Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эддада-1.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
649.22 Кб
Скачать

3. Органы управления в Афинском полисе

Тремя качествами должны обладать те, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя.

Аристотель. Политика, V, 7, 14

Народные собрания (экклесия) со времен Клисфена становятся регулярно созываемым верховным органом государства: только на них могли быть приняты новые законы. Следует отметить, что Народное собрание являлось и законодательным, и высшим судебным органом, здесь избирались также магистраты, которые отчитывались за свою деятельность перед ним. Народное собрание могло подвергнуть штрафу магистратов. Усиливается значение гелиэи: любой гражданин мог обратиться в суд присяжных, как и в Народное собрание, с жалобой на несправедливое решение магистрата. Сменивший совет из 400 представителей Совет 500 готовил дела для Народного собрания, предварительно обсуждал все предложения и проекты законов. Избрание в Совет и гелиэю производилось по жребию из выдвинутых филами кандидатов. При замещении магистратур учитывался имущественный ценз. Феты, низший разряд солоновой конституции, могли участвовать только в работе гелиэи. Прямым открытым голосованием избирались члены коллегии 10 стратегов – военачальников. Архонт-полемарх с этого времени решал в основном дела, связанные с метеками – свободными, но не гражданами Афинского полиса. Зажиточные составляли активную часть граждан, они же играли основную роль в ополчении (гоплиты).

Кроме законов (номос), Народное собрания принимало псефизмы– постановления, не противоречащие номосу, по отдельным вопросам. Инициатор псефизмы – любой гражданин вносил проект на обсуждение Совета 500, который принимал пробулевму. Народное собрание должно было утвердить ее и она вступала в силу, но могло внести поправки или отвергнуть. Но если в течение года кто-нибудь из граждан обнаруживал, что псефизма противоречит законам, он мог подать в экклесию иск (жалобу) о противозаконном деянии (графе параномон). Жалоба о противозаконии могла быть подана и во время голосования по псефизме, но «разбиралась» жалоба в гелиэе – ответчиком выступал внесший проект псефизмы. В случае обвинительного приговора суда присяжных, на инициатора псефизмы могли наложить штраф пользу казны, приговорить к изгнанию, даже к смертной казни.

К народу можно было обратиться с заявлением проболá («осуждение») – досудебное заявление о совершенном каким-либо частным лицом преступления. Народное собрание открытым голосованием выносило определение, не имевшее обязательной силы, о виновности или невинности обвиняемого. Заручившийся моральным осуждением народа обвинитель располагал большими шансами выиграть дело в гелиэе.

Другим видом исков являлась исангелия («донос», «обвинение»). Он предъявлялся частным лицом в случае подозрения совершения государственного преступления. Незначительные дела (наказание не более 500 драхм) разрешал Совет 500, куда должен был обратиться обвинитель. Серьезные дела рассматривал непосредственно народ или же экклесия передавала иск в гелиэю, выступая в таком случае в качестве обвинителя через посредничество специально избранных представителей народа – синéгоров.

В классический период, унаследовавший органы управления Солоновской и Клисфеновой конституций, сохранились коллегия архонтов и Ареопаг, но значение их постепенно уменьшалась. До реформ Солона древнейший аристократический орган ареопаг являлся государственным советом, в его компетенции (до реформы Эфиальта) находился контроль за законностью решений народных собраний, в последующем сохранились только некоторые судебные полномочия: о предумышленных убийствах, о нанесении ран и увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях со смертельным исходом. Иск о судебном разбирательстве подавался родственником, потерпевшим (или членом рода) архонту-басилевсу. В ходе процесса (в течение 3-х месяцев) должны были быть получены свидетельские показания. Затем следовало решение: подлежит ли иск рассмотрению в ареопаге или в суде эфетов. По завершении процесса, носившего соревновательный характер в течение трех дней, судьи выносили вердикт о виновности или невинности, но не о наказании, что определял закон: за умышленное убийство – смертная казнь и конфискация имущества, за умышленное нанесение ран или увечий с целью лишения жизни, за попытку отравления или поджог – пожизненное изгнание и конфискация имущества.

