Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_7.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
100.35 Кб
Скачать

Институциональный авторитет

Коль скоро престиж авторитета так важен, не исключено, что легитимность приказов в опытах Милграма поддерживалась за счет институционального престижа Йельского университета. В интервью, проведенных после эксперимента, многие участники отмечали, что если бы не репутация Йельского университета, они бы не подчинились. Для проверки этого утверждения Милграм решил переместить эксперимент в Бриджпорт, штат Коннектикут. Экспериментаторы обосновались в скромном офисе с вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». В результате обычного эксперимента с «сердечным недомоганием», проведенного тем же самым персоналом, какой процент испытуемых подчинился полностью, как вы полагаете? Несмотря на то, что доля полностью подчинившихся испытуемых уменьшилась, она все равно осталась довольно высокой — 48%.

В реальной повседневной жизни авторитеты, поддержанные различными институтами, также обладают социальной властью. Роберт Орнстейн рассказал о своем знакомом психиатре, который приехал по вызову на край утеса в Сан-Матео, Калифорния, где один из его пациентов, Альфред, угрожал, что бросится вниз. Психиатр не смог при помощи разумных доводов переубедить Альфреда, и ему оставалось только надеяться на скорое прибытие полицейского - эксперта по кризисным ситуациям.

Тот запаздывал, но тут неожиданно появился другой сотрудник полиции, не ведающий о происходящей драме, и оглушительно закричал в мегафон, обращаясь к собравшейся на утесе группе: «Какой идиот оставил свой "понтиак-универсал" посреди дороги? Я чуть в него не врезался. Уберите его немедленно! Услышав это, Альфред тут же послушно спустился на дорогу, убрал с нее машину и без единого слова позволил увезти себя в ближайшую больницу.

Освобождающее воздействие группы (либеративный эффект)

В упомянутых классических опытах проявляется негативный аспект конфор­мизма. А может ли конформизм быть конструктивным? Возможно, вы припом­ните случаи, когда пылали праведным гневом из-за несправедливого отноше­ния учителя или из-за чьего-то оскорбительного поведения, но побаивались возражать. А потом, когда один или несколько человек решались высказаться, то и вы следовали их примеру. Милграм зафиксировал это освобождающее воздействие конформизма в экспериментах, где «учителю» должны были помогать два «подсадных». По ходу проведения опыта оба они отказывались под­чиняться экспериментатору и тогда тот приказывал настоящему испытуемому продолжать эксперимент в одиночку. Подчинялся ли он? Нет. 90% участников освободили себя от дальнейшего участия в эксперименте, подражая неподчиня­ющимся «подсадным».

Реактивное сопротивление

Люди ценят чувство свободы и самостоятельности. Поэтому, когда социальное давление становится таким сильным, что ущемляет их чувство свободы, они зачастую восстают. Вспомним о Ромео и Джульетте, чья любовь только усиливалась из-за противодействия их семей. Или подумаем о детях, отстаивающих свою свободу и независимость, делая обратное тому, что им говорят родители. А потому родители, знающие об этом, предлагают своим детям выбор, вместо того чтобы давать определенные указания: «Пора мыться. Где ты будешь — в ванне или под душем?»

Теория психологического ^реактивного сопротивления», основанная на том факте, что люди действительно стремятся оградить от посягательств ощу­щение свободы, подтверждается экспериментами, показывающими, что попыт­ки ущемить личную свободу зачастую приводят к «эффек­ту бумеранга». Представьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чего-то, мало вас интересующего. Пока вы колеблетесь, кто-то дру­гой заявляет вам, что «следует категорически запретить распространять и подписывать подобного рода воззва­ния». Теория реактивного сопротивления предсказывает, что столь грубые попытки ограничить вашу свободу на самом деле повышают вероятность того, что на бумаге по­явится ваша подпись. Когда Маделина Хейлман проводила этот эксперимент на улицах Нью-Йорка, именно такие результаты она получала. Клинические психологи иногда используют принцип реактивного сопротивления, приказы­вая сопротивляющемуся пациенту вести .себя так, как ему не следовало бы. Упираясь, пациент делает то, что от него нужно.

