Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

курсовая по средним векам

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
98.66 Кб
Скачать

§1. Принц Беарнский.

Генрих IV родился 13 декабря 1553 года в Беарне в фамильном замке По, в замке своего деда по материнской линии Генриха д’Альбре. Как утверждает легенда, сразу после рождения дед взял внука на руки, провёл по его губам долькой чеснока и капнул на них вина. Такой обычай был широко распространён в те времена для предотвращения болезней. Отец младенца - первый принц крови Антуан Бурбон, герцог Вандом. Мать Генриха, давшая ему титул короля Наварры, - Жанна д'Альбре, дочь Маргариты Наваррской и Генриха д'Альбре. По материнской линии Генрих приходился внучатым племянником королю Франциску I. Детские годы Генриха прошли в Беарне. По воле деда мальчик рос в среде, не знавшей ни придворной изысканности, ни условностей высшего света. Вместе с тем, уже в возрасте пяти лет при дворе французского короля Генриха II его встречали как наследника первого принца крови Антуана Бурбона и короля Наварры. В семилетнем возрасте Генрих был обращен матерью в новую веру. Жанна д'Альбре нашла для сына воспитателя и учителя из числа ревностных протестантов. Вопрос выбора религии являлся конфликтным для его родителей. Мать настаивала на протестантстве, отец — на католицизме.

В 1561 году семья Антуана Бурбона - его жена Жанна д'Альбре и двое детей Генрих и Екатерина - оказались в Париже, где Генрих жил рядом с принцами королевского дома, с которыми он был примерно одного возраста. Уже в 1557 году, в момент представления юного Бурбона ко французскому двору, возник план бракосочетания наследника Наварры с принцессой Маргаритой Валуа, которому было суждено осуществиться через 15 лет. В год начала гражданских войн1 смерть отца позволила ему стать первым принцем крови. Девятилетнего наследника Антуана Бурбона удостоили всех почетных титулов. Беарнский принц был назначен губернатором и адмиралом Гиени. В 13 лет он был признан наследником всех владений своей матери Жанны д'Альбре.

1. 1562 г.

4

Королева Наварры возила его в Беарн на встречу с местными протестантами. Свое первое боевое крещение 15-летний Генрих Бурбон принял в Ла-Рошели в 1568-1569 годах, находясь рядом с главой протестантской партии принцем Конде2 и адмиралом Колиньи3. Юноша обнаружил недюжинные военные способности в столкновении с армией католиков и по праву разделил победу с протестантами.

§2. Король Наваррский.

После заключения в 1570 г. мира в Сен-Жермене4 Екатерина Медичи стала хлопотать о браке своей дочери Маргариты с королем Наваррским. В 1572 г. , после смерти своей матери Жанны д’Альбре5, Генрих стал королём Наварры под именем Генрих III. 18 августа 1572 г. он женился в Париже на Маргарите Валуа — сестре короля Карла IX, известной также под именем «королева Марго». Этот политический брак, против которого выступала Жанна д’Альбре, был задуман с целью примирить католиков и протестантов. Поскольку новобрачные принадлежали к разным конфессиям, венчание происходило не внутри Собора Парижской Богоматери, а на его паперти. Последовали несколько праздничных дней.

Одни в этом союзе видели акт примирения обеих партий, другие - в том числе Екатерина Медичи - средство привлечь ко двору возможного претендента на престол и, во всяком случае, взять его под надзор. К свадьбе в Париж съехалась гугенотская аристократия. Она вела себя вызывающе и возбудила

2.Людовик I де Бурбон-Конде (7 мая 1530 — 13 марта 1569) — принц де Конде, родоначальник рода Конде.

3.Гаспар II де Колиньи (16 февраля 1519 — 24 августа 1572), известен как Адмирал де Колиньи, сеньор де Шатильон, граф де Колиньи, адмирал Франции — французский государственный деятель, один из вождей гугенотов во время Религиозных войн во Франции.

4.В августе 1570 года король подписал Сен-Жерменский мир с существенными уступками гугенотам. По условиям мира королю Наваррскому была обещана рука сестры короля, Маргариты.

