Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / 464

.pdf
Скачиваний:
24
Добавлен:
07.06.2023
Размер:
3.03 Mб
Скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ГОРЕНИЯ И ТЕПЛОМАССООБМЕНА В ТОПОЧНЫХ КАМЕРАХ

Методические указания к практическим занятиям

Красноярск ИПК СФУ

2009

1

УДК 621.402 ББК 31.350.4я73

Д28

Д28 Математическое моделирование процессов горения и тепломассообмена в топочных камерах : метод. указания к практиче-

ским занятиям / сост. : А. А. Дектерев, А. В. Минаков, М. Ю. Чернецкий. – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – 40 с.

В методических указаниях представлено детальное описание программного пакета SigmaFlame (учебная версия) для моделирования процессов горения и тепломассообмена в топочных камерах пылеугольных и газовых котлов. Приведено руководство пользователя с инструкциями по работе с программой, представлены задачи и указания к их решению с помощью пакета SigmaFlame.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 140400.68 (ДНМ.В.05.01 «Математические модели технической физики») и по специальности 140402.65 (ДС.Р.07 «Математические модели технической физики»).

УДК 621.402 ББК 31.350.4я73

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

Учебно-методическое издание

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ГОРЕНИЯ И ТЕПЛОМАССООБМЕНА В ТОПОЧНЫХ КАМЕРАХ

Методические указания к практическим занятиям

Составители:

Дектерев Александр Анатольевич, Минаков Андрей Викторович Чернецкий Михаил Юрьевич

Редактор А. А. Быкова Корректор А. В. Прохоренко Компьютерная верстка: И. В. Манченкова

Подписано в печать 29.12.2009. Печать плоская. Формат 60×84/16 Бумага офсетная. Усл. печ. л. 2,32. Тираж 75 экз. Заказ 979/09

Издательско-полиграфический комплекс Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а

© Сибирский федеральный университет , 2009

2

ВВЕДЕНИЕ

При проектировании, исследовании и наладке котельного оборудования в последние годы все более широко применяется математическое моделирование, основанное на физических законах, описывающих процессы аэродинамики и теплообмена. Оно дополняет традиционные, часто эмпирические, методы расчета локальных и интегральных характеристик теплообмена. Совместное использование математического моделирования, физического эксперимента и натурных испытаний дает возможность получить наиболее полную и достоверную информацию об объекте исследования.

Математическое моделирование топочных устройств становится одним из важнейших способов получения информации об аэродинамике, локальном и суммарном теплообмене. Эта информация крайне необходима при решении следующих научных и проектно-конструкторских задач:

проектирование новых котельных агрегатов;

экспертная оценка различных вариантов технических проектов

котлов;

разработка рекомендаций по переводу котлов на другие топлива или их смеси;

уточнение режимных карт на действующем оборудовании при минимальном объеме натурных испытаний;

«проигрывание» различных режимов работы топки, в том числе аварийных ситуаций;

дополнение данных по локальному теплообмену при опытных сжиганиях различных углей в условиях ограниченного объема измерений;

модернизация горелочных устройств;

разработка систем ступенчатого сжигания с целью снижения выбросов оксидов азота;

разработка систем ввода сорбентов для сокращения выбросов оксидов серы;

уточнение зон интенсивного шлакования с целью оптимального размещения средств очистки;

разработка предложений по повышению надежности гидродинамики внутренней среды и предупреждению поверхностного кипения в экранных трубах;

повышение достоверности расчетов при переносе результатов стендовых исследований на топочные устройства;

подготовка технических условий на поставку новых котлов.

3

Существующие нормативные методики расчета теплообмена, основанные на большом, часто противоречивом эмпирическом материале, позволяют оценить, главным образом, интегральные характеристики теплообмена традиционных топочных устройств. Позонные (одномерные) расчеты не позволяют четко определить зоны и уровень максимальных тепловых нагрузок, выяснить аэродинамические причины смещений факела. Достоверность результатов нормативных расчетов для нетрадиционных способов сжигания, а также при организации подавления вредных выбросов существенно снижается, особенно с увеличением масштаба исследуемого объекта. Методическая погрешность может быть сокращена только с помощью математического моделирования с использованием современных результатов лабораторных, стендовых и промышленных исследований аэродинамики, выгорания топлива и теплообмена в топочных устройствах.

