Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
TON_dlya_GMU_OZO.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
108.18 Кб
Скачать

Факторы территориальной организации населения

Территориальная организация населения формируется и раз­вивается под влиянием различных объективных и субъективных факторов. В состав первых входят природно-географические, про­изводственно-экономические, научно-технологические, социаль­но-демографические, экологические. В состав вторых — управ­ленческие, политические, религиозные, национальные и др. Вы­явление и изучение этих факторов необходимо для осуществления систематизации различных форм и разновидностей ТОН с целью их использования в процессе выработки и принятия управленческих решений. В данном параграфе рассмотрим более детально первую группу факторов.

На протяжении всей истории направление и результаты эко­номической деятельности человека определялись географичес­ким положением места его проживания, климатическими услови­ями, плодородием почвы, наличием или отсутствием полезных ископаемых и другими природными условиями. Природные усло­вия складываются из таких элементов, как географическое поло­жение, рельеф, запасы воды, климат, минеральные ресурсы, поч­вы и растительный покров. Они в известной мере определяют потенциальные возможности использования среды обитания че­ловека, воздействуют на развитие различных форм ТОН.

Человек, будучи частью природы, в процессе своей деятель­ности превращал земельные ресурсы в организованное жизненное пространство, в средство производства и условия жизнедеятель­ности. С течением времени перед ним неизбежно постоянно вста­вала задача освоения новых земель. Специфика освоенных зе­мельных ресурсов заключается в том, что, с одной стороны, они продолжают существовать на основе природных закономерностей (биологических, химических, физических), а с другой — попада­ют в сферу действия производственно-практической деятельнос­ти общества, подчиняются социальным и экономическим зако­нам. Задача рационального управления развитием ТОН и заклю­чается в обосновании оптимальных пропорций между этими закономерностями.

По мере роста численности населения и увеличения отвода продуктивных земель для несельскохозяйственных нужд уровень обеспеченности сельскохозяйственными землями медленно, но неуклонно снижается. В настоящее время на одного жителя пла­неты приходится 0,24 га пахотных земель. Минимальное значение этого показателя составляет 0,13 га (зарубежная Азия), макси­мальное — 1,74 га (в России — 0,87 га). В зависимости от плот­ности населения, определенных социально-экономических и природных факторов в различных регионах мира наблюдается неодинаковая обеспеченность жителей и другими видами земель­ных ресурсов. В настоящее время промышленные, транспортные и другие зоны несельскохозяйственного назначения в индустри­ально развитых странах занимают от 3 до 10% их территории. Так, в России земли населенных пунктов, промышленности, транс­порта составляют 3% всей территории страны, в США — 5, Вели­кобритании — 6, Франции — 5, Японии — 7%. В развивающихся странах удельный вес земель, занятых городами и промышлен­ностью, составляет 0,5—1% территории.

Земли несельскохозяйственного использования занимают в мире относительно небольшие площади. Исходя из этого бытует мнение, что со стороны несельскохозяйственных отраслей особой угрозы земельным ресурсам не существует. Если даже через 15— 20 лет площадь, занятая указанными отраслями, увеличится в 2— 3 раза, то и тогда она будет занимать в развитых странах не более 8—15% территории. Однако надо иметь в виду, что значительная часть земельного фонда планеты по почвенно-климатическим условиям совершенно неблагоприятна для сельского хозяйства. Около 40% территории Земли приходится на тундровые земли, пустыни и полупустыни, различные неудобья и пустоши.

В то же время общеизвестно, что населенные пункты и про­мышленные зоны, как правило, размещаются и имеют тенденцию к расширению в наиболее освоенных в сельскохозяйственном отношении местах. Анализ практики мирового землепользования показывает, что в районах и зонах, имеющих наиболее ценные и интенсивно используемые сельскохозяйственные земли, наблю­дается более высокий уровень изъятия сельскохозяйственных угодий для нужд строительства по сравнению с регионами с менее ценными землями. Это приводит к тому, что постепенно из сель­скохозяйственного оборота планеты исключаются наиболее пло­дородные и высокодоходные земли. В итоге сужается потенциал производства продовольствия, необходимого в первую очередь для жизнеобеспечения населения.

Анализ статистических данных о динамике площадей сель­скохозяйственных угодий в европейских странах за последние 40 лет начиная с 1970 г. свидетельствует о том, что практически повсеместно они устойчиво сокращаются. Рассматриваемая тен­денция обусловлена не только процессами урбанизации и индуст­риализации, но также и мероприятиями, связанными с програм­мами рационального землепользования, предусматривающими временное изъятие истощенных земель под лесопарки. Тем не менее, масштабы потерь продуктивных земель под различного рода сооружения огромны. Поэтому одна из важнейших задач рационализации ТОН непосредственно связана с рациональным размещением производительных сил по территории страны, со­вершенствованием территориальной организации общественного производства.

