
Галлюцинации
Галлюцинациями называют мнимые восприятия или восприятия без объекта (Морель). Почти всегда галлюцинации являются признаком психического заболевания. Первая попытка научного анализа галлюцинаций была предпринята в начале XIX века. В изучении их можно выделить три основных направления:
-
психологическое;
-
психоморфологическое;
-
клинико-физиологическое.
Психологическое направление в изучении галлюцинаций имеет истоки в работах Мюллера (1826) и Эскироля (1838). Галлюцинаторные переживания последователями этого направления рассматривались исключительно в рамках психологических категорий восприятия и мышления.
Приверженцы другого направления, психоморфологического, рассматривали галлюцинации как симптом локального поражения нервной системы: головного мозга и проводящих путей. Одна из первых теорий такого рода была предложена Фови в 1829 году, а затем появился целый ряд аналогичных теорий (интенсификации образов; центрифугальная; сосудодвигательная и др). Всредине 20-х годов прошлого века весьма расхожей была теория немецкого физиолога Пфлюгера, который считал основной причиной этого явления –накопление в головном мозгу неодокисленных продуктов (молочная и пировиноградная кислоты). В настоящее время эти теории оставлены, хотя локальное поражение мозга следует рассматривать как частичный механизм галлюцинаторного процесса.
Третьим направлением в развитии учения о галлюцинациях явилось клинико-физиологическое, берущее начало в работах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева и др.
Наиболее распространенным и традиционным является разделение галлюцинаций по органам чувств, точнее говоря, по анализаторам. Можно различать галлюцинации:
-
зрительные;
-
слуховые;
-
тактильные;
-
обонятельные;
-
вкусовые;
-
вестибулярные;
-
моторные;
-
интероцептивные (или соматические).
-
Галлюцинации могут:
-
ограничиваться пределами одного анализатора;
-
распространяться на несколько, носить комбинированный характер.
Например, при алкогольном делирии больной не только видит чертенка, ползущего у него по ноге, но чувствует царапанье ногтей, слышит его голос.
По структуре галлюцинации могут подразделяться на:
-
элементарные;
-
сложные.
К элементарным относят акоазмы (шум, стук, шипенье) и фотопсии (искры, вспышки света, цветные полосы).
Сложные зрительные галлюцинации могут носить сценический характер или напоминать панорамы (панорамические галлюцинации).
Различают также:
-
истинные галлюцинации;
-
ложные галлюцинации или псевдогаллюцинации.
Истинные галлюцинации неотличимы в сознании больного от реальных восприятий и локализуются им в «объективном пространстве», вне пределов собственного тела. Больной, например, видит давно умерших людей, стоящих вокруг его кровати, слышит голоса, доносящиеся из-за стены, обвиняющиее его во всех грехах и др.
Особой разновидностью истинных галлюцинаций являются так называемые «рефлекторные галлюцинации», (термин предложен Кальбаумом в 1866 г.) и означает те случаи, когда раздражение в одном анализаторе вызывает галлюцинаторное восприятие в другом. Например, шум на улице, вызванные проезжающим транспортом, приводит к появлению фотопсий или даже более сложных зрительных или слуховых галлюцинаций и др.
При псевдогаллюцинациях объект мнимого восприятия находится в пределах тела больного в его «субъективном пространстве». Голос звучит у него внутри головы, в животе, зрительные образы воспринимаются «внутренним оком, внутренней мыслью» и др. Псевдогаллюцинации, по определению выдающегося русского психиатра В.Х.Кандинского, вперые их описавшего, «лишены характера объективности. Псевдогаллюцинации-это как бы видение внутренним взором».
Весьма показательным является описание панорамитических галлюцинаций, взятое из истории болезни обного из больных, лечившегося в психиатрической клиники: «...Началось все с того, что вечером, вытряхивая мусор из пылесоса, я услышал, как из пылесоса тоненький и ехидный голосок с придыханием сказал: «Витя, это я, здравствуй, Витя. От страха мне сдавило виски, стало останавливаться дыхание, противный воющий свист исходил из трех точек: из висков и затылочной части. И сразу же со всех сторон замельтешили отвратительные рожи: с птичьими клювами, выпученными глазами, крысинными оскалами, глумливо-ехидными ухмылками.
