Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Типы ф. м. текст.doc
Скачиваний:
84
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
194.05 Кб
Скачать

2

Вологодская государственная

молочно-хозяйственная

академия им. Н..B. Верещагина

Кафедра философии.

ИВАШКИН И. Ф.

ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Методологическая методика для студентов экономического факультета

Вологда - Молочное

1999 Г.

Содержание

Введение . . . 3

1.Онтологический тип . . . . 13

2.Метафиэический тип . . . . 24

З.Гносеологический тип . . . . 28

4.Аксиологический тип . . . . 33

5.Логический тип . . . 38

6.Диалектический тип . . . . 42

7.Методологический тип . . . 46

8.Феноменологический тип . . 49

9.Герменевтический тип . . . 54

10.Антропологический тип . . 60

11.Праксеологический тип . . . 63

Заключение . . . 66

ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к мыслительным средствам связано с теми затруднениями, которые возникают в практике педагогической деятельности при знакомстве с философией как учебной дисциплиной.

Тексты повседневной речи, тексты научные достаточно однородны и однозначны. Неопределенность повседневной речи компенсируется ее привязанностью к непосредственной действительности. Привыкнув к таким текстам, человек и в философии ищет нечто подобное, но не находит и в результате оказывается в ситуации непонимания. Почему философы пишут столь сложным и замысловатым языком? Почему нельзя оказать просто и ясно? Конечно, научные тексты также не очень доступны для познания и понимания, но там сложность другая: много терминов, не прояснены их значения. не видна логика. Разобравшись же в значениях терми­нов, в структурных связях, человек рано или поздно постигает научный текст. Другое дело текст философский. Здесь нет слов о одинаковым смыслом для всех и на все времена. Даже у одного философа смысл пред­почитаемого им понятия может со временем меняться.

В результате воз­никают ситуации, когда один философ не понимает другого и интерпрети­рует его по своему усмотрению.

Затруднения, связанные с пониманием философских текстов, имеют свое основание во множестве языков, на которых говорит философ. Человек же привык к тому, что все говорят на одном языке, а если что непонятно, то дело в терминах, в их значениях.

К тому же, в философии встречается много слов повседневного языка и житейские смыслы этих слов затрудняют понимание смыслов, содержащихся в философском тексте. Слово, взятое из повседневной речи, в мире философии существенно преобразуется. как и, наоборот. Любое слово, попав в пространство философии, оказывается сразу в нескольких подпространствах. Философ мыслит и мышление его многогран­но, многоаспектно. Когда кубик Рубика собран, то грани его окрашены /каждая/ в один цвет, а если разобран, то каждая грань предстает как множество разноцветных клеточек. Тем не менее цветовая целостность потенциально сохраняется, а потому кубик Рубика можно снова собрать, запутанное можно распутать. Философ мыслит запутанно, но сам он удерживает целостность своего текста, понимает все языки, на которых говорит.

Представим себе человека, который говорит на десяти языках, а мы только на одном - русском. Он произносит предложение из десяти слов и каждое слово на каком-то языке. Что мы поймем? Скорее всего слово из нашего языка, но не поймем все предложение в целом. Приведем высказывание философа: «И тогда сознанием мы называем не сознательные содержания, а событие присутствия сознания или субъекта в сознании. А точнее - это сознание сознания.» Философ здесь говорит о том, что сознание не есть отражение мира, а есть нечто иное. Он говорит о том, что слово «сознание» , попав в хронотоп /пространственно-временную структуру/ философии наполняется особым смыслом, формирует особый язык. Кроме того, философ при конструировании данного высказывания использует сразу несколько философских языков, которыми он владеет по личному опыту погружения в мир философии. А что остается тому, кто просто знакомится с высказыванием? Остаются обрывки собственных представлений. А представления как реакция на тексты всегда противоречивы и вызывают чувство неудовольствия. О чем говорит эта ситуация? Она говорит о том, что до изучения содержания философии нужно освоить язык философии, ее азбуку. А что такое язык философии? Этот язык не представить в словаре как слова повседневной речи или термины науки. Философский язык постигается из самого языка. Например, младенец не изучает язык так, как взрослые изучают иностранные языки или языки наук. Ребенок погружается в речевой поток взрослых и открывает себя вспышками озарения в актах языкового сознания. А после освоения родного языка другие языки человек усваивает при помощи учебников, пособий, учителей и др. Между человеком и философией нет промежутка, где бы изучался язык философии. Философские словари создают иллюзию, что философия выражена в одном языке, наподобие словаря по русскому языку, который является представителем одного языка. Например, чтобы как-то разобраться в приведенном выше высказывании философа надо понимать как минимум шесть философских языков. Ситуация освоения философских языков аналогична ситуации освоения ребенком родного языка, но философия сложнее естественного языка и времени для ее естественного усвоения путем чтения философских текстов требуется очень много. Типы мышления и являются теми мыслительными средствами, которые могут повысить эффективность усвоения философии как формы мышления личности.