Из названных природных факторов наиболее существенное влияние на изменения ТОН может оказывать размещение минерольных ресурсов. Постоянно проводимая геологическая разведка способствует открытию залежей полезных ископаемых, эксплуа­тация которых изменяет картину размещения производительных сил, и в результате может привести к развитию новых элементов расселения, созданию новых городов и населенных пунктов, из­менению экономических связей. Генеральным направлением развития горно-добывающей промышленности на перспективу является широкое внедрение открытого способа добычи полез­ных ископаемых. Уменьшить отрицательное влияние открытой добычи на землепользование, сократить дополнительное изъятие земель из сельскохозяйственного оборота можно за счет рекуль­тивации нарушенных земель.

Темпы развития горно-добывающей промышленности во всем мире превосходят в 1,4—1,7 раза аналогичный показатель других отраслей промышленности. Объем мировой добычи по­лезных ископаемых удваивается примерно через каждые 15— 18 лет. Во второй половине XX века объем добычи многих видов полезных ископаемых на Земле превысил показатели за всю пред­шествующую историю человечества. Ежегодно из недр земли из­влекаются миллиарды тонн минерального сырья и горных пород. В настоящее время объем добытых в мире полезных ископаемых превысил уровень 1950 г. почти в 15 раз. Доля двух крупнейших стран мира — России и США в мировой продукции горно-добы­вающей промышленности составляет более 50%. Этой величине пропорциональны и площади нарушенных земель. В России и США к настоящему времени нарушено примерно по 2 млн га зе­мель1. Наиболее землеемкой отраслью общественного производ­ства является энергетика и особенно — гидроэнергетика. По име­ющимся расчетам, в среднем на каждое сооруженное водохрани­лище приходится 60 тыс. га земли2.

Одним из определяющих факторов развития ТОН является наличие водных ресурсов. Как правило, территории, обеспеченные необходимыми водными ресурсами, являются более привлека­тельными для развития систем ТОН. Существенное влияние на ТОН может оказать также рекреационный фактор, ибо размеще­ние лесов и районов, пригодных для организации массового от­дыха и сохранения здоровья населения и расположенных на сравнительно небольшом удалении от мест применения труда, являет­ся одним из условий стабильного развития общества.

Производственно-технические факторы, обусловливающие размещение производительных сил, оказывают влияние на фор­мирование и развитие хозяйственных связей между подсистемами и элементами ТОН, на емкость рынков производственно-техниче­ской продукции и услуг. Разумеется, в созданных производствен­ных мощностях будут происходить процессы модернизации, но сеть размещения современных городских поселений в экономи­чески развитых странах в принципе уже сложилась и в ближай­шем будущем не претерпит существенных изменений. Это значит, что «поле маневра» в размещении новых элементов расселения не так велико, как можно предположить, если исходить из ожидае­мого прироста городского населения. Поэтому нереалистичны ожидания, что удастся радикальным образом задержать развитие уже существующих агломераций.

На основе накопленного в разных странах мира опыта меры по деагломерации нужно оценить как дорогостоящие и малоэф­фективные. Намного рациональнее регулировать развитие круп­ных агломераций, т.е. придать им такие формы пространственной организации, которые желательны с экономической и социаль­ной точки зрения. В связи с этим крайне важно осуществлять ис­следования, результаты которых позволяют разрабатывать и внед­рять новые формы и разновидности ТОН, соответствующие со­временным тенденциям развития экономики, обеспечивающие рациональные условия труда, жилья, отдыха, воспроизводства населения, преумножения демографического и интеллектуально­го потенциала страны. Эти исследования отнюдь не должны ис­ключать возможностей возникновения новых центров ТОН как в форме интенсивного развития отдельных городов, так и создания новых комплексов городов (агломераций и конурбаций). Однако отметим, что создание таких центров ТОН, по-видимому, должно быть ориентировано на имеющиеся возможности с учетом ис­пользования нововведений, а также тенденций воспроизводства населения и изменений его демографической структуры.

