Однополярный многополярный мир
.docxОднополярный, Биполярный, Многополярный мир
Сегодня, в условиях глобализации все больше происходит финансовое, экономическое, технологическое смещение с Запада на Восток, а следовательно усиливается влияние стран восточного и азиатского регионов на политические процессы.Актуальность проблемы перехода от однополярного мира к многополярному (многополюсному) или к бесполярному очевидна. К началу XXI в. глобализационные процессы привели к формированию целостной системы информационного, коммуникативного, экономического, экологического пространства, не сформировав политическую глобализацию. Глобальный мир оказался без глобальной системы управления. Международные структуры, к примеру, ООН и др. с этой ролью не способны справиться, ибо создавались в других условиях и были ориентированы на решение иных задач. Кроме того, на фоне обострившегося современного кризиса стало очевидным, что управление глобальной системой невозможно из одного центра, какой бы сильный он ни был.
Сложившаяся система международных отношений 50 – 60 гг. характеризовалась соревнованием капитализма и социализма. В партийных документах КПСС 60 – 80 гг. подчеркивалось, что борьба двух систем составляет главное содержание современной эпохи. До 60-х годов в данной системе отношений доминировала тенденция однополярности – значительного влияния на мировые процессы США. На первом этапе брежневского правления наблюдался рост международного влияния СССР, достигшего наивысшей точки к началу 70-х годов. Это было время, когда военный потенциал страны приблизился к уровню США. В эти годы отношение СССР и США и их союзниками значительно улучшились, получившие название «разрядка». Международные отношения приобретают биполярный характер – противостояние двух «сверхдержав» – СССР и США – одна олицетворяла социалистический мир, другая – капиталистический.
Отношения СССР строились в двух направлениях – со всеми странами осуществлялась внешняя политика как таковая, а с другой стороны – формировались особые отношения с коммунистическими государствами. Но важным партнером во внешней политике СССР были США. В данной системе взаимоотношений главный вопрос был – не допустить ядерной катастрофы, т.к. Карибский кризис 1962 г. показал возможность таковой. Максимальные усилия дипломатической работы Москвы сосредотачивались на Соединенных Штатах. На втором месте стояла западная Европа, где в основном внимание уделялось Федеративной Республике Германии. Следующее место в иерархии интересов СССР занимали страны, т.н. «третьего мира» – Азии, Африки, Латинской Америки. В целом на протяжении всего периода биполярного мира отношения между двумя его главными акторами были разными. Они носили волнообразный характер – периоды «холодной войны», накалы отношений менялись «разрядкой», «политическим потеплением». Большой вклад в изменение международного политического климата внесла перестройка 1985-1991 гг., осуществляемая под руководством М.Горбачева. Результатом политики «нового мышления», проводимой М.Горбачевым, явились такие события, как падение Берлинской стены и объединение двух Германий, вывод войск из Афганистана, подписание ряда договоров с США о сокращении различных видов оружия. Они положили начало нового периода «разрядки» в системе международных отношений биполярного мира и окончания «холодной войны».
Главным последствием развала СССР явилось установление однополярного мира. И распад СССР, и неудавшиеся, проводимые первые десять лет, радикально-либеральные реформы, значительно ослабляли Россию, которая оказалась неспособной влиять на мировые процессы, в том числе на посткоммунистическом пространстве. США оставались единственной сверхдержавой. И казалось, что данный однополярный мир более устойчив и сохранится надолго. Но достаточно было неполных двух десятков лет, чтобы увидеть радикальные сдвиги в системе международных отношений и изменения в политической картине мира. Тенденция на усиление роли России на мировой арене, определившаяся с приходом В.Путина к власти, стала все больше нарастать. У России для этого есть потенциал: она входит в состав Совета Безопасности ООН, имеет сопоставимый с уровнем США ядерный потенциал. Именно Россия вместе с США ведет последовательную борьбу за сокращение и нераспространение ядерного оружия. Кроме того, Россия располагает определенным преимуществом: великая энергетическая держава (1/3 мировых полезных ископаемых находится на территории России, самые большие запасы чистой воды и воздуха); влиятельный трансрегиональный политический актор (как производитель, поставщик и транзитер сырьевых ресурсов, доминирует на европейском и центральноазиатском пространствах); достаточно крупный международный инвестор.
