Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / 985

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
07.06.2023
Размер:
49.28 Mб
Скачать

ставляла менее 10 млрд. м3). Это, с одной стороны, позволило Илье Абрамовичу, без длительного утверждения в министерствах, организовать широкие разведочные работы; а с другой стороны, усиливало его ответственность как «идеолога» и исполнителя. Илья Абрамович не был одинок, идеи, которыми он делился со своими товарищами, были ими поддержаны. Илья Абрамович с большой теплотой вспоминал о той помощи, которую ему оказывали Иван Васильевич Чумаков (главный инженер Геологического управления, в прошлом директор конторы бурения в Бугуруслане), Андрей Артемьевич Воробьёв и другие.

Глубокая разведка велась одновременно по всей площади предполагавшейся структуры, а не ощупью (в отличие от Ромашкино). Скважины закладывались на профилях, отстоящих друг от друга на 1520 км и на 810 км по линии профиля.

При заложении скважин использовались данные сейсморазведки, которую одновременно вели 8 сейсмических партий. Но ни детальная сейсморазведка, ни региональная разведка не дали результата – ни она из подготовленных сейсморазведкой локальных структур не была подтверждена последующим бурением. Подтверждение размеров ожидаемого месторождения было получено в результате бурения 17 скважин, располагавшихся по всей площади предполагавшейся структуры. Выяснилось, что центральная и восточная его части примыкают к реке Урал, на северо-западе русло реки пересекает место-

рождение, но его северный

Илья Абрамович на разведке

 

21

контур не выходит за пределы пойменной террасы. Также было установлено, что водонефтяной и газонефтяной контакты располагались примерно на одном и том же уровне по всей площади. Эти и другие сведения позволили подсчитать запасы и утвердить их в ГКЗ, положившие начало созданию Оренбургского газохимического комплекса. Опыт открытия Оренбургского месторождения укрепил И.А. Шпильмана в необходимости комплексных исследований.

О ходе работ и полученных результатах Илья Абрамович постоянно информировал Председателя Совета министров СССР

Алексея Николаевича Косыгина, с которым он неоднократно встречался лично как в Москве, так и в Оренбурге. Именно поддержка А.Н. Косыгина, как отмечал И.А. Шпильман, позволила организовать такие широкие работы. И именно Алексей Николаевич дал команду осуществить разведку в течение двух лет, т.е. очень короткие сроки. Для решения этой задачи сюда были перебазированы 4 экспедиции численностью 4 000 человек 2 экспедиции глубокого бурения и 2 геофизические экспедиции. Большую помощь оказывали учёные – сотрудники профильных науч- но-исследовательских институтов (ВНИИГАЗ, ВНИГНИ) и, конечно, специалисты Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина.

Илья Абрамович всегда высоко оценивал работу как учёных, так и «простых» людей. Даже по прошествии многих лет он с искренней благодарностью и теплотой вспоминал об этих самоотверженных людях бурильщиках, мастерах, геологах, геофизиках и других специалистах. Со многими из них он встречался до последних лет своей жизни. Они, по его словам, с воодушевлением вспоминали это время, причём говорили не только о работе, но и о том, как был устроен их быт: для них строилось

22

жильё, для их детей – спортивные комплексы и хоккейные площадки.

Слаженная работа большого коллектива увенчалась успехом. Задача в течение двух лет осуществить разведку и подсчитать запасы была решена. Было выполнено 23 тысячи анализов, большое число опробований и других исследований. Конечно, в процессе разведки высказывались и сомнения, но Илья Абрамович, опираясь на опыт открытия Ромашкинского месторождения, был уверен в правильности своих прогнозов. Эти прогнозы оправдались.

Месторождение протянулось вдоль Урала на 120 километров. Его ширина более 20 километров, этаж нефтегазоносности месторождения – около 500 метров (на Ромашкинском – 50 м). В 1970 году ГКЗ СССР оценил его объемы в 2 трлн. м3 природного газа и 120 млн. тонн конденсата. Месторождений, подобных этому, в мире единицы, в Европе оно было крупнейшим.

Первооткрыватели: А. Михайленко, И. Шпильман, Ю. Гличев,

С. Черепахин

23

Менее чем за десять лет Оренбургская область выдвинулась на одно из первых мест среди газоносных районов страны. Добыча нефти и газа в Оренбургской области благодаря сделанным в эти годы геологическим открытиям увеличилась в 80 раз. Причина этого не только в количестве углеводородов, но и в их уникальности. Оренбургское НГКМ самое крупное в России и одно из крупнейших в мире сероводород- и гелийсодержащее месторождение.