Когда изучаются такие дисциплины как физика, химия, биология, геология и др., то внутри этих дисциплин выделяются разделы и считается что язык один, но в разделах используются разные термины. Аналогично подходят и при изучении философии. Выделяются такие формы философии как онтология, гносеология, методология и др. Подразумевается, что язык везде один, а только понятия разные. 0собенностъю же данного пособия является утверждение о том. что каждая форма философии имеет свой язык.

Естественные и искусственные языки содержат единицы, которые далее не делятся. Единицы эти называются парадигмами. Из парадигм образуются синтагмы. Например, из букв русского языка складываются слова. В философии нет особых букв, особых символов, как, например, в матема­тике.

Она чаще всего использует обычные слова и преобразует их по нормам своего мира. Поэтому парадигмальностъ философии ухватить сложно. Например, в качестве парадигмы можно взять категории. но сразу же встает вопрос об их количестве и систематизации. Вариантов систе­матизации может быть сколько угодно. И неясно что о этим делать дальше? Поэтому систематизация носит условный характер, а потому исторически преходяща. Категории, их количество, способы связи - все это менялось, но оставалась сама идея категориальности. Категориальность как особое мыслительное средство и есть язык философии. Философ мыслит в категориях, понятиях, представлениях. У него есть свои особый набор инструментов, которыми он пользуется в своей мыслительной деятельности. Проблемность ситуации заключается в том, что у нас нет аналогов для освоения философского языка. Поэтому для освоения философии необходимо разработать искусственные мыслительные средства.

Для выделения парадигм философии требуется переосмыслить такую форму знания как УЧЕНИЕ. Перечисленные ранее разделы и называются учениями, например, онтология, диалектика, антропология и др. Онтология для изучающего предстает как некое знание, которое представляет собой какие-то сведение о чем-то. То есть, онтология - это знание о бытии. Такой подход сближает философию с науками, ведет к потере предмета философии. В данном пособии проводится идея, что философия есть мир реального мышления человека. Мышление же философа предстает как множество типов. Типы мышления и есть парадигмы. Например, онтологема, гносеологема, эпистемологема - это единицы философского языка, которые соединяются в синтагмы и образуют живую ткань философского мышления. Такие слова, как онтология, феноменология, методология, эпистемология и др. постоянно встречаются в философских произведениях, но выполняют они функцию учений, теорий, знаний, а не типов мышления, Есть образ жизни, есть знание об образе жизни, а есть размышление об образе жизни и о знании. Студенту, как правило, предлагается познакомиться с содер­жанием мира философии, с тем, о чем философ мыслит, но со средствами мышления его не знакомят или точнее не демонстрируют специально.

