Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / 951

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.06.2023
Размер:
30.38 Mб
Скачать

Заслуженный геолог России В.Т. Лысенко так характеризовал Ю.Г. Эрвье и В.Т. Подшибякина: «Всем известно, что это были максималисты, т.е. оба работали по максимуму. Кажется, у них не было выходных, а рабочий день был безразмерным. От нас, своих подчинённых, они не требовали того же режима. Однако оказаться в неведении в какой-либо ситуации, было недопустимым. В нашем кругу это считалось обыкновенным непрофессионализмом».

В феврале 1968 г., выступая на XXI Ямало-Ненецкой окружной партийной конференции, Подшибякин уверенно заявил: «Открытие и защита запасов таких гигантских месторождений, как Заполярное, Уренгойское, Губкинское, Медвежье, говорит о том, что на Крайнем Севере в округе создана надёжная, долгосрочная топливно-энергетическая база страны». Эти слова были подтверждены всей последующей деятельностью Василия Тихоновича и его товарищей.

Уже в 1968 г. геологами треста были открыты Русское, Вынгапуровское, Вынгаяхинское и Арктическое месторождения, в 1969 г. – Южно-Русское и Юбилейное, а в 1970 г. – Юрхаровское, Нурминское, Средне-Ямальское, Северо-Уренгойское и Ямсовейское месторождения.

Яркий портрет Подшибякина нарисовал в своих воспоминаниях В.Н.Габриэлян, работавший в то время главным механиком объединения«Ямалнефтегазгеология».«Василий Тихонович Подшибякин – неординарная и неоднозначная личность. Он мог быть мягким и жёстким. В том числе жёстким и к самому себе, когда упрямо шёл на конфликт с руководством главка, заранее предвидя не лучший для себя результат. Он был бескомпромиссный борец, благодаря чему и вопреки многочисленным объективным трудностям, так много сделано геологами в Ямало-Ненецком

21

округе. Василий Тихонович достиг вершины признания, стал лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического Труда. За каждый миллиграмм золота этих наград заплачена дорогая цена. Мне трудно сегодня назвать кого-то, кто столько жизни и собственного здоровья вложил в каждое открытие на Ямальской земле. Он был из тех, кто если ему не понравишься, в упор тебя не будет видеть. Хоть из шкуры вылезешь – ничего не изменится. У него оценка была одна – чисто производственная. Но если человека полюбил – то надолго. Ругать будет, материть будет… Ну всё, кажется дело идёт к увольнению. Но через тридцать минут уже всё забыто, вновь идёт доверительный разговор».

В 1970 г. В Уренгое состоялось Всесоюзное геологическое совещание. Основная дискуссия развернулась вокруг вопроса: «Есть ли нефть на Севере?». Коллектив ВНИГРИ считал, что чем глубже, тем температура растёт интенсивнее, и поэтому на глубине свыше 4000 м нефти быть не должно. Она вся должна была разделиться на более лёгкие фракции и превратиться, в основном, в метан. И этот метан хлынул в верхние слои и попутно ликвидировал всю оставшуюся нефть, которая там могла быть. Газета «Тюменский геолог» в репортаже тех дней цитировала Подшибякина: «No passaran – они не пройдут!» заявил Василий Тихонович, говоря о своих оппонентах, которые отказывали Ямалу в большой нефти. Убеждённость опытного геолога-практика подтвердилась в самом конце прошлого века: в 1998 г. в Западной Сибири получили нефть с глубины более 4000 м.

В ноябре 1970 г. на XII пленуме Ямало-ненецкого окружкома КПСС В.Т.Подшибякин отчитался за работу своего треста: «За пятилетие экспедициями треста открыто 19 газовых и газоконденсатных месторождений, основная часть которых сосредоточена в междуречье Пур-Надым. Разведанные запасы таковы, что

22

уже сейчас можно перекачивать до 250 миллионов кубометров газа в сутки. Теперь с уверенностью можно сказать, что у нас в округе будет создана принципиально новая энергетическая, топливно-химическая база нашей страны, основанная на самом дешёвом, самом качественном газе из всех месторождений Союза».

В 1970 году В. Т. Подшибякину в составе большой группы геологов-нефтяников была присуждена Ленинская премия за открытие крупных месторождений нефти в Среднем Приобье.

23

7. ВО ГЛАВЕ УРЕНГОЙСКОЙ НЕФТЕРАЗВЕДОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (19711976)

В 1971 году в связи с расформированием треста «Ямалнефтегазгеология» В.Т. Подшибякин был назначен начальником Уренгойской нефтеразведочной экспедиции. Возглавив отстававшую экспедицию, Василий Тихонович за короткий срок сумел перевести Уренгойское месторождение из разряда газоносных в газоконденсатные, а позднее здесь стараниями энергичного начальника была обнаружена и нефть. Большую роль в её открытии сыграла убеждённость Подшибякина. Он считал, что нефть находится под газовыми «шапками» и продуктивными пластами с конденсатом,

вмеловых объектах.

