Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zanova.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
336.38 Кб
Скачать

1.2 Колонии-поселения в исправительно-трудовой системе Советского периода

Следующий импульс в развитии системы учреждений переходного типа - прообраза колоний-поселений - отмечается в постреволюционной России. Одной из основных закономерностей развития советской исправительно-трудовой системы является сформулированное В.И. Лениным в конспекте раздела о наказаниях пункта Программы РКП(б) положение о постепенной замене тюрем воспитательными учреждениями.1

Следует отдать должное выделенным В.И. Лениным перспективным направлениям реформирования уголовно-исполнительной системы - провозглашению исправительно-трудовых колоний основным видом ИТУ. Закрепление на законодательном уровне новых видов уголовно-правового принуждения - условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, создание колоний-поселений различных видов и др. И пусть не всегда данная политическая установка реализовалась на практическом уровне, иной раз законодательные нормы носили декларативный характер, тем не менее определение основных положений развития советской исправительно-трудовой политики сыграло существенную роль в формировании теории советского (и постсоветского) исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права.

Исследуя предпосылки появления колоний-поселений, историки Н.Ф. Аблизин и П.Е. Подымов справедливо отмечали, что «идея создания подобных переходных мест заключения сама по себе не нова».2 Свидетельством этому является ретроспективный анализ законодательства об исполнении уголовных наказаний первых лет существования советской власти. Нормативно-правовые акты этого периода были направлены в том числе на реализацию провозглашенного В.И. Лениным принципа замены тюрем воспитательными учреждениями. И вполне закономерно, что законодатель шел на различного рода эксперименты по созданию принципиально новых, неизвестных буржуазному государству типов пенитенциарных заведений. По утверждению историка А.С. Михлина, переходные учреждения с подобного рода условиями начали создаваться уже в первые годы советской власти.3 Так, еще до принятия первого советского Исправительно-трудового кодекса (ИТК РСФСР 1924 г.) в системе мест заключения были созданы переходные исправительные дома, Положение о которых было утверждено коллегией Наркомюста РСФСР 5 апреля 1922 г., в то время осуществлявшей руководство местами лишения свободы. Туда направлялись лица, приговоренные к лишению свободы на срок свыше трех лет и переведенные в общее место заключения (исправдом) в разряд образцовых, а также приговоренные на срок до трех лет, которые пробыли в разряде исправляющихся не менее одной четверти общего срока, отличаясь безукоризненным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях.

В порядке исключения в переходные исправительно-трудовые дома могли быть направлены лица, приговоренные на срок не свыше одного года и не принадлежащие к категории профессиональных преступников и злостных рецидивистов, по зачислении их в разряд исправляющихся вне зависимости от срока пребывания их в этом разряде. Определенные элементы переходных пенитенциарных учреждений в первые годы советской власти наблюдались при организации таких видов мест отбывания наказания, как трудовые сельскохозяйственные колонии и реформатории. По свидетельству С.И. Кузьмина, исследовавшего становление исправительно-трудовых учреждений в Сибири в 1917 - 1924 гг., с марта 1920 г. некоторые губернские отделы юстиции Сибирского региона приступили к проведению в жизнь основных положений Временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», утвержденной Постановлением Наркомата юстиции РСФСР от 23 июля 1918 г. 1. Согласно этому документу в систему мест лишения свободы включались «реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников, а также испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послаблений режима или досрочного освобождения». Так, 15 марта 1920 г. Иркутский губревком в Постановлении № 99 указал на необходимость создания Плишкинской трудовой земледельческой колонии и преобразования колонии для несовершеннолетних преступников в реформаторий. В конце 1920 г. Омский губернский карательный отдел принял решение об организации сельскохозяйственной колонии. В Красноярске была открыта колония в июле 1920 г., а несколько позже в Томской губернии были созданы две сельскохозяйственные фермы - Заварзинская и Еловская, ставшие впоследствии колониями.

Трудовые колонии и фермы в Сибири занимались в основном сельскохозяйственным производством. В колонии для отбывания наказания направляли лиц преимущественно из среды трудящихся. В этом конкретно проявлялся классовый подход к осуществлению исправительно-трудовой политики. В качестве эксперимента в апреле 1920 г. был создан Иркутский реформаторий.

