наиболее полно изложены системы государственности в «Политике» Аристотеля, который характеризует правильные, по его мнению, формы государственного управления и неправильные.
