
- •Происхождение славянской письменности
- •5. Как возник и развивался русский язык? Место русского языка в кругу других языков
- •Происхождение русского языка
- •Этапы исторического развития русского языка древнего периода
- •Полногласие
- •Древнерусские редуцированные гласные
- •Чередования согласных в современном русском языке
Полногласие
Присущая русскому языку фонетическая особенность — полногла-сие — проявляется как сочетания оро, оло, ере между согласными в кор-нях слов и некоторых приставках, которые присутствуют в составе ис-конно русских слов общеславянского происхождения, например: сторо-на, голос, приставка пере-. Развитие таких сочетаний звуков относится к древнему периоду распада праславянского языка, в звуковой системе ко-торого в связи с действием закона открытого слога (см. выше, с. 44) под-вергались изменению древние сочетания гласных c плавными между двумя согласными (типа *торт-, *толт-, *терт-). Значок * здесь и далее употребляется для обозначения звуков, сочетаний звуков, морфем или лексем, рекон-струированных в качестве языковых единиц праславянского языка, которые в древ-нерусском языке уже не отмечены, так как пережили соответствующие изменения или были вообще утрачены. Чтобы устранить в таких случаях закрытость слога, в древних восточнославянских диалектах развивался второй глас-ный после плавного. В то же время в древних южнославянских диалек-тах устранение закрытости слога произошло другим путем — за счет пе-рестановки звуков и развития сочетаний типа ра, ла, ре, ле. Поэтому мно-гим русским словам с полногласием можно найти соответствующие од-нокоренные слова со старославянским (т. е. южнославянским) неполно-гласным сочетанием, например: сторона — страна, голос — гласный, перечить — вопреки, перегородить — преградить (в последнем случае русское полногласие и старославянское неполногласие представлены и в корне, и в приставке). С действием этой же тенденции устранения закры-тости слога связано соответствие сочетаний оло (ело) в русских словах и сочетания ле в старославянских, например: волочить — увлекать, моло-ко — млекопитающее, шелом — шлем.
В современном русском языке есть еще ряд слов с начальными соче-таниями ра, ла и ро, ло, а также с приставками раз-, роз-, например: рав-ный — ровный, ладья — лодка, расход — роспись. Эти сочетания пред-ставляют собой разные результаты развития сочетаний типа *орт, *олт в начале слов в древних диалектах южных и восточных славян. Исконно русскими являются слова с начальными ро-, ло-, слова с начальными ра-, ла- — заимствования из старославянского.
Таким образом, слова с неполногласными сочетаниями в корнях об-щеславянских слов по происхождению являются иноязычными заимст-вованиями. Многие из них прочно вошли в русский язык, первоначально через церковные книги. Обычно старославянские по происхождению слова имеют более отвлеченное значение, чем соответствующие им соб-ственнорусские, например: порожний — праздный, теребить — требо-вать, хоромы — храм и др.
Древнерусские редуцированные гласные
В современном русском письме употребляются два знака ъ и ь («твердый знак», «мягкий знак»), которые не обозначают особых звуков. Твердый знак употребляется только как разделительный знак после приставок на со-гласный (подъем). Мягкий знак используется как разделительный в остальных случа-ях вместо твердого (деревья, вьюга); для обозначения мягкости согласного (рысь, конь); по традиции, как средство выражения какой-либо грамматической категории (ночь, режь, пишешь).
В древнерусском языке знак ъ («ер») обозначал гласный редуциро-ванный (см. с. 44) звук непереднего ряда, близкий к [о], а знак ь («ерь») — гласный редуцированный переднего ряда, близкий к [е]. Со-временные слова мох, пень, холм, верх, кровь, слеза передавались на письме (в соответствии с их произношением) как мъхъ, пьнь, хълмъ, вьрхъ, кръвь, сльза. Древнерусские редуцированные гласные в отличие от современных гласных, которые произносятся в неударных слогах, были самостоятельными звуками, могли быть ударными и служить различе-нию звуковых оболочек разных слов, например: мъхъ ‘мох’ — мелъ ‘мёл’ (действие) — м2лъ ‘известняк’. В разных формах одного и того же слова или в составе разных сочетаний звуков редуцированные могли находить-ся в сильных и слабых позициях. Так, в древнерусских словах типа мъхъ, пьнь редуцированные в конечном слоге всегда имели слабую позицию, а редуцированные в первом слоге в этих словах выступали в сильной по-зиции (перед слогом со слабым редуцированным и в ударном положе-нии); в словах типа хълмъ, вьрхъ, кръвь, сльза редуцированные в корне имели сильную позицию не только как ударные или как произносившие-ся перед слогом со слабым редуцированным, но прежде всего как произ-носившиеся в сочетании со звуками [л], [р]. В сильных позициях в опре-деленный период истории языка (вероятно, в ХIІ–XIII в.) звук [ъ] изменился в [о], а звук [ь] — в [е]. В слабых же позициях редуцированные гласные полностью исчезли.
Эти результаты исторического развития редуцированных (вокализа-ция в сильной позиции и выпадение в слабой) имели значительные по-следствия для фонетической системы русского языка. Во многих словах сократилось количество слогов (ко-нь в древнерусском языке и конь в современном), значительно возросло количество однослоговых знамена-тельных слов и форм слов (дом, кот, туч, мест, добр, смел и т. п.). Это приводит к формированию в языке нулевых (не выраженных звуками) окончаний, отвечая в целом общей тенденции развития языков — эконо-мии речевых средств.
История редуцированных объясняет очень заметную особенность современной русской речи — «беглость» гласных, т. е. чередование глас-ных [о], [е] с «нулем гласного» типа мох — мха, пень — пня, кусок – кус-ка, ручка — ручек (ср. с древнерусскими формами мъхъ — мъха, пьнь — пьня, кусъкъ — кусъка, ручька — ручькъ). Это явление развилось в связи с тем, что в разных формах одного и того же слова редуцированные зву-ки в основе слова выступали в разных позициях: в сильной позиции — перед утраченным конечным редуцированным (это имеет место в форме И. п. ед. ч. приведенных выше слов), и в слабой позиции — перед глас-ными полного образования в составе падежных флексий.
Таким образом, беглость гласных [о], [е] (чередование гласных [о], [е] с нулем звука) — это фонетический процесс в древнерусском языке, который не мог иметь место в словах, возникших в более позднее время. Тем не менее, это явление обнаруживается и в таких словах, которых древнерусский язык не знал: путевка — путевок, шоколадка — шокола-док, республиканец — республиканца, прогрессивный — прогрессивен и др. Дело в том, что беглость гласных в современном языке представляет собой не фонетическое, а морфологическое явление. Возникнув в древ-ности по фонетическим причинам, беглость гласных превратилась в морфологическое средство образования форм определенных категорий слов. Особенно широкий характер этого явления современного русского языка объясняется тем, что многие современные суффиксы существи-тельных и прилагательных происходят от древнерусских суффиксов с редуцированными гласными в их составе -ък- (-ьк-), -ьц-, -ън- (-ьн-) или являются их производными, например: головка — головок, паренек — па-ренька, орленок — орленка, рыбешка — рыбешек, владелец — владельца, красавец — красавца, спартаковец — спартаковца, заметный — заметен, убедительный — убедителен, эмоциональный — эмоционален и мн. др.