Формировался Ареопаг из бывших членов коллегии архонтов, успешно отчитавшихся в своей деятельности.

В коллегии эфетов («предводители»), состоявшей из 51 человека, рассматривались дела о лишении жизни, не относящиеся к компетенции Ареопага: дела лиц, признавшихся в убийстве, которое не преследуется законом, поскольку является справедливым (самооборона; убийство вора на месте преступления, убийство во время состязаний или на войне); суд над предметом, причинившим вред или о животных, причинивших смерть человеку.

Для решения имущественных споров можно было прибегнуть к суду посредников – диэтетов (третейских судей). Государственные диэтеты избирались от каждой филы из граждан, которым шел 60-й год; и частные диэтеты по соглашению непосредственно тяжущимися.

Высшей законодательной и судебной инстанцией являлась гелиэя. Аристотель подробно описал порядок формирования и работы суда присяжных, в состав которого от каждой филы избиралось жеребьевкой по 600 человек. Избранные (опят же по жребию) распределялись на десять судебных комиссий – дикастерий (от греч. дике – «право» и «возмездие» и имя богини правосудия). В каждую дикастерию входил 501 гелиаст (остальные находились в запасе).

Гелиэя рассматривала: уголовные и гражданские дела (кроме дел, связанных с убийством), гелиасты проводили докимасию – проверку избранных магистратов, рассмотрение дел по искам графе параномон и жалобы на решения других судебных инстанций. Истец и ответчик сами вели дело. По окончании судоговорения происходило тайное голосование (без предварительного обсуждения).

Безусловно, приведенные выше магистратуры не исчерпывают всей системы государственности Афинского полиса. Среди игравших значительную роль следует назвать также астиномов, которые удостоверяли своим штампом соответствие тары стандарту, агораномов, наблюдавших за рынком и производивших ремонтные работы за собственный счет; гимнасием руководил гимнасиарх.

В конце VI в. до н. э. возникла система литургий, позволявшая финансировать общезначимые мероприятия при отсутствии регулярного налогообложения. Суть ее состояла в следующем: на Народном собрании объявлялось о текущих делах, требующих расходов, например, о ремонте оборонительных стен, организации театральных зрелищ и т. д. Каждый, кто желал, имея достаточный для этого доход, мог взять на себя выполнение литургии, либо кто-то из сограждан мог предложить кандидата для ее несения. В некоторых случаях литургии требовали значительных. Позднее возникла практика обмена имуществом: если предложенный кандидат отказывался от выполнения литургии (если его имя было названо), так как считал, что его средства недостаточны, он должен был поменяться имуществом с тем, кто назвал его имя.

Литургии приводили обязанности и права граждан в соответствие с имущественным цензом. Среди литургий необходимо отметить важнейшую – участие в военном ополчении в качестве гоплитов или служба в кавалерии, снаряжение судов. Выполнение литургий было почетно, а необходимость в них обусловливалась отсутствием регулярных поступлений в полисную казну, так как граждане в мирное время налогов не платили. Выполнение литургий было почетной обязанностью состоятельных граждан, способствуя удовлетворению агональной (соревновательной) черте жизнедеятельности гражданина.

Литургии, графе параномон до некоторой степени консервировали установленные порядки, обеспечивая господство победившего демоса. Вместе с тем они свидетельствуют о том, что создана личная ответственность гражданина за происходящее в полисе. Как задача государства состоит в обеспечении счастливой жизни граждан, так и граждане должны, активно участвуя в управлении им, в обсуждении законов, не разрушать необдуманными действиями существующие конституционные установления.

Формирование государственных рганов в Афинах – это один из вариантов становления государственности в Элладе.

Другой вариант – это история Спартанского полиса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]