Потом визуальные картины исчезли. И все мое существо наполнила музыка. Я был словно магнитофон, а музыка рождалась и рождалась во мне.... Потом я попал в какую-то цветную спираль, а в ней канал, и я устремился по нему.
Я увидел себя как бы со стороны. Я превратился в пламя, причем пламя было разноцветное. Золотистые и фиолетовые, голубые, малиновые, зеленые, розовые, и алые кольца переплетались в ажурную, тончайшую сеть. И все это на фоне музыки, которая лилась из моего мозга.
Потом нечто ужасное, с огромными когтями с лицом-черепом и небольшими крыльями, бесшумно вспорхнуло ко мне на плечо, как бабочка. Зеленые, круглые, выпученные, злые глазки, оскал черепа, покрытый коричневой волосатой шерстью, парализовали мою волю. Дикий ужас вселился в меня, мне хотелось убежать и спрятаться где-нибудь, выпрыгнуть в окно..»
Патогенетические механизмы галлюцинаций. Относительно механизмов патогенеза галлюцинаций до настоящего времени нет общей теории. Существуют несколько взглядов на причины и механизмы возникновения галлюцинаций. По мнению французского невропатолога Лермитта (1922) в основе возникновения галлюцинаций может лежать причины динамического рассогласование в деятельности мозговых структур. В частности, взаимоотношения между структурами среднего мозга и таламуса, когда снижаются тормозные функции последнего. То есть, нервные импульсы от верхних (зрительных) и нижних (слуховых) бугорков крыши среднего мозга, «прорываясь» в затылочные и височные доли вызывают панарамические зрительные или слуховые галлюцинации. Особенно это отмечается в случаях острых или хронических интоксикаций, когда молекулы токсических веществ (в том числе и этилового спирта) блокируют синаптические передачи в нейронах мозговых структур. Это достаточно хорошо иллюстрируют 2 диагностические пробы, хорошо известных в психиатории и применяемых в ходе диагностики и лечения больных в состоянии алкогольного психоза («белой горячки»).
Проба Ашшафенбурга . Больному дается чистый лист бумаги и просят его рассказать, что он видит на листе (чистом) бумаги. И больной начинает рассказывать о рисунках, которые он «видит» на листе бумаги (или начинает читать несуществующие тексты).
Проба Рейтхарта. В ходе беседы с больным ему дают телефонную трубку (мобильный телефон), со словами: «..Это Вам звонят. Ответьте, пожалуйста». И больной начинает разговаривать с несуществующим собеседником, отвечает на «его вопросы», дебатирует с ним и др.
Некоторые галлюцинации возникают при особых условиях, в которых они проявляются. С давних времен известны случаи, когда люди видели приведения. Церковь объясняла наличие приведений- неприкаенными душами людей, которые были коварно убиты и требуют отмщения (Шекспировский отец Гамлета).
В последние годы появляются научные гипотезы, которые объясняют происхождение галлюцинаций (особенно зрительных) с позиции существования материальных субстратов, например биополей. Существуют технические устройства, газоразрядные визуализаторы (аппараты Короткова), которые способны «видеть» биополя человека. Эта сложная аппаратура работает на принципе «эффекта Кирлиана», описанного в 30-40-х годах прошлого века отечественными учеными-супругами Кирлианами. Подобный эффект, видимо, и лежит в основе так называемых хрономиражей. Этот эффект наблюдается на местах боев, где погибло и осталось незахороненными большое количество солдат. Эффект хрономиражей часто наблюдают «черные» и «красные» следопыты, когда в предутреннем тумане видят смутные очертания фигур солдат, которые идут в атаку.