5.«Обсуждение этого вопроса продолжалось еще некоторое время. Затем незадолго до своей смерти королева Наваррская, мать принца Генриха, прибыла ко двору, и совершилось наше обручение». Мемуары Маргариты де Валуа. Стр. 59-60

5

ненависть парижан. Парижские буржуа были в первых рядах недовольных. Эти усердные католики - буржуа, ремесленники и торговцы - не желали слушать проповедей, в которых не говорилось бы о наглости еретиков, этих невежественных и грубых провинциальных дворян, которые хотели диктовать свои требования славной буржуазии столичного города, ее великой церкви и ее знаменитому университету и непрочь были бы предать Париж, этот новый Вавилон, забрызганный кровью мучеников новой религии, на «поток и разграбление» в духе тех, какие устраивались в XVI в. испанскими солдатами в Нидерландах. По этому поводу Париж вел переписку с другими городами - Лионом, Руаном, Марселем, Тулузой. Испанские шпионы проповедникиагитаторы предсказывали Божий гнев, который должен был неминуемо покарать город, где допустили богомерзкую свадьбу.

§3. Варфоломеевская ночь.

22 августа 1572 г. адмирал Колиньи был ранен выстрелом из аркебуза в руку. Стрелявший успел скрыться, но, как выяснилось, стреляли из дома одного из чиновников, на ходившегося под покровительством герцога Генриха Гиза . У Генриха Гиза были основания ненавидеть адмирала — его влияние на короля ставило под угрозу положение Гизов. Кроме того, между их родами была кровная вражда, так как Колиньи считался организатором убийства в 1563 г. Франциска Гиза, отца Генриха.

У постели раненого Колиньи собрались возбужденные гугеноты, обсуждая, следует ли добиваться правосудия от короля или бежать из Парижа и самостоятельно мстить Гизам и королю, если он не воздаст обидчику по заслугам. Все это было высказано и самому королю Карлу IX и Екатерине Медичи, пришедшим выразить со чувствие. Карл IX пригласил своего лучшего медика, нашедшего рану неопасной, и пообещал наказать виновных и прислать солдат для охраны дома больного адмирала.

6

В ночь с 23 августа на 24 августа заседал своеобразный «кризисный комитет»: король, Екатерина Медичи, брат короля герцог Анжуйский , маршал6, канцлер7 и приближённые к королю вельможи. Многие участники этого заседания рассказывали о нем в своих мемуарах, стараясь переложить ответственность за последующие со бытия с себя на других. Поэтому трудно установить, кто был инициатором принятого решения. Вероятнее всего победил общий план нанесения опережающего удара по гугенотам, грозившимся начать войну. Городским властям было приказано мобилизовать городскую милицию и запереть ворота. Примерно в два часа ночи к дому Колиньи явились люди Генриха Гиза и солдаты из королевской охраны. Они убили адмирала и выкинули тело на улицу. Согласно плану ударил сигнальный набат. Отряды Генриха Гиза и герцога Анжуйского стали врываться в дома, где разместились знатные гугеноты и убивать всех подряд. Однако жизнь Генриху Бурбону и Конде, живших в Лувре, сохранили, заставив его под угрозой смерти принять католичество. Следующие четыре года Генрих прожил в Париже на положении пленника.

Внешне он как будто примирился со своей судьбой, но в действительности не оставлял мысли о побеге. В феврале 1576 г., под предлогом поездки на охоту в Санлис, Генрих с небольшой свитой своих приверженцев ускакал по вандомской дороге в Алансон, откуда пробрался в Анжу. В скором времени он отрекся от католичества, в третий раз принял кальвинизм и с этого времени на долгие годы сделался вождем французских гугенотов. Вместе с братом Генриха III, Франсуа, он начал военные действия против короля Генриха III, завершившиеся заключением выгодного мира в Болье.