Итак, основная задача состоит в том, чтобы формы философии представить как типы мышления, как язык философа, как его мыслительные средства. Каждый тип мышления следует выделить и описать как самосто­ятельное и специфическое образование. Как расположить типы мышления? С чего начать? Мышление есть целое. В одном типе мышления отображаются все остальные. Какой бы тип мышления не разбирать вое равно не изба­виться от впечатления, что с этого типа и надо начинать. Поэтому тип мышления будет выделен в зависимости от способа использования историко-философского материала. Например, сочинение Аристотеля "Метафизика" больше всего посвящено вопросам онтологии, а некоторые диалоги Платона диалектичны. Само слово "метафизика" многофункционально и если в этом не разобраться, то возникает путаница. Как уже видно слово "метафизика" "это название одной из работ Аристотеля, синоним онтологии, а также синоним философии и еще характеристика особого метода. В нашей ситуации это слово связано о соответствующим типом мышления. Но следует заметить, что метафизический тип мышления не есть нечто противоположное диалектике. Здесь не рассматриваются учения и методы учений. Диалектика и мета физика - это разнообразные типы философского мышления со своими Функциями. Если начинать движение чисто исторически, то есть, например, с древнегреческой философии, с учения Фалеса, Анаксимандра и др., то начинать надо о онтологического типа мышления. Но учение и тип мышления - это не одно и то же. Текст, который создается, направлен на его понимание. Понимание же связано о герменевтическим типом мышления. Гермес - бог греческой мифологии, который помимо всего прочего занимался истолкованием воли Зевса, его замыслов. Коль скоро древние представления кажутся более доступными, то мы обратимся к философии Древней Греции. Итак, Фалес, как первый древнегреческий философ владел онтологическим типом мышления, хотя и не осознавал его. Типы мышления - это то, что мы выделяем как средства и отличаем от продуктов мыслительной работы. Именно, такими продуктами и снабжает нас история философии. а типы мышления необходимо специально вычленять из этих продуктов. Например, покупая хлеб в магазине мы можем предположить, что на одном из этапов переработки зерна использовалась мельница. 0нтологический тип мышления не есть нечто возникшее и неизменное. У Фалеса этот тип мышления находится на уровне представ­лений /онтики/, у Демокрита - это уровень понятия /логики/, а у Парменида - уровень категории. Аристотель же синтезирует все эти уровни. Категории - это вершина или сущность онтологического типа мышления. Кроме того, сам представленческий или понятий уровень тоже развиваются. А теперь представим себе, что некоторое философское высказывание содержит шесть типов мышления, из которых два расположены на первом уровне, два - на втором и два - на третьем. Понять такую конструкцию, не владея мыслительными средствами сознательно или интуитивно, невозможно.

Итак, перед нами группа вопросов, которые ждут своего ответа: что такое онтологический тип мышления, метафизический тип мышления, аксиологический тип мышления, гносеологический тип мышления и т.д.

Почему недостаточно просто сказать, что философия - это мышление? Сказать можно, но что такое мышление? Чем мышление отличается от рассуждения, представления, думанья и т. д.? В чем особенность представленческого, понятийного и категориального мышления? Как относиться к тому, что философские понятия пусты, хотя обычная установка говорит о том, что в понятиях отражается внешний мир?. В других -да, а в философских - нет. Чтобы мыслить, нужно нести в себе разнообразие, а типы мышления и обеспечивают это разнообразие. Итак, нам необходимо рассмотреть типы мышления как мыслительные средства для освоения философии. Но с помощью каких способов можно рассмотреть типы мышления? Поставленная задача требует выхода за пределы философии, но в какое пространство?

Любая дисциплина как учебный предмет представлена совокупностью тем, следующих в определенном порядке. Педагогическое движение тем обусловлено методикой. Но типы мышления - это не темы, а потому методика здесь не годится. Кроме того, сама методика реально в педагогике, например, философии давно не работает. Объем часов может варьироваться от 30 часов до 100 и больше. Разница определяется положением дел с учебным планом, но никак не методикой преподавания философии.

Можно cказать, что методики, которая бы учитывала специфику преподавания философии нет и не было. Выделение типов мышления - это задача не методическая, а методологическая, так как тип мышления вводит изучающего философию в проблемную ситуацию. Тема находится на первом уровне, методика - на втором, а методология - на третьем. Поэтому мы можем исходить и из того, что реально существует прекрасная методика преподавания философии. Типы мышления лишают нас образцов, готовых решений, стандартов и выводят на собственный метод личности. Данное пособие следует рассматривать как разработку мыслительных средств, обеспечивающих развитие философского мышления личности. Освоение типов мышления содействует не только пониманию философии, но и организации своего сознания, общения, мышления и деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]