Суть этого эффекта, с позиций современной физики, заключается в том, что элементарные частицы биообъектов с достаточно высокими энергиями, двигаясь в насыщенном водным паром воздухе, оставляют след из капелек воды. На этом принципе основана работа известного из школьной физики прибора для их регистрации-камеры Вильсона. Можно предположить, что эти материальные остатки биообъектов (души людей) состоящие из чего-то вроде «холодной плазмы», каких-то элементарных частиц (может быть не известных еще науке), возможно, способны ионизировать воздух и «проявляться» перед тем как выподает роса,-как раз ночью или под утро.
Есть и другая гипотеза, предложенная биохимиком Марией Вильчихиной. Суть этой гипотезы заключается в том, что человек, находящийся в состоянии сильного психического напряжения способен излучать когерентное (по сути инфракрасное) излучение. При некоторых условиях с его помощью, например на слое невысохшей штукатурке или на слое непросохшей краски может быть записана галограмма, которую затем другой человек, тоже находящийся в состоянии выраженного нервно-психического напряжения, может «проявить», спроецировав на тоже туман или дождливую морось. Получается приведение-своего рода разновидность хрономиража.
В последние годы пользуется известностью теория Кеннета Ринга американского профессора психологии. Он считает, что галлюцианации связаны с нахождением человека в местах где отмечается повышенное напряжение электромагнитного поля. Это повышенное напряжение генерируется естественными геологическими процессами, связанными с механической деформацией земной коры и представляют собой преобразованную форму механических энергий в электрические, магнитные, звуковые и другие формы энергий.
Когда человек находится в электромагнитном поле у него на коже появляются элементарные нарушения, относящиеся к сфере ощущений и проявлятся в виде: гипестезий, гиперестезий, сенестопатий и парестезий. Затем появляется признаки нервного напряжения, которые могут трансформироваться в психосоматические и соматические проявления.
Наиболее чувствительна к электромагнитному напряжению височная доля мозга. Неропсихологами давно известно, что стимуляция височных долей и в особенности двух структур лимбической системы: гиппокампа и миндалевидного тела,- вызывает интенсивные галлюцинации, которые представляются человеку совершенно реальными картинами окружающего мира.
Среди впечатлений, вызванных такими образом галлюцинаций, чаще всего наблюдались: ощущение чьего-то присутствия, появляющиеся тени людей и призраки, чувство парения или кружения, внутренние голоса, амнезии или чувство провалов во времени. При этом, в результате нейрофизиологических исследований установлено, что люди, страдающие галлюцинациями, отличаются повышенной возбудимостью височных долей, а в ходе психологического обследования у них установлена склонность к повышенной внушаемости, сензитивности, наличие богатого воображения и частых фонтазий.
Слуховые вербальные галлюцинации (СВГ): голоса, реплики и вполне связанные монологи возникают и у здоровых людей, которые находятся в состоянии переутомления. Но чаще всего слуховые галлюцинации являются признаком некоторых психических заболеваний и, в первую очередь-симптомов шизофрении. При этом, источником звуков является сам мозг.
В тяжелых и запущенных случаях могут слышаться не отдельные слова, и реплики, но и вполне осмысленные комбинации слов и фраз. В этих случаях СВГ могут создавать полную иллюзию беседы с кем-нибудь. Как это было, например, у Жанны д" Арк, которая свято верила в то, что она разговаривает с архангелом Михаилом. Интересным фактом является то, что в головах больных (впрочем и здоровых) людей звучат, как правило, мужские голоса, и практически очень редко-женские. Профессор Майкл Хантер (Шиффилдский университет, Англия) объясняет это тем, что женский голос звучит в более широком диапазоне частот, по сравнению с мужским голосом. Чтобы «сконструировать» его внутренний аналог мозговым структурам нужно расходывать больше нервной энергии. Мозг же выбирает самый простой и легкий путь путь: синтезирует наиболее знакомые частоты. Поэтому люди часто слышат свои собственные голоса, которые не узнают.