На базе месторождения в 1973 году было организовано Промышленное объединение по добыче, переработке и транспортированию газа «Оренбурггазпром» (ныне ООО «Газпром добыча Оренбург»). Промышленная добыча газа началась в 1974 году, а в 2001 году был добыт триллионный кубический метр газа. В недрах Оренбургского НГКМ остаётся, по оценкам специалистов, еще около 700 млрд. м3 газа. Это относит его к разряду уникальных.

За открытие Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения решением коллегии Министерства геологии СССР от 30 марта 1972 года И.А. Шпильман был награжден дипломом и значком «Первооткрыватель месторождения». Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 5 ноября 1983 года ему присуждена Государственная премия СССР «За открытие комплексного месторождения полезных ископаемых».

Оренбуржцы не забыли вклада Ильи Абрамовича в развитие их области. В 1998 году постановлением Оренбургского городского совета ему было присвоено звание Почётного гражданина Оренбурга (Постановление Оренбургского городского совета № 117 от 25.06.1998 г.).

Илья Абрамович был не только практиком, он занимался и научной работой. Им была написана и успешно защищена дис-

24

сертация на соискание учёной степени кандидата геолого-мине- ралогических наук «Перспективы нефтеносности Мелекесской впадины». Решением Совета Всесоюзного научно-исследова- тельского геолого-разведочного нефтяного института от 17 марта 1961 г. ему была присвоена учёная степень кандидата геологоминералогических наук.

Он долгое время являлся председателем Учёного совета территориального объединения Оренбурггеология (19651982). И.А. Шпильман много публиковался. В своих работах он обобщал опыт произведённых им геологоразведочных работ, давал

Выступление с научным докладом

25

характеристику геологического строения ряда районов ВолгоУральской нефтегазоносной провинции, анализировал перспективы геологических структур и обосновывал более эффективную методику их поиска и разведки, предлагал методы усовершенствования разведки и разработки крупных месторождений УралоПоволжья, способствовавшие ускорению и удешевлению подготовки их к эксплуатации, а также повышению нефте- и газоотдачи.

Илья Абрамович не прерывал связи со своей alma mater. Его статьи публиковались в Трудах МИНХ и ГП им. И.М. Губкина, он принимал участие в научных конференциях, проводившихся в институте.

Но были в жизни Ильи Абрамовича и серьёзные разочарования. Так, несмотря на положительные отзывы, с перевесом в один голос «против» была отклонена его диссертация на соискание учёной степени доктора геолого-минералогических наук. А в 1981 году, без каких-либо объяснений, его освободили от должности Генерального директора объединения «Оренбурггеология», как было сформулировано, «…в связи с уходом на персональную пенсию». Илья Абрамович тяжело воспринял эти события, но его характер бойца проявился и здесь.

Он не опустил руки, не ушёл «на заслуженный покой», а устроился на работу в Волго -Уральский научно-исследовательс- кий и проектный институт нефти и газа («ВолгоУралНИПИгаз»), который был создан в октябре 1977 года в составе предприятия «Оренбурггазпром» (с 1997 г. – самостоятельная коммерческая организация ООО «ВолгоУралНИПИгаз»). В институте И.А. Шпильман проработал более двадцати лет. Здесь Илья Абрамович занимал должности исполняющего обязанности заведующего сектором (с 1981 г.), а затем заведующего сектором

26

(с 1987 г.) лаборатории геологии и геофизики. В 1993 году был переведён на должность научного консультанта, затем (1995 г.) старшего научного сотрудника отдела комплексного проектирования и анализа разработки нефтегазоконденсатных месторождений. С 1997 года, после реорганизации института, он был принят сначала на должность исполняющего обязанности старшего научного сотрудника, с 1998 г. старшего научного сотрудника лаборатории добычи комплексного отдела проектирования и анализа процессов разработки НГКМ. Имея богатейший опыт геолога, И.А. Шпильман решал задачи обеспечения сырьем Оренбургского газохимического комплекса, выбора эффективных направлений поисков и разведки. Не все его выводы были приняты. Так, его идеи о наличии на территории Оренбурга дополнительных месторождений оставались без внимания.

Илья Абрамович настаивал на необходимости организации автономной системы добычи, подготовки и транспортировки нефти из Оренбургского месторождения. Дело в том, что в своё время месторождение было передано предприятию «Оренбурггазпром» без оформленных промышленных запасов нефти, Министерство газовой промышленности официально просило ГКЗ не утверждать запасы нефти. Соответственно, обособленной системы тогда не построили, что существенно снижало эффективность нефтедобычи. Ситуация стала меняться лишь в 1980-е гг.

