Глава 8
Н.И. Пирогов - реформатор высшего образования в России
Пирогов - питомец Московского университета, правда, ничего от него не получивший, но зато отбросивший на него блеск своего имени, профессор и гражданин, которого мыслящая Россия хотела бы видеть во главе своего просвещения.
К.А. Тимирязев
Н.И. Пирогов как реформатор высшего образования, провел в жизнь цепь последовательных мероприятий, основанных на его прогрессивных убеждениях и направленных на перестройку учебного процесса в университетах и Медико-хирургической академии. Эту работу он представлял как одну из целей своей жизни. "В моей педагогической деятельности, - писал Н.И. Пирогов, - я преимущественно заботился о соглашении школы с жизнью, о свободе научного расследования, о возбуждении в учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и истине".
При вступлении Н.И. Пирогова на педагогическое поприще университеты России функционировали на основе реакционного указа от 1835 года. Некоторые ретрограды, считали их вредными учебными заведениями. В Центральном государственном военно-историческом архиве имеется докладная записка (без подписи автора): "Мнение об университетах России", в которой сообщается: "Одно только, к несчастью, лежит пятном на этом факультете. Медицина, как наука чисто экспериментальная, вместо того, чтоб повергать испытателя природы человеческой в прах перед величием и премудростью создателя, очень часто ведет его к материализму, отрицанию всякой духовности в человеке и даже общему безверью" (ф. ВУА, ед. хр. 469, л.20). Н.И. Пирогов добился создания педагогической семинарии при университете в Киеве. В октябре 1858 года в Новороссийском литературном сборнике опубликована его статья "Чего мы желаем?". В ней были рассмотрены разнообразные вопросы университетского образования и уделено большое внимание организации подготовки научно-педагогических кадров. Н.И. Пирогову принадлежит выдающаяся роль в организации воскресных школ в России. Первая из них была открыта для детей рабочих и бедняков в здании Киевско-Подольского уездного дворянского училища (1859). После ухода Н.И. Пирогова в отставку с поста попечителя, воскресные школы были закрыты.
При изучении организации науки и высшего образования за границей (1862-1866 п.) Н.И. Пирогов констатирует, что для правительства и реакционеров наиболее опасными предметами являются философия, история и право, которые могут взорвать изнутри государство и церковь. В письме из Гейдельберга от 24 марта 1863 года Николай Иванович писал, что государству можно было бы разрешить такие науки, как естественные и точные. Однако, отмечает он, эти науки вовсе не такие консервативные и невинные. Они меньше всего уживаются со стариной, внося в жизнь новые взгляды, оказывают революционизирующее влияние и, тем самым, подрывают устои современного буржуазного общества. В этой ситуации являются очевидными трудности, встретившиеся Н.И. Пирогову в его реформаторской деятельности в высшей школе. Первое, принципиальное положение Н.И. Пирогова касается облегчения доступа в университеты молодых людей без различия сословия и национальности. Оно встретило противодействие Александра П. Н.А. Муханов писал: "Государь вовсе не одобряет проект Н.И. Пирогова о всяческом облегчении доступа в университет, так чтобы все желающие в него поступить, даже крестьяне, не подвергались экзамену. Государь сказал, что тогда будет столько же университетов, сколько и кабаков". Во времена Н.И. Пирогова внимание университетов было сосредоточено на подготовке государственных служащих. На просвещение края и области чиновники от образования смотрели как на постороннее дело. Н.И. Пирогов высказывался за автономию университетов при рациональном контроле, свободу учения и обучения: университетам следует предоставить право назначать штат кафедр, замещать вакантные должности, распределять полученные финансовые средства. По идее Н.И. Пирогова университеты должны иметь особенности, "которые бы сближали их с жизнью края". "Прямая цель университетов...служить маяками, распространяющими свет в обществе".