Жена Генриха, Маргарита, которую он никогда не любил, еще два года жила без мужа в Париже, меняя одного любовника за другим. Наваррский король, впрочем, ничуть не уступал ей количеством любовных приключений. Он вообще был любвеобилен и имел в своей жизни связь со множеством

6.Онора II Савойский, маркиз де Виллар (1511—1580)

7.Мишель де л’Опиталь (ок. 1504/1507-1573)

7

женщин из самых разных сословий.

Резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинцию. В Мо, Орлеане, Труа и Лионе насчитывались сотни убитых. В Париже только к полудню число убитых достигало 2 тыс. человек. Перебили не только гугенотских дворян, приехавших на свадьбуих было несколько сот, но и парижских буржуа, подозреваемых в гугенотстве, и даже иностранцев - немцев и, особенно, фламандцев. За резней следовали грабежи.

Согласно историческому преданию на домах жертв заранее проставлялись белые кресты. Однако это, по всей видимости, легенда, так как у чиновников дворцовой службы и так были на руках необходимые списки, поскольку прибывшие гугеноты становились на государственное довольствие. Образ крестов возник в гугенотских описаниях позже как заимствование из Библии — гугеноты отождествляли себя с еврейскими младенцами, вырезанными в Египте фараоном.

Утром разнеслась весть, что расцвел сухой боярышник на кладбище Невинноубиенных. Толпы парижан желали убедиться в этом чуде. Смысл был очевиден — Бог показывает, что католики начали святое дело. Это стало удобным поводом к продолжению убийств, длившихся ещё неделю, перекинувшись из Парижа в некоторые города . В Париже погибли около 2 тыс. человек. Общее число погибших по всей Франции в погромах конца августа — начала сентября составляет не менее 5 тыс. человек.

Уже утром 24 августа король отдает приказ о немедленном прекращении беспорядков. Затем утверждает, что все случилось по его воле. Но не аннулирует прежний Сен-Жерменский мир, а, напротив, подтверждает его статьи о религиозной свободе на специальном заседании Парламента, отменив лишь право гугенотов иметь собственные крепости и собственные войска. В письмах, разосланных протестантским государям, правительство утверждало, что король не покушался на религиозную свободу подданных. Речь шла только о ликвидации гугенотского заговора против короля. Но вмешательство

8

парижской черни привело к излишнему кровопролитию. В свою очередь, в Рим и Мадрид (то есть в центры католичества) Екатерина Медичи писала, что случившееся есть осуществление давнего ее плана восстановить католическое единоверие в стране.

В Варфоломеевскую ночь власть не препятствовала столкновению. Разрешив католикам учинить расправу над гугенотами в Париже, она подтолкнула начало гражданской войны в масштабе всей Франции. До Варфоломеевской ночи Реформация была партией знатных вельмож. Они сделали из нее силу политической оппозиции. Благодаря уничтожению дворян пасторы возвращают свое место руководителей общин. Теперь в общинах господствуют не политический расчёт, а религиозная исступленность и искренность верующих.

Если двор, устраивая побоище, думал устрашить гугенотов и, лишив их вождей, привести к покорности, то он жестоко ошибся.

Южные города, действительно, сначала были испуганы и даже склонялись к тому, чтобы впустить королевские гарнизоны. Но среди дворянства вспыхнуло настоящее восстание. Дворяне организовали отряды и побуждали города выступить открыто. Под нажимом дворян крупная буржуазия на юге выпустила власть из своих рук, и демократическая партия «рьяных» присоединилась к дворянству.

Начинается второй период гугенотских войн. От предыдущего он отличается двумя чертами. Это движение уже не направлено к тому, чтобы «освободить» (т. е. захватить) короля и действовать его именем. Задача восставших-смена негодной династии.

Борьба идет не за короля, а против династии Валуа. Вторая черта: гугеноты, еще раз убедившись в том, что они - лишь меньшинство в стране, уже не имеют надежды осуществить свои требования в общегосударственном масштабе и поэтому создают на юге свою организацию, настоящее государство в государстве.