В настоящее время развитие моделей описания турбулентного движения многокомпонентной неизотермической газовой среды при наличии полидисперсной пыли, радиационного переноса, химического реагирования газов, процессов сушки и пиролиза угольной пыли, гетерогенного горения кокса достигло того уровня, когда стало возможным построение фи- зико-математических моделей процессов, происходящих в топочной камере, с достаточной для инженерной практики точностью, воспроизводящей работу реального оборудования. Развитие вычислительной техники позволило реализовать эти модели в виде программных комплексов для доступных персональных ЭВМ.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССОВ ГОРЕНИЯ И ТЕПЛОМАССООБМЕНА

Современная топочная техника отличается большим разнообразием аэродинамических схем: тангенциальные топки, топки с фронтальной встречной и встречно-смещенной компоновкой горелок, высоко- и низкотемпературные топки с циклонными предтопками, кольцевая топка, фон- танно-вихревая топка, а также топки с предтопками высокотемпературного подогрева угольной пыли.

Такое разнообразие аэродинамических схем неслучайно, поскольку аэродинамика является одним из факторов, определяющих процессы горения и теплообмена в топочных устройствах. Поэтому при создании новых конструкций котельных агрегатов большое внимание уделяется изучению аэродинамики газовых потоков внутри топочных камер. В настоящее время этот вопрос в основном решается с помощью физического моделирова-

4

ния. Однако в последние годы все большее значение при изучении аэродинамики топок начинает играть численное моделирование.

Течение газов в топочных камерах является пространственным и турбулентным. Характер его обусловлен способами подвода топлива, воздуха и газов рециркуляции, внутренней конструкцией, характером размещения теплообменных поверхностей. Максимальные скорости движения газов в топочных камерах не превышают 100 м/с. При температурах около 1800 К это соответствует числам Маха М 0,12. Для описания движения газов при таких числах Маха можно использовать модель несжимаемой жидкости. Для ламинарного режима течения такие уравнения могут быть записаны в форме уравнений Навье – Стокса.

В качестве математической модели для описания течения в топочной камере была принята модель неизотермического несжимаемого многокомпонентного газа. В рассматриваемой задаче течение газа считается установившимся, поэтому все уравнения записываются в стационарной постановке. Считается, что топочные газы состоят из N2, O2, CO, CO2, H2O и комплекса летучих VOL, которые представляются в данной модели одним газовым компонентом. Модель включает следующие уравнения:

Уравнение неразрывности

(ρv) = Sp,m ,

(1)

где Sp,m – скорость изменения массы газовой фазы за счет межфазного взаимодействия.

Уравнения баланса количества движения

(ρv v) = − p + (τm + τt

) +(ρ−ρ

)g + F

,

(2)

ij ij

 

p

 

 

 

 

 

 

u

 

u

j

 

 

 

где τm

тензор вязких напряжений,

τm

 

i

+

 

;

τt

– тензор рей-

x

 

x

ij

 

ij

 

j

 

 

ij

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

_____

нольдсовых напряжений, τtij = −ρ ui'u'j .

Уравнение переноса концентрации (массовой доли) i-го компонента

(ρv f

) =

 

(D +

μt

) f

 

+ S

 

+ S

 

,

(3)

 

 

i

i

p,i

i

 

i

Sci

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Di – коэффициент молекулярной диффузии; i – турбулентное число Шмидта; Si – источниковый член за счет газофазного реагирования; Sp,i – источниковый член для i-го компонента за счет массообмена и реагирования газовой фазы с частицами угля.

5

Уравнение переноса энергии

 

 

cpμt

 

+ Sch + SR + S p,conv + S p,h + S p,m , (4)

(ρv h) =

(λ +

 

) T

Prt

 

 

 

 

где Sch, SR, Sp,h – источниковые члены в уравнениях соответственно за счет изменения тепла в процессе газофазного реагирования, притока тепла за счет излучения и горения коксовых частиц; Sp,conv – источниковый член за счет теплообмена между частицей и газом; Sp,m – источниковый член за счет выхода газовых компонентов из частицы; Prt – турбулентное число Прандтля.

Для описания турбулентных характеристик течения используется модифицированная высокорейнольдсовая k-ε модель турбулентности (Chen k-ε модель). Уравнения, которые определяют кинетическую энергию турбулентности и скорость ее диссипации для k-ε модели, имеют вид [1]:

 

 

 

 

 

 

μt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ρv k) =

μ+

k

+G −ρε,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

σk

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

μt

 

 

 

 

ε

 

 

ρε

2

 

G

2

 

 

(ρv ε) =

μ+

ε +C

G C

 

+C

 

,

(5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

σε

 

 

1

k

 

2

k

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ρk

 

 

где G – скорость генерации турбулентности,

G = τt

 

ui

; μ

– турбулентная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ij xj

t

 

 

 

 

вязкость, μt = Cμρk2 .