Будущая картина сети расселения любой страны (и мира) за­висит от развития демографических процессов, предопределяю­щих, в свою очередь, темпы и характер процессов урбанизации. В мировом масштабе прирост населения — это один из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование сети расселения. Удвоение численности населения в мире на рубеже XX и XXI веков послужило основой для возникновения концепций типа «эйкуменополис». По оценкам, численность населения Земли к 2050 г. превысит 9,3 млрд чел. В настоящее время темпы прироста населения Земли имеют понижательную тенденцию. Если в конце XX века население мира в среднем прирастало за год на 80 млн чел., то к середине XXI века этот показатель может уменьшиться примерно вдвое. Население Европы за этот период снизится с 20 до 7% в общей численности людей, а население ин­дустриально развитых стран мира сократится с 20 до 12,6%

Для будущей модели сети расселения определяющее значение имеет демографическая структура населения страны, а также со­отношение между занятым населением в сельском хозяйстве и других секторах экономики, в том числе в обрабатывающей про­мышленности и третичном секторе (сфере обслуживания). В на­стоящее время из сферы обслуживания все чаще выделяют так называемый четвертичный сектор, включающий науку, инфор­мацию и управление. Увеличение доли сектора услуг и «четвер­тичного сектора» в общем объеме производства валового нацио­нального продукта будет содействовать развитию элементов сети расселения, ибо центры управления, науки, образования и обра­ботки информации будут концентрироваться в территориальных узлах системы национальной экономики.

Субъекты РФ чрезвычайно разнообразны по размерам и при­родному богатству территорий, экономико-географическому по­ложению, набору факторов производства, численности населе­ния, качеству трудового потенциала, профессиональной структу­ре кадров, роли и месту в общероссийском территориальном разделении труда, уровню жизни населения. Крайне неравномер­но расположены природные ресурсы на территории России: на севере и в Сибири сосредоточены основные промышленные запа­сы энергоносителей (практически все запасы газа, 70% нефти), а также золота, алмазов, фосфорного и алюминиевого сырья. На долю сибирских регионов приходится почти 100% экспорта газа, 90% нефти, более 70% меди, почти 60% угля и т.д.

С начала 1990-х годов существенно углубилась дифференциа­ция регионов по уровню экономического развития. Среди нега­тивных тенденций социально-экономического развития террито­риальных подсистем России необходимо назвать сильную диффе­ренциацию по масштабам производства, уровням и качеству жизни населения и их динамике. В настоящее время разрыв в ду­шевых объемах валового регионального продукта между разными субъектами РФ составляет двадцатикратную величину. Только 11 субъектов Федерации из 88 существующих производят более 55% ВВП страны. Если в начале нынешнего столетия коэффициент фондов составлял 13,5 единиц, то сейчас он превышает 19, а в Москве — 41. По данным Минрегионразвития РФ, ежегодные потери страны от неэффективной пространственной организации оцениваются примерно в 3,0% ВВП.

На развитие территориальных подсистем организации населе­ния и производства в России большое влияние оказывает значи­тельный рост тарифов на транспортные и энергетические услуги. В этих условиях сложившееся разделение труда во многих случаях становится неэффективным. По этой же причине снизилась до­ходность экспорта многих сырьевых товаров (угля, леса, метал­лов) из сибирских регионов. В структуре связей приграничных регионов значительно увеличилась доля внешнеторгового сотруд­ничества с соседними странами.

Показатель прибыли в расчете на душу населения отражает степень адаптации экономики территориальных подсистем к из­менившимся условиям хозяйствования. Уровень прибыли выше среднего по России наблюдается в регионах, субъекты хозяйство­вания которых в своей массе смогли сохранить рынки сбыта про­дукции и освоить новые. На объемы получаемой прибыли влияют цены факторов производства (рабочей силы, энергии, транспор­та, кредитов), межрегиональные различия которых также имеют тенденцию к увеличению, поэтому формы территориальной орга­низации населения и производства тесно связаны с отраслевой специализацией территорий. Наиболее многочисленные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с преобла­данием обрабатывающей промышленности и с низким уровнем экономического развития, слабыми возможностями обеспечения за счет собственных ресурсов приемлемого уровня развития соци­альной сферы.

Экспортно-ориентированные регионы характеризуются срав­нительно высоким промышленным потенциалом и относительно благополучным социально-экономическим положением. В реги­онах, занятых добычей и экспортом топливно-энергетических и сырьевых ресурсов и металлов, отмечается меньший спад произ­водства (прежде всего в промышленности), ниже уровень безра­ботицы и выше уровень доходов населения. Это связано с воз­можностями реализовать производимую продукцию на внешнем рынке, что гарантирует поступление валютных средств. Поэтому резко возросла роль внешнеторговых связей российских регио­нов, что характеризуется данными среднедушевого стоимостного объема экспорта товаров по субъектам Федерации, которые резко различаются между собой и колеблются по отношению к средне­му показателю по России. В экспорте продукции топливно-энергетического комплекса на пять субъектов Федера­ции (Москва, Тюменская область, Башкортостан, Татарстан и Самарская область) в настоящее время приходится примерно 77% всего стоимостного объема экспорта этой продукции в страны дальнего зарубежья.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]