Заключенные в этих учреждениях в течение дня пользовались полной свободой передвижения по территории колонии, а также могли находиться за пределами колонии без надзора.

Тем самым создавался прообраз учреждений переходного типа, в которых физическая изоляция заключенных в полном смысле этого слова отсутствовала и осужденные имели возможность адаптироваться к условиям свободы уже в период отбывания наказания. Однако, как утверждает историк С.И. Кузьмин, «реформатории и испытательные заведения с ослабленным режимом, предусмотренные Временной инструкцией, не получили своего развития на практике. Они не могли быть созданы в силу тяжелых экономических условий того времени».1

Дальнейшим шагом по нормативно-правовому закреплению пенитенциарных учреждений переходного типа явился Исправительно-трудовой кодекс (далее - ИТК) РСФСР 1924 г. А.С. Михлин отмечает, что этот законодательный акт предусматривал различные виды учреждений «с менее углубленной пенитенциарной системой», относя к ним трудовые колонии и переходные исправительно-трудовые дома.2

В соответствии со ст. 46, п. «а», ИТК РСФСР 1924 г. в систему учреждений для применения мер социальной защиты исправительного характера входили трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные), в которых отбывали наказание, согласно п. «з» ст. 47, заключенные, приговоренные к лишению свободы без строгой изоляции на срок не свыше пяти лет, если приговором суда было установлено, что, принадлежа к трудящимся, они по несознательности совершили преступление в первый раз, случайно или вследствие тяжелых материальных условий и если они не внушали опасений в смысле побега.

В трудовые колонии могли быть переведены трудящиеся, приговоренные и на больший срок, если до отбытия срока лишения свободы полностью оставалось не свыше пяти лет.

Поскольку ИТК РСФСР 1924 г. закреплял положение о том, что режим в местах заключения строится по прогрессивной системе, ст. 150 определяла правило: «Режим в трудовых колониях, которые, согласно п. «з» ст. 47, рассчитаны преимущественно на правонарушителей из среды трудящихся, случайно или по нужде впавших в преступление, должен приближаться к условиям работы и распорядка в соответствующих хозяйственных организациях для свободных граждан». Все заключенные в трудовых колониях пользовались в течение дня свободой передвижения по территории колонии, их могли посылать без надзора по различным поручениям за пределы колонии, свидания предоставлялись непосредственно.

Другим прообразом будущих колоний-поселений следует рассматривать переходные исправительно-трудовые дома, в которые в соответствии с п. 5 ст. 47 ИТК РСФСР 1924 г. направлялись заключенные, по отбытии части срока лишения свободы в других местах заключения обнаружившие приспособленность к трудовой жизни и признанные распределительной комиссией подлежащими переводу в обстановку полусвободного режима. В эти же учреждения по ходатайству комитетов помощи могли приниматься освобождаемые из мест заключения с условием полного подчинения их установленной здесь трудовой дисциплине. Тем самым переходные исправительно-трудовые дома, помимо исполнения отбывания наказания, выполняли также и функцию центрасоциальной реабилитации в отношении освобожденных из других видов учреждений для применения мер социальной защиты. Единственная норма ИТК РСФСР 1924 г. в общем плане определяла лишь правовой статус данной категории лиц. Согласно ст. 231 «комитеты помощи имеют право ходатайствовать о помещении освобождаемых из мест заключения в переходные исправительно-трудовые дома, где они, не лишаясь прав свободных граждан, в полной мере подчиняются установленной здесь трудовой дисциплине». Анализ содержания данной нормы позволяет сделать вывод о том, что в число таких лиц входили не только освобождаемые из учреждений для применения мер социальной защиты исправительного характера, но и освобождаемые из других видов мест заключения, а именно учреждений для применения мер социальной защиты медико-педагогического и медицинского характера.