ε

Тензор Рейнольдсовых напряжений принимает форму

τt

 

 

 

u

 

u

j

 

 

2

 

 

 

= μ

t

 

 

i

+

 

 

 

δ

ij

ρk .

x

 

x

 

3

ij

 

 

 

j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмпирические константы Cμ = 0,09, σk = 0,8, σε = 1,15, С1 = 1,15,

C2 = 1,9, C3 = 0,25 взяты из работы [1]. Эти константы проверены для широкого класса изотермических течений.

Форма k-ε модели пригодна для полностью развитых турбулентных течений. Для моделирования пристеночных течений используется метод пристеночных функций.

Температура среды Т в каждой точке расчетной области рассчитывается из известного локального значения энтальпии и соотношения

6

T

(6)

h(T ) = Cp (T ) dT ,

T0

 

где T0 = 298 К.

Удельная теплоемкость компонента задается в виде полинома 4-й степени от температуры

C

 

(T ) = Z +

5

Z T m1.

p

 

1

m =2

m

 

 

 

 

Высокий температурный уровень топочной среды и поверхностей обуславливает преобладание радиационного теплообмена. Решение уравнения переноса лучистой энергии базируется на P1 [2] аппроксимации метода сферических гармоник. Коэффициенты поглощения газа вычисляются по модели суммы серых газов

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

(α

 

)E =

 

 

 

 

 

 

 

Er

(α T 4

T 4 ) ,

(7)

 

x

 

3(α

 

 

+ξβ

 

 

g

s

r

 

 

g

s

) x

0

g g

s s

 

 

 

 

 

 

k

 

 

s

 

k

 

 

 

 

где Er – плотность энергии излучения; αg – коэффициент поглощения излучения газом; αs – коэффициент поглощения излучения частицами; ξ – коэффициент анизотропии рассеяния; βs – коэффициент рассеивания излучения.

Расчет горения летучих компонентов топлива основан на использовании глобальных необратимых реакций между горючим и окислителем. Скорость горения i-реагента, в том числе и летучих, определяется с учетом реакционной способности и концентрации горючего и окислителя, а также скорости турбулентного перемешивания топлива и окислителя. Данная модель представляет комбинацию кинетической модели горения газовых компонентов с моделью «обрыва вихря» (eddy break up model) [3]

Rtotal = −min (

 

RKIN

 

,

 

REBU

 

);

 

 

 

 

R = A T βeEa / RT

 

Cνi ,

KIN

 

 

 

i

 

 

 

 

i=1,N

где Ci – молярная концентрация i-го реагента, моль/м3; Ai, Ea – предэкспоненциальный множитель и энергия активации реакции; νi, β – эмпирические константы;

 

 

ρε A

 

fr,i

 

f

p, j

 

 

R

=

min

, B

j

 

,

 

 

 

EBU

 

κ

EBU

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i=1,N nr,iμi

 

np, jμp, j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

где A и В – эмпирические константы, равные соответственно 4,0 и 0,5; fr,i, fp,j – массовые концентрации реагентов и продуктов реакции; nr,j, np,j – стехиометрические коэффициенты в реакции.

Модель движения частиц

В настоящей работе для описания процессов движения частицы используется метод Лагранжа. Движения частицы описываются уравнениями динамики материальной точки с учетомсил сопротивления и силы тяжести:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mр

d u p

=

ρ π

2

 

 

− −

− −

dt

2 4

d рCD

uu p

uu p

+ mр g;

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CD =

 

 

 

fk (Rep );

(8)

 

 

 

 

 

Rep

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

uu p d pρ

 

 

 

 

Re p =

 

 

 

 

 

 

 

,

 

 

 

 

 

 

 

μ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гдеCD – коэффициентсопротивления; Rep – числоРейнольдсадлячастицы. Учет турбулентности потока при движении частицы производится

введением случайных флуктуаций скорости газа в уравнение движения для частиц. Скорость газа представляется в виде суммы осредненной составляющей и случайной величины (флуктуации скорости), которая в рамках локального изотропного приближения выбирается из нормального закона распределения с нулевым математическим ожиданием и стандартным отклонением σ = (2k/3)0,5. Поле турбулентности представляется совокупностью вихрей различного размера, а разыгрываемая флуктуация скорости полагается неизменной внутри вихря в течение времени его жизни. Как только частица покидает вихрь или истекает время жизни вихря, генерируется новая флуктуация. Время жизни и размер вихря определяются локальными характеристиками турбулентного течения. Так как частица обладает инерцией и может выйти из вихря до его исчезновения, то время взаимодействия частицы с вихрем определяется из минимума времени жизни вихря и времени прохождения частицы через вихрь.