Кэтомувремениужебылиоткрыты Юбилейное и Русское месторождения, по своему строению близкие к Уренгойскому. При этом на Русском месторождении была обнаружена нефть, вязкостькоторойвдвестиразпревышаланайденную в других местах. И как раз обсуждался вопрос, как добывать такое сырьё. Временно было решено законсервировать Русское месторождение, до создания эффективных способов добычи сверхвязкой нефти.

Тем временем Василий Тихонович привлекал к участию в работе геологов местную молодёжь. Он организовал в Уренгое интернат для детей оленеводов, где они жили, учились и осваивали необходимые в геологической экспедиции навыки: водить машину, «читать» геологическую карту, управлять лебёдкой, работать на токарном станке. Специалисты выступали перед ребятами с лекциями о строении земной коры, о тектонических процессах и т.п. При этом ученики находились на полном государственном обеспечении за счёт геологов. Как правило, после окончания учёбы ребята оставались работать в экспедиции.

24

Главным инженером Уренгойской экспедиции был геолог с многолетним стажем Николай Иванович Яснев. О Подшибякине он отзывался так: «Много лет мы с ним на Севере, хорошо знаю его. За просчёты и нерадивость Василий Тихонович может отчехвостить, и очень жестоко, причём, не повышая голоса. Но за все годы моей работы он, кроме трёх человек, никого не увольнял: верит Подшибякин в людей, доверяет им. И сам уважением пользуется – за широту взглядов на проблемы, за хватку – как специалист и хозяйственник, за умение выйти из, казалось бы, совершенно безвыходных положений».

Подшибякин успешно осваивал на Уренгое новые методы разработки подземных кладовых. Во-первых, для более интенсивного отбора природного газа стали бурить эксплуатационные скважины диаметром 8-10 дюймов, то есть почти четверть метра. За сутки такая скважина даёт до полутора миллионов кубометров газа – в десять раз больше, чем средний показатель по отрасли, и эквивалентна по добыче топлива шахте производительностью миллион тонн угля в год с тысячей работающих на ней шахтёров. Скважину же обслуживали 5-7 человек.

Во-вторых, на Уренгое впервые на практике решили проходку скважин осуществлять батарейно-групповым методом, с расстоянием между стволами не более 80 метров. Это позволило сократить затраты на транспортировку бурового станка, прокладку промысловых трубопроводов к установкам комплексной подготовки газа. Таких автоматизированных заводов на Уренгое было несколько, и каждый из них способен очистить и подать в магистральный трубопровод ежегодно свыше десяти миллиардов кубометров очищенного от примесей природного газа.

Василий Тихонович был ярким человеком и остался в памяти соратниковкактворческая личность, талантливый руководитель и

25

организатор. Инженер-буровик Б.П. Исаев вспоминает: «Начальником Василий Тихонович был жёстким, но справедливым. Безусловно, грамотный специалист, много чему можно поучиться у него молодым специалистам. А ещё никогда не покидало его чувство юмора. Однажды мы были на совещании в экспедиции в кабинете у В.Т. Подшибякина. Раздался телефонный звонок – звонил диспетчер с дебаркадера: на прибывшем пассажирском теплоходе «Ленинский комсомол» находится эстрадный ансамбль и предлагает дать концерт. Подшибякин тут же ответил: «У меня больше тысячи работающих и все «артисты» – этого вполне достаточно». За таким шутливым отказом была твёрдая позиция: такие неожиданные гастролёры предлагали халтуру, а деньги из экспедиционной кассы требовали настоящие.

Отвечая на вопрос знакомого журналиста П.П. Рябова, какая его самая заветная мечта, Василий Тихонович сказал: «Представим себе: тундра, запустение, дикий край. Потом – первая тропа, палатка, человек. Спустя время возникает посёлок, буровые вышкисмотрятся в тихие северные озёра. И уже слышится окрест уверенный, могучий гул работающих промыслов – рождаются истоки стальных рукотворных рек – трубопроводов. А неподалёку растут этажи нарядных зданий. Вот так – от первопутка до города… Наверное, это и есть моя мечта».

В.Т. Подшибякин постоянно настаивал на необходимости расширения нефтеразведочных работ на Крайнем Севере. Выступая в декабре 1975 г. на XXIV Ямало-Ненецкой окружной партийной конференции, он говорил: «Если сегодня в округе почти решена задача создания мощной топливно-энергетической базы на севере нашей области, то вопрос поиска месторождений нефти и создания больших её запасов решается крайне неудовлетворительно. Причин этому много, но мы считаем, что основная – в

26

слабом развитии геофизических методов разведки нефти, небольших объёмах буровых работ, некачественном их проведении, неправильном выборе направлений поиска.

