Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Шилохвост Договоры энергоснабжения.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
208.75 Кб
Скачать

2. Последствия отклонения фактического объема потребления

от договорного по законодательству об электроэнергетике

При реформировании отношений в сфере электроэнергетики законодатель отошел от установленных ГК последствий потребления абонентом энергии не в обусловленном договором количестве.

Первоначальная редакция п. 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 (далее - Основы N 109), предусматривала, что для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной на розничном рынке сверх количества, установленного договором, подлежат применению тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией РФ (с 31 декабря 2004 г. - Федеральной службой по тарифам). При этом не возникало сомнений в природе отношений: потребитель (абонент) оплачивал энергоснабжающей организации фактически потребленный объем электроэнергии в части отклонения его от договорного объема по регулируемому тарифу с повышающими (понижающими) коэффициентами. Методические указания по расчету этих коэффициентов ФСТ России утверждены не были.

Пунктом 68 Правил розничных рынков было предусмотрено, что компенсация стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления должна осуществляться в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов <1>.

--------------------------------

<1> После внесения Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2011 г. N 877 изменений в п. 68 Основных положений обязанность компенсировать стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления, рассчитанную в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, возлагается только на крупных промышленных потребителей (присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА), выбравших для расчетов с гарантирующим поставщиком пятую и шестую ценовые категории. При этом включение в договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключаемые с потребителями с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств до 750 кВА включительно, не выбравшими для расчетов с гарантирующим поставщиком пятую и шестую ценовые категории, положений о необходимости компенсации ими стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления не допускается.

Одновременно с принятием Правил розничных рынков в п. 62 названных Основ были внесены изменения, в соответствии с которыми указание на применение тарифов с учетом повышающих (понижающих) коэффициентов для определения размера оплаты электрической энергии (мощности), потребленной (произведенной) свыше (ниже) количества, установленного договором, было заменено отсылкой к правилам определения стоимости поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утверждаемым Федеральной службой по тарифам. Кроме того, при определении размера оплаты фактических отклонений должны были учитываться расходы на приобретение соответствующего объема электрической энергии (мощности) на оптовом и (или) розничном рынках и (или) его производство, если гарантирующий поставщик, энергоснабжающая организация, энергосбытовая организация, к числу потребителей которой относится население, владело на праве собственности или на ином законном основании генерирующим объектом <1>. Таким образом, расходы, возмещение которых было предусмотрено п. 2 ст. 541 ГК, в приведенной редакции п. 62 Основ N 109 были отделены от платы за электрическую энергию, потребленную (произведенную) свыше (ниже) количества, установленного договором. При этом возникла неопределенность относительно природы этой платы, которая, следовательно, уже не исчерпывалась расходами, упомянутыми в п. 2 ст. 541 ГК.

--------------------------------

<1> В 2010 г. п. 62 из Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации исключен.

Раздел IV Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденных Приказом ФСТ России от 21 августа 2007 г. N 166-э/1 (далее - Правила N 166-э/1), посвященный определению стоимости электрической энергии при отклонении фактического объема потребления покупателя от договорного, а также при изменении договорного объема, содержал несколько формул расчета этой стоимости. При этом из положений и формул разд. IV названных Правил также однозначно не следовала правовая природа подлежащей взиманию оплаты фактических отклонений объема электрической энергии от договорных объемов в части, превышающей расходы, понесенные энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

Таким образом, до вступления 23 октября 2007 г. в действие <1> Правил N 166-э/1 оплата электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, должна была производиться по утвержденным тарифам с повышающими (понижающими) коэффициентами (порядок определения которых так и не был определен <2>). После вступления в действие Правил N 166-э/1 стоимость электрической энергии при отклонении фактического объема потребления покупателя от договорного должна определяться в порядке, содержащемся в разд. IV этих Правил <3>.

--------------------------------

<1> По истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Российской газете" 12 октября 2007 г.

<2> В литературе в связи с этим обоснованно отклонялись попытки энергоснабжающих организаций самостоятельно включать в формулы для расчета стоимости электрической энергии коэффициент за сверхнормативное потребление электрической энергии и предлагалось руководствоваться непосредственно правилами ст. 541 ГК (см.: Сенек А. Тариф на свет // ЭЖ-Юрист. 2005. N 33).

<3> Федеральная служба по тарифам исходит из обязанности потребителя оплатить как электроэнергию, потребленную сверх договорного количества, так и количество недопотребленной электрической энергии.

Отсутствие определенности в порядке расчетов за электроэнергию в случае потребления ее абонентом не в обусловленном договором количестве привело к тому, что энергоснабжающие организации в целях компенсации своих расходов, вызванных изменением объема потребления электроэнергии, стали включать в договоры энергоснабжения условия о неустойке, исчисляемой в кратном размере стоимости энергии, потребленной сверх договорных величин.

Коллизия усугублялась еще и тем обстоятельством, что ни в п. 62 Основ N 109, ни в п. 68 Правил розничных рынков ничего не говорилось о том, что право на одностороннее изменение абонентом объема фактического потребления электрической энергии должно быть согласовано сторонами в договоре энергоснабжения. Это, в свою очередь, с учетом формулировок указанных пунктов давало основание полагать, что речь идет об установлении в нормативном правовом акте порядка оплаты объемов электроэнергии в случае их фактического отклонения от договорных объемов независимо от того, было право на такое отклонение предусмотрено договором или нет. По нашему мнению, закрепление такого порядка в нормативных актах указывало на то, что потребление абонентом электрической энергии сверх количества, установленного договором, не могло рассматриваться в качестве недолжного (противоправного) поведения абонента, являющегося одним из необходимых условий (оснований) для применения к нему мер гражданско-правовой ответственности. Соответствующие действия покупателя следует оценивать как допустимое правомерное поведение при исполнении гражданско-правового обязательства.