Расчет температуры частиц топлива

Температура частицы определяется уравнением сохранения энергии

mpCp

 

dTp

=εσ(T 4

T 4 )

 

(T T

 

) +

QH

,

(9)

4πr2

dt

 

 

4πr2

 

рад

p

конв

 

p

 

 

 

p

 

 

 

 

 

 

 

 

p

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

где Cр– теплоемкость материала частицы, Дж/(кг·К); ε – степень черноты материала частицы; σ – коэффициент излучения абсолютно черного тела, Вт /(м2·К4); Tрад– температура излучающего объема, К; Tр – температура частицы, К; αконв – коэффициент конвективной теплоотдачи, Вт/(м2·К); Q – удельныйтепловойэффектреакции, Дж/кг; H – скоростьреагирования.

Горение частиц угля

В процессе движения угольной частицы происходит ее прогрев, сопровождающийся выходом остаточной влаги и летучих, горение летучих и коксового остатка. При описании этих процессов предполагается, что угольная частица состоит из четырех компонентов: воды, летучих, углерода и золы. Для моделирования процессов горения угольной пыли в данной работе используются две модели: модель В. И. Бабия и Ю. Ф. Куваева [4], основанная на обобщении экспериментальных данных, и модифицированная диффузионно-кинетическая модель.

Согласно модели В. И. Бабия и Ю. Ф. Куваева сначала происходит процесс прогрева частицы в течение времени τв.л (принято, что это время

соответствует времени выхода остаточной влаги)

τ

в.л

=5,3 1014 k

T 4d

0,8.

(10)

 

 

в.л

p

 

По окончании этого времени начинается выход летучих. Считается, что скорость выхода летучих постоянна. Время выхода летучих

τг.л = 0,5 106 kг.лdp

2 .

(11)

На следующем этапе определяется время прогрева коксового остатка до его воспламенения

 

 

 

 

 

1,2

 

21

n

 

τ

в.к

=1,12

1010 k

в.к

ρpd p

 

.

(12)

T 3

 

 

 

 

Y

 

 

 

 

 

 

 

 

 

O2

 

 

Последний этап соответствует выгоранию кокса. Обзор работ показывает, что в топках котельных установок скорости реагирования углерода с СО и с Н2О протекают в десятки раз медленнее, чем с кислородом. Для описания выгорания кокса используется одна гетерогенная реакция кислорода с углеродом. Время этой реакции определяется как

 

ρ

d

2

 

100 A

 

 

 

τг.к = 2,21 108 kг.к

 

к

 

p

 

к

,

(13)

 

0,9

 

 

T

 

 

100

 

 

 

 

 

Y

 

 

 

 

 

 

O2

 

 

 

 

 

где ρк – плотность кокса; Aк – зольность коксового остатка.

9

Коэффициенты kв.л, kг.л, kв.к, kг.к для соответствующих углей определяются по [4].

В диффузионно-кинетической модели процесс горения угольной частицы также представляется в виде следующих последовательных этапов: испарение влаги из топлива, выход и горение летучих компонентов и горение коксового остатка. Испарение влаги из топлива рассчитывается на основе значения количества водяного пара на поверхности частицы и в объеме

Gi = kс(Ci,S Ci,) ,

(14)

где Gi молярный поток пара, моль/м2с; kc коэффициент массообмена, м/с; Сi,S – концентрация пара на поверхности частицы, моль/м3; Сi,концентрация пара в объеме, моль/м3.

Выход летучих рассматривается в рамках однокомпонентной схемы и используется кинетически-диффузионное приближение. Кинетика определяет реакционную способность, а диффузия – сопротивление частицы

выходу летучих:

 

 

 

 

 

Vв

=(V T Vв)αв.л;

(15)

 

t

α. =

 

 

1

;

 

 

1

+ 1

 

 

 

 

 

 

αл.диф αл.кин

αл.диф = const ;2

d p

αл.кин = Кв.лeEВ.Л / RT ,

где Vв количество вышедших летучих, кг/кг; VT – количество летучих в исходной угольной частице, кг/кг; αв.л – скорость выхода летучих, 1/c; αл.диф – скорость выхода в диффузионном режиме, 1/c; αл.кин – скорость выхода в кинетическом режиме, 1/c; Kв.л – предэкспоненциальный множитель, 1/c; Eв.л энергия активации, Дж/моль.

При горении коксового остатка используется кинетически-диффу- зионная модель. В таком случае изменяется диаметр, плотность остается постоянной.

Изменениедиаметрачастицызасчетгоренияописываетсяуравнением

d p

=

 

2

KSC ;

(16)

 

 

t

 

ρK

 

 

 

10

 

 

Соседние файлы в папке книги