Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вариант 4а (полный вариант).docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
77.21 Кб
Скачать

10. Профессиональное и повседневное взаимодействие: сходство и различия

Профессиональное и непрофессиональное консультирование (психотерапия) отличаются следующим образом: 1) непрофессиональное консультирование может быть эффективным в отдельных случаях; 2) непрофессиональное слушание часто представляет собой один из следующих типов: «Ты думаешь, у тебя проблема?» («Я понимаю, потому что у меня был такой опыт…»; «Послушай, что нужно сделать…»; «Я беру издержки на себя и сделаю это для тебя…»); 3) иногда в непрофессиональном общении предлагается вариант помощи, возможный в рамках профессиональной социальной или педагогической помощи; 4) квазипрофессиональные модели познания и поведения, т.е. модели, связанные с неосознанной эксплуатацией феноменов и механизмов психотерапевтического взаимодействия; 5) супервизорские модели работы отличаются от собственно психотерапевтических – более выражен «дидактический» пласт и, в то же время, супервизия – беседа коллег.

Консультант в общении с конкретным человеком ориентирован не на какие-то вне­шние нормы, а на нормы и ценности, которые приносит с собой клиент. С точки зрения непрофессиональной эти ценности могут быть отставлены, но психолог перестает быть психологом, если воспроизводит непрофессиональ­ную позицию, замещая профессиональную деятельность выхолощенными морально-нравственными оценками и/или эмоционально-оценочными реакциями.

Ответственность клиента и оплачиваемость рабо­ты психолога — важные этические аспекты психоло­гического консультирования. Они обеспечивают пси­хологическую дистанцию между терапевтом и клиен­том, служат частичной страховкой от явлений перено­са и трансформации профессиональной работы в непрофессиональное взаимодействие. Эти трансформа­ции, как правило, связаны с попытками приобретения личного влияния на клиента. Само определение кон­сультирования как «продажи советов» предполагает не­обходимость формирования позиции клиента как че­ловека, оплатившего услугу и пришедшего за ней, со­здавая ситуацию ответственности за результаты психо­терапии, включенность в нее.

13. Проблема ситуации понимания в психотерапии

Если воспользоваться традиционным подходом, обо­значающим три стороны любой психотерапевтической си­стемы, можно, соответственно, выделить три области представлений о понимании, его роли и функциях в пси­хотерапевтическом процессе:

1. Проблема понимания в рамках психотерапевтичес­кого мифа (concepts) стоит как вопрос о (не)понимании как источнике и способе преодоления психологических нарушений, его месте и функциях в возникновении или функционировании того или иного симптома, автомати­ческой мысли или проблемы в целом, о развитии пони­мания как результате психотерапевтического взаимодей­ствия.

2. На уровне (в аспекте) техник и технологии психо­терапевтической помощи (process) понимание (схемы и стратегии, этапы и механизмы) выступает как средство распознания проблемы, ее реинтерпретации и осмысле­ния особенностей клиента, его ситуации. На этом уровне также решается вопрос о необходимости, (невозможнос­ти понимания, очерчиваются границы потенциально до­ступного пониманию, а также осмысляется вопрос о вы­боре того или иного способа(ов) и приемов понимания (переработки смысловой информации).

3. На уровне (в аспекте) общения (практики взаимодей­ствия, practice) пониманию в любой системе, независимо от декларируемых на предыдущих уровнях представлений, отводится огромная роль. Вместе с тем именно здесь и су­ществуют наибольшие различия как между различными школами психотерапии и консультирования, так и между отдельными практикующими психологами, в том числе в осмыслении способа трансляции понимания клиенту.

Анализ стратегий понимания психологом клиента, ха­рактерных для психоаналитической психотерапии, по­зволяет выделить ряд возможных осей сравнительного анализа различных психотерапевтических систем, среди которых можно назвать:

— глубинное понимание: понимание ценностей и от­ношений человека к миру на языке его переживаний и личностных смыслов; «поверхностное» понимание: понимание тех или иных действий в конкретной ситуации, понимание на языке действий и поступков;

— смысловое, субъективное, направленное на поиск субъективных значений, «способ осмысления вещи в со­знании другого человека» — интерсубъективное, возни­кающее в диалоге двух и более сознаний, точек зрения, — «объективное» понимание (направленное на поиск объек­тивных значений происходящего)»

— предпонимание, опирающееся на данные прошлого опыта, стереотипы; понимание актуальной ситуации, «здесь-и-сейчас»-понимание, «эмерджентное и релятив­ное», состоящее не в изменении содержания категориза­ции, а в изменении правил и стратегий категоризации происходящего; понимание в контексте будущего или те­леологическое; постпонимание как (многократная) реин- терпретация собственного жизненного опыта;

— обыденное — оценочное и каузальное, типологизи- рующее, опирающееся на стереотипы и неполную инфор­мацию; профессиональное психологическое — осуществ­ляющееся в терминах индивидуальности, стремящееся к целостному и системному ее отражению в терминах внут­ренних чувств и переживаний человека и т. д.

Отсутствие навыков понимания очень часто приводит к неэффективному, поверхностному консультированию, подмене взаимодействия «ритуальными» психологическими процедурами. И наоборот, глубина понимания является одним из показателей профессионализма, одним из высших критериев познания человеком человека и сущности человеческого вообще.

Через понимание клиентом и консультантом друг друга растет понимание, взаимопонимание и понимание ими себя. Через обращение к осмыслению ситуации их взаи­модействия в процессе психотерапии, вне нее — в обы­денной жизни клиента и консультанта, в том числе и в протекающей «параллельно» психотерапии, преодолева­ется непонимание и/или недопонимание субъектами друг друга и самих себя.

Таким образом, проблема понимания себя и другого субъектами консультативного взаимодействия относит­ся к разряду одной из глубинных проблем организации эффективной психологической помощи, воздействия.