Феномен слуховых вербальных галлюцинаций (СВГ) был не так давно объяснен группой ученых из США, Канады и Японии, которые провели целую серию нейрофизиологических исследований. Ученые считают, что в феномене появления СВГ участвуют по крайней мере две области мозга:слуховая кора (корковый конец слухового анализатора, расположенный в височной доле) и лобные доли. Первая может самостоятельно генерировать нервные импульсы, воспринимаемые в дальнейшем как звуки. Предполагается, что большая роль в появлении СВГ остается за структурами среднего мозга. Нейрофизиологическй механизм этого феномена заключается в том, что вследствии болезни (или переутомления) снижается «фильтрационные» и тормозные функции таламуса и коры больших полушарий, вследствии чего лобные доли реагируют на этот поток нервных импульсов (звуков) так, будто бы звуки исходят извне.
Зрительные и слуховые галлюцинации возникают и при употреблении многих фармакологических и других препаратов-галлюциногенов. Галлюциногенами называют вещества, способные при их приеме даже в малых дозах вызывать галлюцинации. Иногда их еще называют психомиметиками, то есть средством, при действии которых могут возникать кратковременные (так называемые «модельные») психозы.
К этим препаратам относятся производные лизергиновой кислоты (LSD), псилоцибин (содержащйся в некоторых видах грибов, произростающих на территории Мексики и Ленинградской области.
Галлюциногенным действием обладают каннабиноиды (действующие начала гашиша), атропин, атропиноподобные вещества, содержащие в некоторых видах грибов-мухоморе, например, а также ингалянты (бензин, ацетон, клей «Момент» и др.).
Употребление галлюциногенов известно с давних пор: американские индейцы во время религиозных ритуалов использовали высушенные верхушки одного из видов кактусов. В дореволюционной России в некоторых сектах использовался для этих целей (вызывание галлюцинаций) порошок из мухоморов и других растений.
Известны случаи отравления целого городка хлебом, выпеченным из муки, пораженным одним из видов спорыни, содержащнй алкогоиды лезиргиновой кислоты. В течении суток у многих жителей городка отмечались красочные зрительные галлюцинации с явлениями деперсонализации и дереализации.
В 1943 г. в лаборатории швейцарской фарм.фирмы «Сандос» было синтезировано вещество в тысячу раз активнее чем псилоцибин. Это вещество получило название LSD-25. С конца 60-х годов злоупотребление LSD распространилось в США.По данным I.Weiner в 1972 г. до 14% американских школьников испытали на себе действие этого препарата.
Начиная со средины 80 г. LSD стал активно распространятся в нашей стране и в странах СНГ.
При применении галлюциногенов галлюциноз начинается с того, что окраска окружающих предметов кажется невероятно яркой,звуки-громкими и насыщенными, появляется чувство обострения всех органов чувств («Интенсификация перцепции»).
Возникают синэстезии, слышимые звуки сопровождаются цветовыми ощщущениями, появляются клейдоскопические зрительные галлюцинации, возникает чувство «распухания» тела, отделения его частей, в дальнейшем присоединяются зрительные и слуховые иллюзии, музыка воспринимается как «цветомузыка», а также в ряде случаев- явления дереализации и деперсонализации. Характерны ощущения раздвоения личности с возможностью наблюдать себя со стороны как другого человека.
Очень четко галлюцинаторные картины описал в своем стихотворении Редъярд Киплинг, автор известной сказки «Маугли». Писатель одно время служил в английских коллониальных войсках в Индии, а этот регион располагал к использованию английскими солдатами наркотических веществ.
Редьярд Киплинг.
La Nuit Blanche ("Бессоная ночь")
...И шампанским зашипели,
Закружились надо мной,
Семь небес как карусели-
...и опять возник покой.
И на месте спотыкаясь
Я бежал, бежал года.
Зановеска, раздуваясь,
Не пускала в никуда.
И в оконном отраженьи
Видел я: верблюд ко мне
Вне законов тяготенья
Поднимался по стене.
И молчанье раскололось.
И в мой разум донеслось-
Как диктует дикий голос
Бесконечное число.
Рев возник и рос до стона
Погибающих миров.
И упал-почти до звона
Телеграфных проводов..."