Юридический анализ норм ИТК РСФСР 1924 г., регламентировавших исполнение наказания в переходных исправительно-трудовых домах, позволяет прийти к выводу, что хотя законодатель и относил эти заведения к местам заключения, исправительно-трудовым учреждениям, однако ввиду обстановки полусвободного режима, возможности нахождения осужденных не только без охраны, но и без надзора за пределами учреждения, в них отсутствовало такое режимное требование, как изоляция заключенных от общества. Поэтому и отнесение переходных исправительно-трудовых домов к системе мест заключения, системе ИТУ представляется достаточно относительным, тем более что разветвленной системы органов и учреждений, исполняющих наказания без изоляции осужденных от общества, на тот момент не существовало. По утверждению историка С.И. Кузьмина, в переходных исправительно-трудовых домах «в основном содержались лица, осужденные к принудительным работам или освобожденные из мест заключения на время подыскивания работы».

Происходившие во второй половине 20-х годов прошлого века социально-экономические преобразования обусловили и изменения исправительно-трудовой политики. По свидетельству С.И. Кузьмина, «в условиях развертывания строек первой пятилетки и в связи с этим все возрастающего спроса на дешевую рабочую силу применявшаяся строгая изоляция заключенных становится явно нецелесообразной. Поэтому на смену старой системе использования труда в местах заключения неизбежно приходит организация принудительного труда в местах лишения свободы - в колониях открытого типа, исправительно-трудовых лагерях»1.

В интересах производства заключенные лагерей в полном составе переводились на колонизацию, т.е. на положение вольнонаемных рабочих на неотбытый срок – «с правом вызова семьи для совместного проживания».

Нормативно-правовой основой данного процесса выступала ст. 42 Положения об исправительно-трудовых лагерях, утвержденного Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР 7 апреля 1930 г., согласно которой «к заключенным в лагерях, пользовавшимся до вынесения приговора избирательными правами и обнаруживающим исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение с поселением в районе данного лагеря на неотбытый срок заключения или без поселения».

Кроме того, согласно ст. 16 Положения заключенные, подвергавшиеся облегченному режиму, использовались для постоянной работы в учреждениях, предприятиях и на промыслах, проживали в общежитиях, прикрепленных к предприятиям, имели право отлучки, направлялись на работы по рабочим книжкам. Сверх условий, установленных для облегченного режима, заключенные, подвергавшиеся льготному режиму, имели право на выход за пределы лагеря и занятие административно-хозяйственных должностей в управлении лагерем и по производству работ.2

Существенным недостатком ИТК РСФСР 1933 г. было и отсутствие норм, регламентирующих прогрессивную систему отбывания лишения свободы. Причинами такого положения, исключающего режим полусвободы для отбывающих наказание, являлись усиление репрессивных начал уголовной и исправительно-трудовой политики того периода, влияние экономического фактора, недостаточная теоретическая разработка проблем исправительно-трудового права. Естественно, что период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. также не был сориентирован на совершенствование системы исправительно-трудовых учреждений за счет создания подразделений с режимом полусвободы.

Попытки реформирования системы мест лишения свободы в начале 50-х годов прошлого века были направлены на переориентацию учреждений, исполняющих наказание, на перевоспитание заключенных на основе приобщения их к общественно полезному труду путем обучения трудовым профессиям, необходимым после освобождения. Уже в нормативных актах 1954 - 1958 гг. прямо предусматривается, что основным видом исправительно-трудовых учреждений должна стать колония. В колониях устанавливалось три вида режима: общий, облегченный и строгий. По утверждению Н.Ф. Аблизина и П.Е. Подымова, «колонии-поселения по своему назначению и характеру режима в значительной мере напоминают также существовавшие в системе советских исправительно-трудовых учреждений в период с 1954 по 1961 г. колонии облегченного режима».1

В июле 1954 г. Приказом по МВД СССР вводится в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, одобренное Советом Министров СССР. В октябре 1954 г. МВД СССР издает специальную инструкцию, регламентирующую режим содержания осужденных в местах лишения свободы.