Одним из существенных в высшем образовании был вопрос об общем и специальном образовании. Н.И. Пирогов рассматривает его с точки зрения соотношений "общечеловеческого образования" и специализации, "научного" и "учебного" в высшей школе. В "Вопросах жизни" он отмечает: "Я хорошо знаю, что исполинские успехи наук и художеств нашего столетия сделали специализм необходимой потребностью общества; но в то же время никогда не нуждались истинные специалисты так сильно в предварительном общечеловеческом образовании, как именно в наш век". Таким образом, он основывает концепцию единства воспитания и образования: "Обучая воспитывать и, воспитывая, обучать". Из его "Университетского вопроса" следует, что: "Нам необходимо, с одной стороны, удержать в университете все элементы общечеловеческого образования и органическую связь наук. С другой стороны, нам нужно усилить реальные
54
55
учреждения, не нарушая, сколько возможно, этой связи наук". Целесообразность и полезность расширенного образования Н.И. Пирогов находит не только для студентов университетов, но и для слушателей Медико-хирургической академии. Задолго до того, как он приступил к решению педагогических проблем в должности попечителя учебного округа, им была составлена пояснительная записка к проекту распределения учебных предметов в Медико-хирургической академии. Николай Иванович всегда настаивал на существовании неразрывной связи между отдельными науками; науки не просто граничат друг с другом, они непосредственно переходят друг в друга.
Вступая в должность профессора кафедры госпитальной хирургии, патологической и хирургической анатомии Н.И. Пирогов настоял на введение двух мероприятий, оказавших значительное влияние на научно-педагогическую деятельность не только в академии, но и в других высших учебных заведениях: 1) создать при академии как особое учреждение Анатомический институт ("практическо-анатомическое отделение"), сосредоточив в нем преподавание патологической, топографической и хирургической анатомии; 2) учредить на V курсе госпитальную хирургическую клинику.
Предложение Н.И. Пирогова об организации госпитальной хирургической клиники было одобрено конференцией Медико-хирургической академии, отметившей, что такая клиника принесет "величайшую пользу", особенно если ей будет руководить сам Пирогов, "известный не только в России, но и за границей своими отличными талантами и искусством по оперативной хирургии". По примеру академии, учреждения, подобные Анатомическому институту, впоследствии появились в составе других медицинских факультетов, что способствовало развитию морфологических дисциплин, и значительно улучшило преподавание хирургии и других клинических дисциплин.
Второе предложение Н.И. Пирогова (организация госпитальной клиники на V курсе) в дальнейшем было реализовано даже в более широких масштабах в отношении не только хирургии, но и терапии - сначала в Московском университете (1845-1846 гг.), а позднее - и в других университетах.
В статье "Взгляд на университетский устав" (1861) Н.И. Пирогов указывает на важность оборудования и оснащения кафедр и клиник. Борьба за наглядное преподавание велась Н.И. Пироговым с первых лет его профессуры: "Молодые врачи почти совсем не имеют практического медицинского образования, так как наши клиники обязаны давать только главные, основные понятия о распознавании, ходе и лечении болезней. Поэтому наши молодые врачи, вступая на службу, и делаясь самостоятельными при постели больных в больницах, военных лазаретах и частной практике приходят в весьма затруднительное положение, не приносят ожидаемой от них пользы и не достигают цели
своего назначения". В письме в "С.-Петербургские ведомости" (1872 г.) Николай Иванович отмечает значение реформы преподавания в академии 1842 г., позволившей ввести "...демонстративные лекции хирургической и патологической анатомии; каждая значительная операция в госпитале демонстрировалась прежде на трупе...". В 1845 г. Н. И. Пирогов для обеспечения проверки уровня практического усвоения материала внес предлоэюение о демонстративных испытаниях во время экзамена по анатомии, терапии и хирургии, что широко используется в медицинских вузах в настоящее время.