Реактивное сопротив­ление может проявлять­ся и в употреблении ал­коголя лицами, которым это запрещено. В Соеди­ненных Штатах, где не разрешено продавать ал­коголь лицам, не достиг­шим 21 года, исследова­ние 3375 студентов из 56 студенческих городков дало следующие резуль­таты. 25% студентов, чей возраст уже превышал 21 год, воздерживались от употребления спирт­ных напитков. Среди бо­лее молодых коллег эта цифра составляла 19%. Психологи Дэвид Хэнсон и Руфь обнаружили также, что только 15% старших против 24% младших студентов потребляли алкоголь в неумеренных дозах. Они полагают, что это свидетельствует о реактивном сопротивлении ограничениям. Кроме того, нельзя упускать также и влияние сверстников. Что касается алкоголя и наркотиков, именно сверстники дос­таточно сильно влияют на установки, доставая сам продукт и создавая соот­ветствующую обстановку для его употребления. Это помогает понять, почему студенты колледжей, вращающиеся в кругу своих сверстников, зачастую поощряющих употребление алкоголя, пьют больше, чем их ровесники вне колледжей. Реактивное сопротивление может разрастаться вплоть до социальных восстаний. Как и подчинение, восстание можно вызвать и наблюдать экспериментально. Вот что выяснили Уильям Гамсон, Брюс Файреман и Стивен Ритина, представляясь членами некой коммерческой исследовательской фирмы. Они при­глашали людей из городка, расположенного неподалеку от Мичиганского университета, в конференц-зал отеля для участия в «дискуссии о стандартах общественной жизни». Оказавшись там, участники узнавали, что дискуссия будет записываться на видеопленку по заказу большой нефтяной компании, пытающейся выиграть судебную тяжбу против управляющего местной запра­вочной станцией, который выступает против повышения цен на бензин.

В начале дискуссии практически каждый стоял на стороне местного управ­ляющего. Надеясь убедить суд, что общественность города настроена в пользу компании, «ее представитель» стал уговаривать все большее и большее коли­чество испытуемых высказаться в пользу его фирмы. Под конец он предло­жил каждому выступить против местного управляющего и просил подписать заявление, дающее компании право отредактировать видеозапись и использо­вать ее в суде. Время от времени выходя из комнаты, экспериментатор нео­днократно предоставлял собравшимся возможность обсудить готовящиеся не­справедливые действия и как-то отреагировать на них.

Большинство участников эксперимента восстали, возражая и сопротивля­ясь требованию фальсифицировать свои мнения в пользу нефтяной компа­нии. Они организовали даже специальные группы для противодействия всей акции, которые планировали обратиться в газеты, в бюро «За лучший бизнес», к адвокату или в суд.

Устроив небольшие социальные беспорядки, исследователи выяснили, как начинаются перевороты. Они обнаружили, что сопротивление окажется успеш­ным, если оно зародится почти сразу. Чем дольше группа будет уступать не­справедливым требованиям, тем труднее станет ей потом бороться за свободу. И должен быть кто-то, кто инициирует процесс, выразив зреющее у всех скры­тое недовольство.

Именно такие демонстрации реактивного сопротивления убеждают нас в том, что люди не марионетки. Социолог Питер Бергер нарисовал живописную картину:

«Мы видим, как марионетки танцуют на миниатюрной сцене, перемещаются туда и сюда, влекомые своими веревочками, и следуют сценарию, определяющему их скромные роли. Мы учимся понимать логику этого театра, и оказывается, что: мы и сами уже участвуем а представлении. Мы занимаем свое место а обществе и тем определяем позу, в которой повисаем на невидимых струнах. На мгновение мы: действительно верим, что мы — марионетки. Но затем мы замечаем существен­ную разницу между театром марионеток и нашей собственной драмой. В отли­чие от марионеток, мы можем прервать свой танец, осмотреться и обнаружить движущие нас механизмы. За этим поступком скрывается первый шаг к свободе».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]