Было также принято решение об упразднении особых лагерей и Особого совещания при МВД СССР. Этими актами предусматривалось создание ИТК облегченного типа, которые не охранялись, но за поведением осужденных устанавливался надзор.1 Затем в Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД 1958 г. была дана более подробная правовая регламентация деятельности колоний облегченного типа, определялся контингент осужденных, которые направлялись в колонии облегченного режима: осужденные впервые за менее опасные преступления на срок до трех лет лишения свободы включительно; отбывающие наказание, переведенные из колоний общего режима по отбытии ими не менее одной трети срока наказания при условии добросовестного отношения к труду и примерного поведения; лица, переведенные из трудовых колоний для несовершеннолетних по достижении 18-летнего возраста.2 Правовое положение осужденных в колониях облегченного режима показывает, что режим в этих учреждениях был более суровым, чем в нынешних колониях-поселениях, но менее строгим, чем в колониях общего режима.

И наконец, как логически вполне обоснованный этап развития системы исправительно-трудовых учреждений, в 1963 г. учреждается новый вид ИТУ - колонии-поселения. Колонии-поселения были созданы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо ставших на путь исправления».

Данным Указом в систему исправительно-трудовых учреждений Министерства охраны общественного порядка РСФСР вводился качественно новый вид исправительных колоний для отбывания наказания лицами мужского пола, положительно зарекомендовавшими себя в исправительных колониях общего режима, усиленного и строгого режима. Своеобразие колоний-поселений заключалось в отсутствии войсковой охраны, являющейся непременным атрибутом всех других колоний, обеспечивающих исполнение наказаний в отношении осужденных к лишению свободы, что создавало условия относительно свободного проживания содержащегося в них спецконтингента.1 Законодательством также предусматривалось сужение круга правоограничений в отношении осужденных на колонию-поселение по сравнению с другими категориями лишенных свободы: возможность вступать в брак в период отбывания наказания, повышение ставки оплаты труда, возможность включения времени работы осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, в общий трудовой стаж и т.д.

Кроме материального критерия (положительного поведения) для перевода в колонию-поселение законодательством предусматривался и формальный критерий - отбытие половины срока наказания для осужденных, подпадающих под действие закона об условно-досрочном освобождении, и две трети части срока для осужденных, не подпадающих под таковой. В первом случае срок фактически отбытого наказания в колониях общего, усиленного и строгого режима должен был составлять не менее трех лет; во втором - не менее пяти лет лишения свободы.

Относительно свободные условия содержания в колониях-поселениях должны были стать стимулом для примерного поведения и добросовестного отношения к труду осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях закрытого типа. Особенно высока значимость возможного перевода в колонию-поселение была для осужденных, не имеющих права на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы. Для них колония-поселение стала своего рода компенсацией за невозможность досрочного освобождения. И, таким образом, перевод в колонии-поселения фактически служил заменой неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания, не связанным с изоляцией от общества.

В ИТК РСФСР 1970 г. колония-поселение выделяется от других исправительно-трудовых колоний по многим аспектам. Прежде всего, в ст. 61 («Виды исправительно-трудовых колоний») четко определен этот вид ИТУ: «Исправительно-трудовые колонии разделяются на колонии общего режима, усиленного режима, строгого режима, особого режима и колонии-поселения».

Условия труда лиц, лишенных свободы, для колоний - поселений также выделены: «Продолжительность рабочего дня осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях-поселениях и в воспитательно-трудовых колониях, а также предоставление им еженедельных дней отдыха устанавливаются на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде (ст.38), а в соответствии со ст. 39 «лицам, отбывающим наказание в исправительно-трудовых колониях-поселениях, независимо от всех удержаний, должно выплачиваться не менее пятидесяти процентов общей суммы заработка». В ст. 53 («Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы») указывается, что «в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР, осужденные, злостно нарушающие требования режима, могут быть представлены к переводу для отбывания наказания из колонии-поселения в исправительно-трудовую колонию того вида режима, который им ранее был определен судом». Как видим, отбывающие наказание в колониях-поселениях, имели столь «уникальную» меру взыскания.

Итак, можно констатировать, что в советском государстве в 1963 г. был создан новый вид ИТУ - колония-поселение, который логично вытекал из развития пенитенциарных учреждений и отдельных видов наказания, в частности, ссылки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]