Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Нолькен А. Договоры в пользу третьих лиц.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.23 Mб
Скачать

Глава IV. Отношение положительного права и судебной практики к договорам в пользу третьих лиц. Иностранные законодательства.

I. Австрийское право. 1)

Отношение Австрийского Гражданского Уложения к зани­мающему нас предмету характеризуется, в кратких словах, полнейшим отрицанием действительности договоров в пользу

-128-

третьих лиц. Такие договоры ничтожны при этом не только по отношению к третьему лицу, но и относительно самих контрагентов. Они не обязательны для них и не производят никакого решительно юридического последствия.

Положение это высказано в статье 881 Австрийского Гражданского Уложения: «за исключением определенных в законах случаев никто не вправе принять обещание, данное другому лицу».

«Определенные случаи», о которых говорится в приве­денной статье, относятся к представительству 2), не устанавливая исключения из общего принципа о недействительности договоров в пользу третьих лиц. Держась, следовательно, начала римского права, Австрийское право даже превосходит последнее последовательностью проведения его, так как оно даже не признает действительности договоров в пользу третьих и в тех вышеприведенных исключительных случаях, когда римское право отступило от принципа: «alter nemo stipulari potest».

II. Саксонское право. 3)

Саксонское право, хотя с некоторыми особенностями, за­имствовало защищаемую Бушем, Безелером и др. теорию акцептации.

-129-

Исходя из того общего начала, что для третьих лиц дого­воры, по общему правилу, не создают ни обязанностей, ни так прав, оно продолжает, ст. 853: «По договору, в силу которого одно лицо обещает другому совершить исполнение третьему лицу, как тот, кому дано обещание, так и третий приобретают по отношению к обещающему право на исполнение».

Из этой статьи видно, что Саксонское право, следовательно, подобно Беру, признает договоры в пользу третьих лиц за­ключенными в пользу промиссара, так как оно дает ему также право на исполнение. Но, как видно из следующих потом статей, равно как из мотивов, приведенных Пешманном под этой статьей, приобретение и промиссаром права из заключенного им в пользу третьего лица договора имеет только временное значение, так как договор этот создает два права, первое для промиссара, а второе для третьего лица. Но права эти не существуют одновременно, одно возле другого, создавая солидарное между промиссаром и третьим лицом отношение, а возникают последовательно (successiv). Сперва право приобретает только контрагенту промиссар, а потом уже третье лицо, причем промиссар с момента приобретения права третьим лицом лишается своего права. Для приобретения же права третьим лицом Саксонское право требует, чтобы третье лицо приступило к договору, в его пользу заключенному. А именно, по ст. 854, «третий... и его правопреемник приобретают независимое от воли того, кто принял обещание исполнения, самостоятельное право по договору с того момента, как они приступают к договору или принимают исполнение, достав­ляющее третьему выгоду».

Стало быть, Саксонское право держится среднего между мнениями Безелера и Буша направления. Не требуя безусловно,

-130-

как первый, чтобы третье лицо особым актом воли присое­динилось к заключенному в его пользу договору, оно, напротив, считает, подобно второму, достаточным такое действие третьего лица, по которому можно заключить о действительном намерении третьего воспользоваться выговоренным в его пользу правом.

Но до обнаружения третьим лицом, каким-нибудь образом такого намерения договор в пользу третьего лица, как сказано выше, создает право только для промиссара. Промиссар является единственным управомоченным по договору субъектом, a следовательно может распоряжаться своим правом, по своему усмотрению и не стесняясь возможностью приобретения этого же права третьим лицом. Поэтому, по ст. 855 «до момента, как третий или его правопреемник получили самостоятельное право по договору, тот, кому обещалось исполнение в пользу третьего лица, может освободить другого от принятой на себя обязанности». Стало быть, допускается одностороннее отступление со стороны промиссара, но не также со стороны промитента, тем более, что он обязался не только промиссару, но и третьему лицу вместе с тем.

С момента, как третье лицо присоединилось к договору, промиссар перестает быть управомоченным по нем субъектом, и при том не только на время или условно, но оконча­тельно. Потому, по ст. 856 «отказ третьего или его правопреемников от обещанного исполнения обязателен и для промис­сара». т. е. промиссар вследствие этого не восстановляется в прежних своих правах, перешедших к третьему лицу с момента, как оно присоединилось к договору.

Под вышеизложенное понятие о договорах в пользу

-131-

третьих лиц Саксонское право (ст. 1405) подводит и при­нятие чужого долга.