
диссертации / 83
.pdf51
Техника выполнения чрескожных рентгенэндоскопических операций имеет свои особенности и зависит от конкретной ситуации.
Пациент укладывается на рентгенопрозрачный операционный стол в положение на спине. Производится цистоскопия, ретроградная уретеропиелография, после чего устанавливается наружный мочеточниковый катетер 5-7ch. Данная манипуляция выполняется для уточнения состояния верхних мочевыводящих путей, для предотвращения миграции фрагментов конкремента в мочеточник в ходе оперативного вмешательства и, порой, для создания дополнительного оттока ирригационного раствора. В мочевой пузырь устанавливается уретральный катетер Фолея.
Пациента укладывают в положение на живот (prone position), под живот укладывают специальный валик или опускают ножной конец стола. После рентгенологического контроля правильности положения катетера последний фиксируется.
После обработки операционного поля производят пункцию чашечно-
лоханочной системы. Успех выполнения данных видов операций во многом зависит от созданного перкутанного доступа к конкременту. Особенностью создания доступа к коралловидному камню при единственной или единственной функционирующей почке является то, что при пункции выбирается та чашечка,
создав доступ через которую, можно удалить максимальный объем конкремента.
Чрескожная пункция почки выполняется с применением полипозиционной рентгенографии (рис.2). Данный метод имеет высокую эффективность, так как при смещении С-дуги в сагиттальном направлении до 30° хирург может достоверно определить стереометрию ЧЛС почки (определение передних и задних групп чашечек), архитектонику камня, ширину шеек чашечек.

52
Рис. 2. Рентгенологическая C-дуга фирмы GE OEC 9900 Elite.
Пункция почки производится при помощи специальной двойной пункционной иглы фирмы Karl Storz. После пункции определенной чашечки отмечается поступление мочи по рабочему каналу иглы, также производится полипозиционная антеградная рентгеноскопия. Рентгенологическая С-дуга смещается в сагиттальной плоскости на угол до 30°, что позволяет наиболее детально оценить стереометрическое строение ЧЛС почки, а также определить максимально подходящий вариант доступа к конкременту (рис. 3,4)
Рис. 3,4. Выполнение интраоперационной полипозиционной рентгенографии. (рис. 3 – прямая проекция, рис. 4 - наклон рентгенологической дуги на угол 30°).

53
По просвету пункционной иглы устанавливается струна-проводник (рис.
5,6).
Рис. 5 Пункция нижней группы чашечек и установка струны проводника при ретроградной рентгенографии.
Рис. 6. Установка направляющего бужа под рентгенологическим контролем.
В отдельных ситуациях при форме коралловидного камня К-3, К-4,
существует определенные трудности установки проводника, обусловленные отсутствием пространства между конкрементом и стенкой чашечно-лоханочной системы. Это затрудняет адекватное заведение проводника в вышерасположенные чашечки или мочеточник. С целью предотвращения потери рабочего хода в ходе бужирования устанавливается страховой проводник.
Производится 2-х либо 3-х шаговое бужирование созданного свища с установкой кожуха Amplatz 28-34Ch (рис. 7).

54
Рис. 7. Рентгенологический контроль при бужировании кожухами Amplatz 28-34 Ch.
В случаях, когда у больных уже имелся нефростомический ход,
применяется способ одномоментного бужирования хода «one push». В этом случае производилась дилатация бужом с кожухом наибольшего диаметра.
После удаления бужа по тефлоновому кожуху вводится тубус нефроскопа
Karl Stroz (Германия). Все манипуляции производятся под тщательным рентгентелевизионным контролем.
В случае К-3, К-4, как правило, не всегда имеется возможность сразу установить буж в выбранную чашечку, так как последняя может быть полностью выполнена конкрементом. В данном случае производится пункция чашечно-
лоханочной системы «на камень». В последующем выбранная чашечка освобождается от конкремента и в нее вводится кожух. Такая ситуация часто сопровождается выраженной геморрагией.
Для выполнения нефроскопии мы используем специальную пассивную ирригационную систему с расположением емкости не более 80 см над уровнем почки.
При коралловидном конкременте начальный детальный осмотр чашечно-
лоханочной системы почки затруднен ввиду полной либо частичной занятости камнем. Поэтому выполнение нефроскопии производится уже непосредственно в ходе дезинтеграции и удаления конкремента.

