Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Новоселова. Уступка права требования -1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Глава 22. Форма договора финансирования под уступку денежного требования

При определении подхода к форме сделок, совершаемых при финансировании под уступку денежного требования, необходимо выделять сам договор финансирования под уступку (основной договор, договор уступки) и сделку (сделки) под уступки, совершаемые в рамках этого договора. Основной договор создает основание или является основанием для совершения конкретных сделок по уступке прав. В этом договоре определяются положения, регламентирующие порядок и условия исполнения взаимных обязательств финансовым агентом и клиентом, в том числе порядок и условия передачи прав требования (сроки, условия передачи и т.п.). Одновременно в этом договоре определяются условия финансирования - сроки и порядок передачи денежных средств, условия их возврата или погашения задолженности иными способами и т.д.

В международной торговой практике договор финансирования и договор об уступке нередко рассматриваются в качестве самостоятельных договорных конструкций (например, когда договор о финансировании заключается как кредитный договор, а договор об уступке оформляется отдельно, для целей обеспечения, например, как договор о залоге прав). Но не исключено и использование сторонами иных договоров, как смешанных, так и непоименованных.

Оттавская конвенция 1988 года не имела целью унифицировать правила в отношении договоров о финансировании (договоров факторинга). Не преследует эту цель и Конвенция об уступке дебиторской задолженности. При подготовке и обсуждении этой Конвенции неоднократно подчеркивалось то обстоятельство, что она лишь в исключительных случаях затрагивает договор финансирования или соглашение (договор) об уступке <*>, определяя в основном лишь правила в отношении самой сделки уступки.

--------------------------------

<*> См.: Финансирование под дебиторскую задолженность: Пересмотренные статьи проекта Конвенции при финансировании под дебиторскую задолженность. Записка Секретариата // Комиссия ООН по праву международной торговли. Рабочая группа по международной договорной практике. 30-я сессия. Нью-Йорк, 1 - 12 марта 1999 г. А/CN.9/WG.II/WP.102. С. 11.

Распространение в некоторых случаях Конвенции на соглашения (договоры) об уступке вызвано необходимостью обеспечения единого подхода к установлению действительности как договора о передаче, так и самой передачи.

В некоторых правовых системах недействительность соглашения, на основании которого производится уступка, может стать причиной недействительности передачи (уступки), в то время как в других правовых системах недействительность соглашения к недействительности уступки не приводит, но может вызвать предъявление требования цессионарию на основе принципа неправомерного (неосновательного) обогащения <*>.

--------------------------------

<*> См.: Финансирование под дебиторскую задолженность: Пересмотренные статьи проекта Конвенции об уступке при финансировании под дебиторскую задолженность: Записка Секретариата // Комиссия ООН по праву международной торговли. Рабочая группа по международной договорной практике. 27-я сессия. Нью-Йорк, 23 июня - 3 июля 1997 г. A/CN.9/WG.II/WP.93. С. 9.

Обсуждение возможности включения в Конвенцию правил, касающихся формы уступки, было вызвано тем, что национальные правовые системы содержат различные нормы в отношении формы уступки и различно решают вопрос о последствиях ее несоблюдения. При этом право некоторых государств содержит требование о письменной форме, в праве других стран предусматривается уведомление должника или даже регистрация уступки, а право еще одной группы стран вообще не содержит каких-либо особых формальных требований <*>.

--------------------------------

<*> См.: Возможная будущая работа: Записка Секретариата. Уступка требований // Комиссия ООН по праву международной торговли. 26-я сессия. Вена, 5 - 23 июля 1993 г. A/CN.9/378/Add/3. 28.05.1993. С. 3.

Итогом обсуждения явилось включение в Конвенцию коллизионных норм, определяющих право, применимое к форме договора уступки. Согласно ст. 27 (п. 1) Конвенции, договор уступки, заключенный между лицами, находящимися в одном и том же государстве, является действительным с точки зрения формы в отношениях между ними, если он удовлетворяет требованиям либо права, регулирующего этот договор, либо права государства, в котором он заключен.

Договор уступки права, заключенный между лицами, находящимися в разных государствах, является действительным с точки зрения формы в отношениях между ними, если он удовлетворяет требованиям либо права, регулирующего этот договор, либо права одного из этих государств.

В современной российской литературе, посвященной анализу отношений по договору факторинга, по рассматриваемому вопросу большинство авторов ограничивается указанием на письменную форму договора.