Эмоциональные переживания самые различные-от выраженной эйфории, до тревоги, растерянности и страха. Поведенческие реакции тоже бывают неодинаковыми-от пассивного созерцания с критическим отношением до активных оборонительных или агрессивных действий.
На фоне суженного сознания возникает двигательное возбуждение, отмечается быстрая смена аффекта: от восторженного экстаза до неукротимой злобы, агрессии, направленной вовне.
Среди соматических расстройств преобладают вегетативные проявлениями и неврологическая симптоматика, чаще всего с признаками симпатотоний:
-
широкие зрачки;
-
тахикардия;
-
мышечный тремор;
-
бледность;
-
головная боль, головокружение;
-
шаткая походка, нарушение координации движений;
-
сухость во рту и др.)..
Изменяется перцепция: появляется ощущение особой яркости красок вокруг, ощущение обострения слуха. Затем возникает визуализация представлений.
Очень точно состояние после такого опьянения описал один из наркоманов в своем стихотворении:
"... Я иду расслабленной походкой,
Чувствую себя подводной лодкой.
Чувствую себя забытой шлюпкой.
Чувствую себя стеклянной трубкой.
Я иду по узенькой дорожке.
У меня есть маленькие рожки.
У меня в ботинчках-копытца.
Пусть меня милиция боится.
Я иду, шатаясь как от ветра.
Все меня обходят за три метра.
Лужицы на улицах как блюдца.
Хорошо бы снова "оттянуться".
Я иду с блуждающей улыбкой.
Чувствую себя хрустальной рыбкой.
Чувствую себя летящей птичкой.
Чувствую себя зажженой спичкой..."
Галлюцинации продолжаются после приема препаратов от 1-1,5 часов до 1-2 суток в зависимости от типа препарата и дозы.
При вытрезвлении возникает абстиненция («ломка»): выраженная астения с дисфорией ("все противно"); сильной головной болью, болью во всех группах мышц. Более подробно о механизмах возникновения галлюцинаций и о симптоматике этих проявлений вам будут преподавать на старших курсах. Одно вы должны хорошо понимать, что наркомании-болезнь, которая практически не поддается лечению. В среднем, даже в серьезных клиниках процент излеченных пациентов не превышает 10%, в остальных случаях-возникают рецидивы, особенно когда реконвалесценты вновь встречаются с проблемами окружающей жизнедеятельности. В качестве примера хотелось бы привести пример, недавно опубликованный в «Комсомольской правде». Интервью корреспондента, которая побывала в притоне неркоманов (Афганистан): «…Я точно знаю, как выглядит ад. Мне знакомо его смердящее дыхание, мне известны его отталкивающие черты. Ад прописан по адресу, столица Афганистана Кабул, бывший русский культурный центр. Охранник по имени Субар деловито осведомляется: - Маску взяла?» «Нет», - испуганно лепечу я. «Закрой лицо платком, старайся не дышать. А то отравишься или еще хуже: наркоманкой станешь. Эти гады героин не только колют, но и курят: разогревают над огнем на металлических пластинках и дышат». - «Сколько их тут?» - «Постоянно проживают восемьсот наркоманов. Плюс больше тысячи каждый день здесь покупают дозу». Двое охранников, переводчик и я входим в громадное полуразрушенное здание. Навстречу нам, шатаясь, двигаются иссохшие и дикие до неправдоподобия создания. В нос бьет нестерпимый запах человеческих экскрементов, пищевых отходов и ядовитых наркотических испарений. Комната за комнатой, десятки корявых, скотоподобных людей сидят на корточках или лежат на полу, скрючившись в позе зародыша. Они мычат или стонут, некоторые рычат. Настоящее царство теней. От героинового дыма мои легкие словно в тисках. «Сколько их умирает в месяц?» - спрашиваю я дрогнувшим голосом. «Сейчас получше - не больше двух-трех человек в день. Тут рядом устроили госпиталь. Некоторых успевают откачать». Доктор Абдула из этого госпиталя «последней надежды» сказал, что «Могу вылечить двух человек из ста. Поверьте, в нашем деле два процента спасенных - это чудесный процент».