9

Антидинастический характер дворянской оппозиции во второй период религиозных войн очень ярко отразился в многочисленных гугенотских памфлетах, выпущенных под непосредственным впечатлением событий Варфоломеевской ночи. Эти памфлеты важны также и с той стороны, что в них мы находим отчетливое изложение взглядов гугенотской оппозиции на государство и желательный для них политический порядок.

Второй период религиозных войн закончился удовлетворением требований гугенотов: предоставлением свободы отправления культа повсюду, кроме Парижа и территорий, принадлежащих королевскому двору, а также права организовать свои отделения при судебных палатах (парламентах) провинций. Кроме того, гугенотам разрешалось воспользоваться еще 8 крепостями помимо ранее полученных. Король также согласился признать преступлением убийства, совершенные в Варфоломеевскую ночь, возвратить конфискованное у гугенотов имущество.

На исходе второго периода религиозных войн, в 1576 г., образовалась Католическая лига.Во главе католиков стоял Генрих Гиз8 — сын Франциска Гиза. В создании лиги принимал участие король Генрих III , вступивший на престол в 1574 г . В своей декларации Католическая лига предлагала полностью восстановить и впредь сохранять католическое вероисповедание. Помимо этого выдвигались требования вернуть провинциям их права и старинные вольности. Принадлежность к лиге объявлялась обязательной для всех католиков.

§4. Король Французский.

В конце 1570-е годов во Франции проходят новые религиозные войны. Ситуация осложняется угрозой для трона — в 1584 г. умирает герцог

8. Генрих (Анри) I Лотарингский, по прозвищу Меченый или Рубленый (1550 — 1588), 3-й герцог де Гиз (1563 — 1588), принц де Жуанвиль, пэр Франции (1563 — 1588), кавалер ордена Святого Духа (1579). Французский военный и государственный деятель времён Религиозных войн во Франции. Глава Католической лиги. Старший сын Франсуа Лотарингского, герцога де Гиза.

10

Алансонский и Анжуйский Франциск Валуа, младший брат короля Генриха III. Дофином, на правах близкой родственной связи и брака на сестре короля, становится Генрих Бурбон. Но он протестант и к тому же глава гугенотской партии. Чтобы в дальнейшем иметь право на престол, ему было предложено перейти в католицизм.

В это время гражданская война достигла наивысшего ожесточения. Непримиримые католики объединились в Лигу, возглавляемую Генрихом Гизом и его братьями. Под прикрытием религиозной борьбы лигисты начали интриги против Генриха III, стараясь свергнуть его с престола. С каждым месяцем король чувствовал себя в Париже все неуютнее. Перспектива появления на троне гугенота заставила вождей Католической лиги, в первую очередь Гизов, выдвинуть своего кандидата на престол — кардинала Карла Бурбона9 (дяди Генриха Наваррского). Такая позиция Католической лиги подтолкнула Генриха III к сближению с Генрихом Наваррским.

Католическая Лига заставила короля в 1585 г . издать эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у гугенотов, католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Гугеноты взялись снова за оружие, и началась религиозная война, известная в истории под именем «войны трех Генрихов» ( Генрих III, Генрих Гиз, Генрих Наваррский). Протестантская Германия поддержала гугенотов присылкой войск, Англия — деньгами. Осенью 1587 г . Генрих Наваррский нанес католикам поражение (битва при Кутре). Несмотря на это, Генрих Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на французский престол лиц не католического вероисповедания, прежде всего, имелся в виду Генрих Наваррский.

Дерзость Парижской лиги и их вождя Генриха Гиза, претендовавших на

9. Карл де Бурбон (1523—1590) — французский кардинал, архиепископ Руанский, первый принц крови и командор ордена Святого Духа (1579). После смерти последнего из Валуа (1589) провозглашён Католической лигой королём Франции под именем Карла X, но реально не правил.

11

право руководить действиями короля, сближение католиков с испанским королем Филиппом II побудили Генриха III весной 1588 г . к союзу с Генрихом Наваррским, который одерживал уверенные победы. Его поддерживала английская королева Елизавета и немецкие протестанты. Король Генрих III всеми силами пытался прекратить войну. 12 мая 1588 г. Париж взбунтовался против короля, который вынужден был в спешке покинуть столицу и перенести свою резиденцию в Блуа. В Париж торжественно вступил Генрих Гиз.