По мнению А. Эрделевского, форма договора факторинга определяется правилами ст. 389 ГК РФ <*>. На этом основании А. Эрделевский делает вывод о том, что поскольку денежное требование, передаваемое по такому договору, практически во всех случаях вытекает из сделки, для которой обязательна письменная форма, то и сам договор факторинга должен быть заключен в письменной форме (простой или квалифицированной), а в установленных законом случаях подлежит государственной регистрации.

--------------------------------

<*> См.: Эрделевский А. Договор факторинга // Российская юстиция. 1999. N 1.

Аналогичная точка зрения излагается также в учебнике гражданского права под ред. Е.А. Суханова (см.: Гражданское право: Учеб. 2-е изд. В 2 т. Т. 2. Полут. 2. М., 2000. С. 233).

Эта точка зрения не учитывает, что договор финансирования под уступку денежного требования включает в себя не только сделку по передаче (уступке) права требования, но и ряд других условий (характер услуг фактора, вознаграждение фактора, право на регресс и т.д.), которые непосредственно не связаны с оформлением самой передачи права. Распространение на эти условия требований ст. 389 ГК РФ ни из положений гл. 24, ни из положений гл. 43 ГК РФ не вытекает.

Положения гл. 43 ГК РФ не содержат специальных требований к форме договора финансирования под уступку денежного требования. Одной из сторон договора - фактором (финансовым агентом) - всегда является организация (юридическое лицо). Следовательно, в силу подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ данный договор должен быть совершен в простой письменной форме.

Кроме того, основной договор может содержать условие о принятии финансовым агентом (банком или кредитной организацией) обязанности по кредитованию клиента, в частности, в виде принятия на себя обязательства предоставить денежные средства в срок и на условиях, предусмотренных договором. В этих случаях к отношениям сторон, связанным с кредитованием, применима норма ст. 820 ГК РФ, согласно которой кредитный договор должен быть заключен в письменной форме и несоблюдение этого требования влечет недействительность кредитного договора.

Оформление сделок уступки в рамках договора факторинга должно производиться в соответствии с требованиями ст. 389 ГК РФ, возможность применения которой к отношениям сторон при факторинге диктуется соотношением норм гл. 24 и 43 ГК РФ. Указанная статья предусматривает, что уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме; уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. То есть форма уступки подчиняется тем же правилам, что и обязательство между первоначальным кредитором и должником, из которого возникло уступаемое право требования (первоначальный договор).

Оформление уступки в рамках договора факторинга может осуществляться различным образом. В частности, в тексте основного договора может быть одновременно указано на состоявшуюся передачу существующего права (уступку) клиентом финансовому агенту. Передача существующего права во исполнение основного договора может быть произведена отдельным актом (документом, свидетельствующим о совершении сделки), составленным либо одновременно с текстом основного договора, либо после его заключения.

Определенные особенности оформления уступки при факторинге установлены п. 2 ст. 826 ГК РФ: при уступке будущего денежного требования оно считается перешедшим к финансовому агенту после того, как возникло само право на получение с должника денежных средств, которые являются предметом уступки требования, предусмотренной договором. Если уступка денежного требования обусловлена определенным событием, она вступает в силу после наступления этого события. Дополнительного оформления уступки денежного требования в этих случаях не требуется.

Соглашение (акт) о состоявшейся передаче существующих или будущих прав финансовому агенту, независимо от того, включено оно в текст основного договора о финансировании либо в отдельный документ, должно быть оформлено с соблюдением требований ст. 389 ГК РФ. Последствия несоблюдения этого требования будут различными в зависимости от того, какое значение имеет несоблюдение формы в отношениях по сделке, из которой возникло уступаемое право.

Чаще всего обязательство, из которого возникают уступаемые финансовому агенту права (права на получение денежной оплаты за товары, работы и услуги), должно быть оформлено в простой письменной форме в силу того, что отношения по факторинговому обслуживанию в большинстве случаев имеют место в связи с передачей коммерческой дебиторской задолженности. Тем не менее нельзя исключить, что предметом уступки будут, к примеру, права из договора, оформленного нотариально в силу закона либо по воле сторон, или права из договора, заключенного в устной форме (например, с участием граждан). В этом случае сделка уступки (но не сам договор о факторинге) должна быть соответствующе оформлена. Последствия несоблюдения требований о форме уступки определяются общими правилами (ст. ст. 162, 165 ГК РФ).