Потенциал России и ее преимущество позволяет ей занимать ведущие позиции в мировой политике, а с другой – отстаивать свой суверенитет и безопасность с помощью «мягкой и жесткой силы». Сегодня, в условиях глобализации все больше происходит финансовое, экономическое, технологическое смещение с Запада на Восток, а следовательно усиливается влияние стран восточного и азиатского регионов на политические процессы. Там создаются международные, региональные центры, полюсы, которые становятся конкурентными Западу, постепенно превосходя его по своим возможностям и потенциалу. Теперь они будут предлагать глобальные проекты и привлекательные модели.
Считают, что та страна, которая сможет предложить на собственном опыте наиболее эффективные решения современных социально-политических и экономических проблем, будет иметь большие возможности увеличить свое международное влияние. Но это не обязательно должно быть связано с собственным военным или экономическим потенциалом региональных держав. К новым региональным структурам, в рамках которых возрастает число государств, претендующих на статус региональных, субрегиональных держав, можно отнести: АТЭС, БРИК, РИК, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. В рамках этих структур выдвинулись новые гиганты: в Азии – Индия, Китай, в Латинской Америке – Бразилия. Государства через эти организации предпринимают попытки повысить свой статус на международной арене. К примеру, в 2009 г. значительно увеличился международный вес Китая, который превращается во вторую сверхдержаву, после США. Арабские государства претендуют на статус системообразующего центра через региональные и отраслевые структуры (Лига арабских государств (ЛАГ), Африканский союз (АС), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др.). В рамках большинства этих объединений Россия успешно сотрудничает и доминирует. А поэтому и ее внешнеполитический статус, и других государств (Индии, Китая и др.) можно определить как трансрегиональных и региональных держав.
Таким образом, сегодня формируется новая конфигурация мирового порядка, в котором, вероятно, ни одна из стран, даже великая и экономически сильная, не будет доминировать. Однополярный мир во главе с США, который так и не сложился, уже сегодня полностью исчерпал себя. Мир переходит к ситуации сосуществования многочисленных полюсов, центров силы, которые относительно будут «равны», насколько это будет возможно в этом мире. К примеру, среди стран-участниц G-20 ни одна из них не доминирует, хотя потенциал каждой – разный. Как видим, мир действительно меняется в сторону многополярности, пришедшей на смену мировой геополитической вертикали во главе с США, а также исчезла система «избранных стран» и стран «первого сорта».
Одни считают, что многополярный мир будет более справедливым и стабильным, т.к. сформируются несколько центров силы, которые будут соблюдать международный баланс и мир. Но известно, что мировые войны начинались в условиях многополярного мира. Другие полагают, что многополярность может принести миру усложнения и нестабильность (увеличатся разного рода конфликты). Вместе с тем, есть суждение, что мир движется не в сторону формирования многополярности, а в сторону мира бесполярного, в котором не будет глобальных доминирующих центров силы, возможности региональных держав будут ограничены, роль международных организаций будет сведена на нет. В бесполярном мире глобальная война маловероятна, он будет расколот на много частей. Региональные конфликты и войны, нестабильность будет составлять основу мировой политики и нового миропорядка в ближайшем будущем.
Таким образом, второе десятилетие XXI века внесет изменения в новую конфигурацию политического мира, контуры которого уже сегодня зримо проглядываются. Будет ли это многополярный или бесполярный мир, с отсутствием или наличием мирового лидера (но не господство его), наряду с региональными лидерами – время покажет. На наш взгляд, наличие мирового лидера вовсе не исключает коллективное управление миром, в котором политические игроки будут «наравных». У России есть возможность стать одной из ведущих мировых держав, наряду с другими, но не за счет ядерного или энергетического потенциала (хотя это тоже важные факторы), а за счет того какую она будет иметь репутацию. Насколько эффективной и конкурентоспособной будет ее национальная модель развития и способность обеспечить качество: экономики, управления, социального благополучия, российской политики и «мягкой силы». Это требует радикальной модернизации страны, раскрепощения политической жизни и решения традиционных ее проблем – коррупции, организованной преступности, бюрократизации экономики, технологического отставания, нехватки инвестиций в современные технологии, энергетику и людей.