После народного восстания в Париже в мае 1588 г. Парижская лига добилась низложения Генриха III и создания временного правительства.

Доведенный до отчаяния король приказал убить Генриха Гиза. В декабре 1588 г. приглашенный в Лувр герцог Гиз был заколот. Однако расправа над Гизом не принесла ожидаемой Генрихом III победы. Убийство Гиза привело к новому восстанию парижан. Войска короля были разбиты войсками Католической лиги.

Главой Лиги сделался младший брат убитого Гиза, герцог Майенский10. Генрих стал искать поддержки у короля Наваррского и, поскольку у него не было своих детей, официально признал его в апреле 1589 г. своим наследником. Оба Генриха соединили свои войска и подступили к Парижу. Осада была в самом разгаре, когда 1 августа фанатик Клеман11 заколол короля кинжалом.

Правда это пока ещё скорее формальность, поскольку три четверти подданных короля не признают его таковым. Католики Лиги отказываются признавать законность такого престолонаследования — гугеноты, осаждавшие Париж, в тот же день провозгласил Генриха Наваррского королем Франции. Но предводители католической части осаждавшей армии не решались безусловно признать его. Они объявили короля Наваррского законным наследником Генриха III, но с условием принятия католичества. Парижане избрали королем

10.Шарль Лотарингский ( 1554 — 1611) — 1-й герцог Майеннский (де Майенн) (1573— 1611), второй сын Франсуа I Лотарингского (1519—1563), 2-го герцога де Гиза (1550—1563), и Анны д’Эсте (1531—1607). Младший брат и сподвижник Генриха I Меченого Лотарингского (1550—1588), 3-го герцога де Гиза (1563—1588).

11.Жак Клеман (1567 — 1589) — религиозный фанатик, убийца французского короля Генриха III.

12

дядю Генриха IV, старого кардинала Карла Бурбона, но фактически мятежниками продолжал управлять герцог Майеннский.

Престарелый кардинал де Бурбон, в котором лига видела нового короля Карла X, также умер, отказавшись от престола в пользу Генриха Наваррского.

Роялисты-католики требуют от него принятия католицизма, но за девять предыдущих лет Генрих успел уже три раза совершить вероотступничество. Он отказывается, хотя и заявляет в спешно составленной декларации, что он будет чтить католическую веру. Это вызывает разброд и шатание в лагере его сторонников-протестантов. Некоторые даже покидают армию, причем католические сторонники Генриха III следуют их примеру, не желая служить протестанту. Армия в одночасье уменьшается вдвое.

Ослабленный Генрих IV вынужден отказаться от осады Парижа. При поддержке Испании Лига переходит в наступление и оттесняет его к Дьеппу, куда он отступает в надежде на союз с Елизаветой I Английской, в то время как его войска разбегаются.

Испанский корольФилипп II в 1592 г . ввел в Париж из Нидерландов свой гарнизон. Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и крестьянство. Страна оказалась на грани национальной катастрофы. В этих условиях развернула свои решительные действия армия Генриха Наваррского - законного наследника престола. В середине 1593 г. он приблизился к Парижу и начал осаду, отрезав его от источников снабжения: сжег в окрестностях все мельницы и разобрал мосты. Париж сопротивлялся около трех месяцев: военные силы города превосходили армию Генриха Наваррского. В осажденном городе продолжала свою работу ассамблея сторонников Католической лиги, обсуждался вопрос о престолонаследии. В нарушение традиции лига брала ответственность за престолонаследие на себя. Это обстоятельство подтолкнуло Генриха Наваррского к решению о принятии католичества. По этому поводу ему принадлежит высказывание: «Париж стоит мессы»12. Законный наследник

12. Нет никаких документальных подтверждений того, что Генрих IV когда-либо говорил историческую фразу «Париж стоит мессы». Вероятно, речь идёт о позднейшем комментарииапокрифе по поводу этого факта «перемены веры».