Другим принципиальным предложением в организации преподавания в высшей школе, по которому Н.И. Пирогов имел собственное мнение, является отношение к обязательному посещению лекций. Он неоднократно подчеркивал ненужность обязательного посещения лекций, обосновывая это, в частности, тем, что лекции оказывают "морфиноподобное действие", ни одна лекция не наводит столько дремоты, как обязательная". По мнению Николая Ивановича, целесообразна такая организация учебного процесса, при которой лекции приносят большую пользу, побуждая студентов к деятельному мышлению. Он не мирился с рутинной постановкой лекционного курса, по формуле: профессор читает, студенты слушают. План Н.И. Пирогова в какой-то мере напоминает тот семинарский раздел учебного процесса или курса практических занятий по некоторым предметам, который стал неотъемлемой частью преподавания в высшей школе.
Большое значение Н.И. Пирогов придавал организации практических занятий. В госпитальной хирургической клинике занятия были поставлены на очень высокий уровень: студенты курировали больных, при этом часть из них в течение первой половины курса работала два месяца в клинике Н.И. Пирогова, в течение следующих двух месяцев -в соседней - терапевтической. Затем происходила смена. Студенты писали истории болезни, делали клинический разбор под руководством профессора, выполняли перевязки и малые операции. Н.И. Пирогов является первым из профессоров, который у себя в клинике осуществлял ведение истории болезни на русском языке, в то время как остальные требовали изложение по "латыни". Метод обучения Н.И. Пирогова остается образцом клинического образования, а его руководство занятиями студентов достойно подражания. Созданные им непревзойденные атласы и пособия - это важнейшие звенья в обеспечении наглядности преподавания.
Находясь на посту попечителя Киевского учебного округа, Н.И. Пирогов добивается постоянного повышения квалификации учителей, особенно молодых, а также уделяет значительное внимание подготовке преподавателей вузов. По его мнению, создание национальных кадров и ликвидация практики приглашения профессоров из-за
56
51
границы является делом чести русских ученых. Он укоряет профессоров, которые явно не желают готовить приемников по своей специальности. Если профессор за первые 15 лет своего руководства кафедрой не подготовил кадров, то он "...мог бы с большей пользой для общества избрать себе другой род занятий". Под руководством Н.И. Пирогова было выполнено 13 диссертаций в Дерпте и 10 - в Петербурге. Оценивая свою работу в Дерпте, Н.И. Пирогов писал: "В течение 5 лет...я издал: 1) Хирургическую анатомию артериальных стволов и фасций...; 2) Два тома клинических "Анналов..."; 3) Монографию о перерезании ахиллесова сухожилия... И сверх того - целый ряд опытов над живыми животными, произведенных мною и под моим руководством, доставил материал для нескольких диссертаций, изданных во время моей профессуры, а именно: 1) О скручивании артерий; 2) О ранах кишок; 3) О пересаживании животных тканей в серозные полости; 4) О вхождении воздуха в венозную систему; 5) Об ушибах и ранах
головы".
Основным достоинством университетского образования Николай Иванович считал науку и делал вывод: надо обеспечить университеты вполне достойным в научном отношении профессорско-преподавательским составом. И действительно, в то время многие кафедры на долгое время оставались вакантными из-за отсутствия кандидатов, способных по своим заслугам и научным трудам занять их.
Не подлежит оспариванию тезис о том, что "основа воспитания - наука": "Наука нужна не для одного только приобретения сведений... в ней кроется, - иногда глубоко, и потому для поверхностного наблюдателя незаметно, - другой важный элемент -воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять больше тяжести". По Н.И. Пирогову "В науке кроется такой нравственно-воспитательный элемент, который никогда не пропадает, какие бы не были ее представители. Наука берет свое, и, действуя на ум, действует и на нравы, В этом лучше всего нас убеждают люди, вынесшие из школы одну лишь только привязанность к науке, едва узнав ее начатки. Без всякого надзора и приготовления к жизни, брошенные в жизнь, в борьбе с лишениями и нуждами, они в одной науке находят и утешение, и крепость, и мужество в борьбе".