Надо уделять серьёзное внимание поискам большой нефти в тех районах, откуда можно взять её водным или железнодорожным транспортом. Таким районом является полуостров Ямал с очень высокой перспективностью на большую нефть… Необходимо вооружить геофизиков современной аппаратурой, позволяющей качественно и быстро выявлять глубоко погруженные структуры. Настала необходимость перевооружить новой техникой и оборудованием нефтеразведочные экспедиции».

Подшибякин Василий Тихонович Пономарёва Мария Пантелеймоновна Андреев Сергей Петрович Гриценко Иван Васильевич Захаров Александр Иванович Игель Моисей Абрамович

Касюк Александр Геннадьевич Ковынев Александр Петрович Кокарев Владимир Анатольевич Крапивин Анатолий Леонидович Лапшин Пётр Иванович Мамонов Виктор Гаврилович Мельников Евгений Александрович Митяевский Владимир Маркович Мубаракшин Равиль Кавиевич Паначев Николай Петрович Савельев Геннадий Петрович Сигов Александр Николаевич Тарасов Дмитрий Тимофеевич

27

Титов Николай Алексеевич Ульянова Александра Васильевна Ульянов Геннадий Васильевич Фролкин Иван Александрович Шарипов Мансур Каюмович Шевелёв Владислав Сергеевич Чепчугова Мария Владимировна Яковлев Борис Иванович

Вечная память всем, оставившим добрый след на Ямальской земле

Памятная доска в посёлке Уренгой

28

8. НАЧАЛЬНИК ЯМАЛНЕФТЕГАЗГЕОЛОГИИ

(19761997)

В 1976 г. В.Т. Подшибякина назначили начальником объединения Ямалнефтегазгеология, район деятельности которой охватывал огромную территорию свыше 750 тысяч квадратных километров. Штаб этой организации находился в молодом городе Лабытнанги, расположенном на Полярном круге. В составе объединения работали пять экспедиций: Ямальская, Надымская, Тамбейская, Карская, Гыданская.

И здесь Василий Тихонович стремился повысить эффективность работы, добиться максимальных результатов труда геологов. Уже в первые годы своей деятельности на Ямале он выступил с целым рядом новаторских инициатив. В частности, предложил перейти к бурению на Крайнем Севере с помощью дизельэлектрических и газовых установок, что привело к экономии сотен тысяч тонн топлива, завозимого сюда за тысячи километров. Наряду с этим, значительно ускорился монтаж буровых установок, улучшились условия труда рабочих полевых бригад.

Была введена глубокая специализация всех подразделений и видов работ. При руководстве объединения создана специальная разведочная группа из опытных бурильщиков, которая направлялась в наиболее перспективные районы. Подшибякин добивался поставок необходимого оборудования в арктическом исполнении, строительства домов со всеми удобствами для своих работников. Однажды в небольшом Самбурге зашёл в школу-интернат. А там по трое ребятишек на одной кровати спят, тесно, холодно. Дети из тундры больные, простуженные. Построил Василий Тихонович в Самбурге добротный интернат и получил выговор от

29

начальника Главка за нецелевое использование средств. Не первый и не последний, но здоровье детей и хороший настрой сотрудников для Подшибякина были важнее.

За подобные поступки, честную, принципиальную позицию высоко ценили Василия Тихоновича весьма уважаемые на Севере люди. Вот как отзывался о нём кавалер ордена Ленина, командир Ямало-Ненецкого производственного объединения Тюменского управления гражданской авиации Владимир Иванович Васильев: «Василия Тихоновича я знал почти 40 лет. На протяжении этих лет мы были с ним больше чем товарищи. Нам приходилось общаться и при решении вопросов взаимодействия – наше объединение снабжало всеми необходимыми грузами, перевозкой вахтовиков, в первую очередь геологоразведочных экспедиций – но и как депутатом, членом бюро окружкома партии на различных совещаниях. Впечатление с первого взгляда он производил, как человек грубый, недоступный. Но объяснялось это ощущение тем, что он, как руководитель, вопросы производства решал оперативно и не любил дискуссий, когда принимал решения, отдавал распоряжения. Для него слово было – закон. Сказал – сделал. В те времена у руководителей была большая нагрузка, и тут – не до сантиментов. Суровая производственная обстановка требовала принятия суровых решений. А так он был, как и все – человеком. У меня о нём только добрые воспоминания, и память об этом большом, великом служителе Ямалу и Родине, сохранится до конца моих дней. Думаю, не я один вспоминаю Василия Тихоновича с теплом и уважением».

В 1979 г. В.Т. Подшибякин был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени, а в 1983 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал кавалером ордена Ленина. Выступая на XXVII Ямало-Ненецкой окружной партийной

30

Соседние файлы в папке книги