Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
8
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
597.41 Кб
Скачать

Акционерные общества получили существенную отсрочку в принятии решения об уменьшении уставного капитала

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ СУДЫ ОТКАЗЫВАЮТ В ЛИКВИДАЦИИ АО  Шевцов Сергей Геннадьевич, помощник судьи ФАС Северо-Кавказского округа, кандидат юридических наук Из постановления КС РФ от 18.07.2003 № 14-П следует, что отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации акционерного общества призвано отображать его фактическую финансовую несостоятельность. При наличии указанного формального признака общество подлежит ликвидации (определение ВАС РФ от 13.01.2010 № ВАС-17829/09). В то же время арбитражные суды нередко отказывают в удовлетворении исков налоговых органов. Аргументы: общество не подлежит незамедлительной ликвидации, как только чистые активы стали уменьшаться; принятие решения о ликвидации общества — это право суда, а не его обязанность (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.02.2009 по делу № А28-6521/2008-172/10, ФАС Московского округа от 14.10.2009 № КГ-А41/10612-09, ФАС Центрального округа от 11.02.2010 № Ф10-6340/09).

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Акционирование долга в российской практике

Григорьев Максим Игоревич  Управляющий Южной дирекцией юридической фирмы «Вегас-Лекс» (г.Краснодар)

Должники получили возможность передать кредитору в счет погашения долга свои акции или долю участия в капитале. Это позволит эффективно восстановить платежеспособность, однако может повлечь риски в сферах налогообложения и защиты прав миноритариев.

Мировой финансовый кризис внес коррективы не только в глобальные и суверенные экономические процессы, но и способствовал принятию давно «созревших» законодательных изменений во многих странах. Не стала исключением и Россия: для уменьшения долговой нагрузки государство с начала 2010 г. предложило деловому сообществу воспользоваться новым правовым институтом, хорошо известным зарубежным юрисдикциям как debt-for-equity swap (сокращенно – D4E).

Суть новелл и их потенциал

В качестве антикризисных мер государство внесло в корпоративное законодательство давно ожидаемые поправки, совершенствующие процедуру формирования уставного капитала хозяйственных обществ.

31.12.2009 вступил в силу закон1, убравший из ГК РФ и корпоративного законодательства императивный запрет на оплату акций (долей) путем зачета требований денежного характера. Более того, акционерным обществам предоставлена возможность выпускать акции для покрытия понесенных убытков. Специально исключена из ГК РФ норма, не разрешавшая эмитенту увеличивать свой уставный капитал для этих целей (п. 2 ст. 100 ГК РФ).

Запрет на формирование уставного капитала путем зачета требований остался только в отношении банков и иных кредитных организаций (в силу специфичности их статуса и деятельности, а также в целях максимальной защиты прав и законных интересов их клиентов).

В результате проведенной ревизии корпоративного законодательства появился менее затратный и менее рискованный прямой (см. справку на странице 26) способ реструктуризации задолженности хозяйственного общества перед его кредиторами. В первую очередь, этот способ является эффективным инструментом восстановления признаков платежеспособности должника до процесса банкротства без привлечения кредитных ресурсов и заемного финансирования, а также без обременительных судебных тяжб.

В литературе оплату акций или доли в уставном капитале должника путем зачета требований его кредитора условно называют «акционированием долга», «конвертацией долгов в акции (доли участия)», «обменом долгов на акции (доли участия)»2.

Внедряемый в российское правовое поле институт уже давно используется в иностранных юрисдикциях как наиболее эффективный путь для выживания компании в условиях рынка (см., напр., план реструктуризации долга известного швейцарского холдинга Oerlikon3).

Серьезный интерес к применению данного института в России был подтвержден неоднократными заявлениями крупных российских компаний об акционировании их долгов. Ярким примером тому могут служить пресс-релизы ОК РУСАЛ (март и декабрь 2009 г.). В них компания заявляла о реструктуризации части своей задолженности перед группой ОНЭКСИМ посредством конвертации ее в акции ОК РУСАЛ4. Однако на момент заявления о такой реструктуризации нормативная база в РФ была к этому не готова. Поэтому высказывались обоснованные мнения, что данная «конвертация», скорее всего, будет представлять собой не просто обмен акций на долги: в ее реализации будут задействованы гораздо более сложные схемы5. Идеи об акционировании долга возникали также в отношении АвтоВАЗа6.

Таким образом, новый инструмент вполне может стать солидной альтернативой иным используемым в настоящее время способам финансовой реструктуризации. Он расширяет возможности для поиска балансов интересов кредиторов и должников в процессе переговоров.

Банки обычно негативно воспринимают предложение о конвертации долга в акции должника, поскольку по очевидным причинам предпочитают получить оплату денежными средствами.

В то же время небанковские кредиторы могут предпочесть конвертировать часть долга или весь долг в капитал компании и таким образом получить над ней полный или частичный контроль. Положительным эффектом от конвертации долга в акции (даже в случае неполучения частичного контроля) является приобретение кредитором статуса акционера (участника) должника. В результате кредитор получает специальные корпоративные права, которые отсутствуют у третьих лиц (например, право участвовать в общих собраниях, оспаривать корпоративные решения, крупные сделки и сделки с заинтересованностью, право получать информацию о деятельности общества и др.).

Не исключено применение акционирования долга при выстраивании сложных схем финансирования крупных инвестиционных или венчурных проектов (например, чтобы конвертировать векселя проектных компаний, накопившиеся у реальных спонсоров проекта, в акции (доли) этих компаний без отвлечения денежного капитала от реализации проекта).

Наконец, рассматриваемая новелла может быть использована также как инструмент дополнительной мотивации менеджмента компаний (без использования более сложных опционных схем).

По общему правилу (ст. 130 Трудового кодекса РФ), основной государственной гарантией по оплате труда работников является ограничение оплаты труда в натуральной форме. Оно проявляется в том, что выплата заработной платы производится в денежной форме в рублях. Между тем в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам РФ. При этом доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 % от начисленной месячной заработной платы. Действующее законодательство не запрещает частичную оплату труда долями участия в капитале общества-работодателя в соответствии с положениями коллективного или трудового договора.

Решенные проблемы

До поправок российское законодательство содержало ряд генеральных запретов, делавших невозможным акционирование долга.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024