Николай Иванович любил и уважал молодежь, что облегчало напряженную работу по подготовке и воспитанию кадров. Э.В. Каде писал: "Никто, как он, не умел вселять молодым людям интерес и любовь к тем вопросам, которые его самого интересовали, никто как он, не умел одушевлять юношество к хирургическим занятиям". Один из воспитанников профессорского института Л.Н. Модзалевский писал из Гейдельберга: "... Часто также собираемся у Пирогова. Это наш патриарх. Я еще не видывал человека столь
человечного: так он прост и вместе с тем глубок". И.М. Мечников, которому Н.И. Пирогов помог получить двухгодичную стипендию министерства, вспоминая о своей встрече в 1862 году, писал: Н.И. Пирогов "... выказывал себя не начальником, а добрейшим руководителем, симпатичный характер которого запечатлелся у меня на всю жизнь".
В своих трудах Н.И. Пирогов настойчиво пропагандировал необходимость активной научной деятельности профессорско-преподавательского состава и одновременно ставил вопрос об улучшении условий для научных исследований. Ему принадлежит идея "учредить настоящую Академию медицины... допустив в ее члены, по выбору не только профессоров, но и других врачей, составивших себе имя в науке, и сделав ее заседания публичными". Задачи, которые он ставил перед профессорами высшей школы, определяли необходимость предъявлять к ним большие требования: "Для учителя... медицины, имеющий дело прямо со всеми атрибутами человеческой натуры , необходима кроме научных сведений и опытности, еще и добросовестность, приобретенная только трудным искусством, самосознания, самообладания и знания человеческой натуры". Это далеко не исчерпывающая характеристика преподавателя медицинского вуза - высшим качеством педагога является немедленное признание своих научных и лечебных ошибок и их последствий: "Я считаю священной обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других... от подобных заблуждений".
Николай Иванович признает несовершенство своих знаний и в педагогике. В неопубликованной докладной записке от 15 декабря 1852 года он пишет: "Мне многого, чрезвычайно недостает еще. Обдумывая все жизненные вопросы нашего образования, вижу, что я, да все мы, - нечего греха таить, - еще ничего положительного не знаем об этом предмете... Путем горького опыта я дошел до сознания моего неведения и хочу учиться, чтобы быть истинно полезным делу народного просвещения".
Николай Иванович - не только Преподаватель, он - Воспитатель - Гуманист, предостерегающий начинающих врачей от тех ошибок, горечь которых ему пришлось испытать самому, он - Учитель - беспредельно уважающий и любящий своих учеников. Н.И. Пирогов предъявлял исключительно высокие требования к себе, как к преподавателю. В основе этих требований было стремление передать свои знания другим. Слова Н.И. Пирогова - "...помните: каждый ваш ученик - будущий Вы" как луч маяка, проносят в грядущее основное предназначение педагога. Как педагог и воспитатель будущих врачей, Н.И. Пирогов постоянно испытывал чувство ответственности перед учениками, перед обществом, перед Родиной. Он писал: "Я не был так недобросовестлив,
58
59
чтобы не понимать, какую громадную ответственность перед обществом и перед самим собой принимает на себя тот, кто получил с дипломом врача некоторое право на жизнь и смерть другого, получает еще обязанность преподавать это право другим".
Николай Иванович Пирогов заложил лучшие традиции в высшем медицинском образовании в России, имеющие продолжение в современной высшей школе. Реформаторская деятельность Н.И. Пирогова многогранна. Она охватывает вопросы предназначения университетов в социально-экономическом развитии России, единства учебной, научной и воспитательной работы, улучшения организации учебного процесса, высоких требований к преподавателю и уважительного отношения к своим ученикам.
Н.И. Пирогов - это образец в оценке работы педагога, ученого, врача. На своем примере он показал необходимость откровенного признания ошибок и критики своих действий для обеспечения правильного подхода к воспитанию Врача.
Педагогическая общественность высоко оценила заслуги Н.И. Пирогова, считая его новатором в деле народного образования. Его идеи и мысли относительно задач подготовки педагогических кадров, содержания, средств и методов обучения, многие другие вопросы, которые он поднимал еще в середине XIX века, актуальны и в наше
время.
Изучение и использование творческого научно-педагогического опыта Н.И. Пирогова будут способствовать совершенствованию работы студентов и формированию у специалистов высокой культуры самообразования.