Результаты работы Ильи Абрамовича нашли отражение в многочисленных публикациях, рекомендациях, фондовых отчётах. Они были обобщены в изданной в 1999 году книге «Опыт разведки и направления открытия уникальных и крупных месторождений нефти и газа». Эта книга, небольшая по объёму, очень насыщена по содержанию: в ней есть сведения о деталях открытия и разведки уникальных месторождений; обоснования необхо-

27

димости дальнейших геологоразведочных работ в Оренбургской области; анализ методики проведения поиска и разведки месторождений нефти и газа; предложения по оздоровлению разработки Оренбургского НГКМ; общетеоретические положения. Думается, в наши дни, в связи с усилением внимания к геологоразведке, идеи Ильи Абрамовича будут оценены по достоинству.

Среди основных положений, изложенных в этом обобщающем труде, можно выделить следующие:

обосновывается необходимость первоочередного, целенаправленного этапа поиска крупных месторождений;

выделяется новый тип ловушек нефти и газа, не отражающихся в перекрывающихся напластованиях на региональных моноклиналях, пересекаемых по воздыманию линейными прогибами;

исследуются карбонатные породы;

предложено понятие о рифовых палеоархипелагах, агрессивной жизнедеятельности и внезапных катастрофах, обрывавших её;

содержится обоснование для выделения Ордовикской нефтегазоносной области, исследуется Прикаспийская синеклиза.

Мемориальная доска на здании ООО «ВолгоУралНИПИгаз»

28

И.А. Шпильман – автор и соавтор более 100 научных публикаций. Илья Абрамович вышел на пенсию 1 октября 2001 года (ему было 82 года!).

После его смерти, в 2007 году на здании ООО «ВолгоУралНИПИгаз» в память о нём была установлена мемориальная доска.

Таков вкратце трудовой путь Ильи Абрамовича. Однако портрет этого выдающегося человека будет неполным, если не рассказать о его общественно-политической деятельности.

Как уже говорилось, Илья Абрамович ещё на фронте вступил в Коммунистическую партию. В июне 1950 года, уже в Альмет ь- евске, он стал членом ВКП(б) (с 1952 года – КПСС). С 1966 по 1972 год был членом Ревизионной комиссии Оренбургского областного комитета КПСС, с 1975 по 1982 год – членом Оренбургского городского комитета КПСС.

С 1973 по 1982 год Илья Абрамович избирался депутатом Оренбургского городского Совета народных депутатов (пяти созывов). Также Илья Абрамович являлся председателем городского Совета ветеранов.

Илья Абрамович Шпильман скончался 13 марта 2006 года в возрасте 87 лет.

Коллеги по работе в институте с большим уважением и теплотой отзываются об Илье Абрамовиче. Они характеризуют его как очень квалифицированного, неординарно мыслящего специалиста. Его выступления на ученых советах или на секциях выдавали в нём, по воспоминаниям сослуживцев, «человека большого масштаба, государственного мышления». Это был принципиальный человек, который отстаивал свою точку зрения, доказывал её, убеждал. Он никогда не тратил время на пустые разговоры. Всегда был очень пунктуален и все строго рассчитывал по времени.

29

И вместе с тем, он был легок в общении и очень контактен. Любил пошутить, причём шутил он очень тонко. У него было прекрасное чувство юмора. Он очень хорошо готовил. Коллегам запомнилось, как на один из своих последних юбилеев он принёс фаршированную щуку собственного приготовления. Илья Абрамович был компанейским человеком. Всегда присутствовал на всех совместных праздниках и всегда был душой компании.

И, конечно, те, кто общался с ним не только по работе, отмечали, что он был прекрасным семьянином, трепетно относившимся к своей супруге и очень любившим своих сыновей.

И, действительно, в своём видеоинтервью Илья Абрамович говорил: «И семья … это составная часть, главная составная часть жизни человека. Естественно, работа и семья. А что еще в жизни-то [надо]?». Он очень гордился своей семьёй, многочисленным потомством, подчёркивал, что все они добросовестные люди, честно относящиеся к своему делу, к своей жизни.

Супруга И.А. Шпильмана – Мельникова Нина Андреевна долгое время работала главным геологом тематической партии Оренбургского геологического управления, являлась кандидатом геолого-минералогических наук. Нина Андреевна проводила подсчёт запасов Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения, помогала Илье Абрамовичу в его работе. Он всегда подчёркивал это и с большой любовью и теплотой вспоминал о своей супруге, которая всегда была рядом: «Радость была и в семье. У меня очень хорошая жена … это был преданнейший человек по всем вопросам. ... Мы вместе всё обсуждали и строили карты, по которым я всё это выдавал. Это была совместная работа жены и моя».

И.А. Шпильман стал родоначальником целой династии: оба его сына связали свою жизнь с нефтегазовой отраслью. Старший

30

Соседние файлы в папке книги