55
Контактная нефролитотрипсия производится на аппаратах СALCUSPLIT
фирмы Karl Storz (Германия). Нефролитолапаксия производится ультразвуковым методом на аппарате CALCUSON и при коралловидном нефролитиазе производится поэтапно, с постепенным удалением мелких фрагментов (рис. 8,9,
10,11).
Рис.8,9. Аппараты CALCUSON и СALCUSPLIT фирмы Karl Storz.
Рис. 10, 11. Обзорные снимки при выполнении этапов нефролитотрипсии,
нефролитоэкстракции по рабочему каналу нефроскопа.
При коралловидном нефролитиазе целесообразно использование комбинированных видов литотрипсии: пневматической и ультразвуковой.
Пневматическая литотрипсия эффективна для фрагментации крупных плотных конкрементов. Ультразвуковой метод применяется для литолапаксии более

56
мелких рыхлых конкрементов и одновременной аспирации осколков.
Завершающим этапом чрескожных рентгенэндоскопических операций является дренирование верхних мочевыводящих путей путем установки нефростомического дренажа. Нефростомический дренаж устанавливается:
1). с гемостатической целью, 2). для создания адекватного оттока мочи из почки и профилактики
инфекционных осложнений; 3). с целью последующего контроля проходимости мочеточника-выполнения
антеградной урографии;
4). при необходимости выполнения «second look nephroscopy»
Нефростомический дренаж 18-22 Ch с баллоном на дистальном конце мы устанавливали в 100% случаев (рис. 12,13).
Рис. 12,13. Завершающий этап операции: установка нефростомического дренажа с баллоном.
На 2-3-е сутки послеоперационного периода при отсутствии признаков пиелонефрита выполняются УЗИ почек, обзорная и антеградная пиелоуретерография, что дает информацию о адекватном пассаже мочи по верхним мочевыводящим путям. В зависимости от наличия послеоперационных осложнений, степени выраженности воспалительного процесса, а также наличия

57
резидуальных конкрементов решается вопрос об удалении нефростомического дренажа (Рис. 14, 15).
Рис. 14, 15. Выполнение антеградной урографии в послеоперационном периоде.
Весь послеоперационный период пациент в обязательном порядке получает антибактериальную терапию в соответствие с данными посева мочи.
При отсутствии противопоказаний для удаления нефростомического дренажа за 1 сутки до предполагаемого удаления последнего производится пережатие дренажа, моделирующие самостоятельный пассаж мочи по верхним мочевыводящим путям.
2.5 Методика статистической обработки
Результаты, полученные в ходе уточнения анамнеза, клинического обследования и результатов лечения были обработаны с применением методов описательной статистики [164, 165, 166, 167].
58
Глава 3 Результаты собственных исследований и их обсуждение
3.1 Анализ факторов, определяющих показания к тому или иному методу лечения больных с коралловидным нефролитиазом при единственной или единственно функционирующей почке
Определение показаний к выполнению запланированных чрескожных рентгенэндоскопических оперативных вмешательств у больных с коралловидным нефролитиазом при единственной почке является крайне важным этапом. Это обусловлено тем фактором, что у больных, имеющих единственную почку, уже имеются в достаточно выраженной степени функциональные нарушения паренхимы почки. За период нашего исследования по поводу коралловидного нефролитиаза выполнено 26 чрескожных пункционных нефролитолапаксий у пациентов, имеющих единственную либо единственно функционирующую почку.
Критериями выбора к проведению запланированных оперативных вмешательства являлись следующие факторы: отсутствие острого воспалительного процесса,
компенсация сопутствующих заболеваний, удовлетворительная функциональная способность почки и степень выраженности ХПН. Несомненно, ургентность в выполнении нефролитолапаксий у данных больных может быть сопряжена с высоким риском возникновения интра- и послеоперационных осложнений, что может крайне негативно отразиться на течении основного заболевания. Все оперативные вмешательства выполнялись после тщательной предоперационной клинико-лабораторной диагностики.
Зачастую, при декомпенсации хронических заболеваний, активизации воспалительного процесса в единственной почке, а также при наличии тяжелой формы ХПН выполнение планового оперативного вмешательства по удалению коралловидного конкремента не представляется возможным. Таким больным требуется установка дренажа в верхние мочевыводящие пути (внутренний мочеточниковый стент/нефростомический дренаж). В последующем проводится консервативная терапия, и, в дальнейшем, определяется возможность оперативного лечения.
59
Однако за период нашего исследования больных с единственной почкой,
требующих дооперационного дренирования верхних мочевыводящих путей, не встречалось. Все чрескожные перкутанные оперативные вмешательства выполнялись в плановом порядке.
Консервативное лечение больных с коралловидными камнями при единственной почке противопоказано и может носить только симптоматический характер. Основополагающим в лечении данной категории больных является удаление конкремента и восстановление адекватного оттока мочи по верхним мочевыводящим путям.
Однако есть группа больных, имеющих единственную почку, которым невозможно полностью удалить коралловидный конкремент. Это обусловлено совокупностью различных факторов у каждого конкретного больного:
хронической почечной недостаточностью в стадии декомпенсации, частыми активизациями воспалительного процесса в единственной почке, а также наличием выраженных сопутствующих заболеваний. Иногда такие больные нуждаются в пожизненном дренировании мочевыводящих путей, с регулярными сменами дренажей.
3.2 Результаты хирургического лечения больных с коралловидным
нефролитиазом, имеющих единственную либо единственно
функционирующую почку
С целью оценки эффективности метода чрескожного пункционного рентгенэндоскопического удаление камней у больных с коралловидным нефролитиазом при единственной или единственной функционирующей почке,
были проанализированы результаты лечения у данной категории больных.
У всех 26 оперированных больных (100% случаев) доступ к конкременту осуществлялся через нижнюю группу чашечек. Все операции выполнялись из единственно сформированного доступа, обеспечивающего возможность максимального удаления камня в каждой конкретной ситуации. Формирование дополнительного доступа с целью удаления конкрементов из недоступных ригидному нефроскопу чашечек у больных с единственной почкой не
60
потребовалось, так как риск развития вследствие этого осложнений превышал ожидаемый результат. Поэтому, при оставлении резидуальных конкрементов,
нами выбиралась тактика длительного послеоперационного дренирования почки с последующим применением дистанционной литотрипсии, либо повторной нефроскопии, нефролитоэкстракции.
С одной стороны, в ходе выполнения эндоскопического оперативного вмешательства на первое место ставилась задача удаления «основной»,
лоханочной части камня, что позволяет «разгрузить» единственную почку,
обеспечить условия для адекватного оттока мочи из нее, и, в последующем,
улучшить её функцию. С другой стороны, при создании пункционного доступа,
учитывалась возможность удаления максимальной массы камня.
По результатам оперативного лечения пациенты были разделены на 4
группы.
Впервую группу вошли пациенты, которым полное удаление коралловидного конкремента удалось достичь за одно оперативное вмешательство.
Вгруппы со второй по четвертую вошли пациенты, у которых после выполнения перкутанного оперативного лечения остались резидуальные конкременты, что потребовало дальнейшего лечения для полного их удаления.
Во вторую группу включены пациенты, которым в качестве второго этапа лечения применялась ДЛТ.
В третьей группе пациентам применялась повторная нефроскопия,
нефролитотрипсия, нефролитоэкстракция.
В четвертой группе пациентам при первом этапе выполнено частичное удаление коралловидного камня, с целью восстановления пассажа мочи по верхним мочевыводящим путям с последующим длительным, вплоть до пожизненного дренированием верхних мочевыводящих путей.