Скачиваний:
201
Добавлен:
05.02.2023
Размер:
848.03 Кб
Скачать

Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

Уголовно-процессуальная деятельность, начиная с проверки сообщения о преступлении и предварительного расследования и заканчивая обращением приговора к исполнению и надзорным производством по фактам совершения преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведется на территории РФ в соответствии с требованиями УПК РФ.

Отдельные процессуальные действия могут проводиться в соответствии с требованиями УПК РФ и за пределами территории РФ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в РФ, совершивших вне ее пределов преступление, направленное против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства.

Уголовно-процессуальные действия с участием лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, производятся лишь с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел РФ.

Если в процессе осуществления следственного действия, приглашенное для участия в нем лицо предъявило свой дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку, тем самым, указав на свой иммунитет от таких действий, оно сразу же должно быть освобождено от участия в таковом.

Когда без участия лица, пользующегося иммунитетом в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, продолжить производство искомого действия невозможно, оно прерывается или завершается. Между тем оно может быть продолжено, как только в распоряжении следователя (дознавателя и др.) появится документ, подтверждающий дачу согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось, на производство данного действия с участием лица, обладающего иммунитетом.

9. Уголовно-процессуальное право, его источники. Значение постановлений Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, приказов и указаний Генерального прокурора РФ для уголовного судопроизводства.

Источники уголовно-процессуального права — это совокупность правовых актов, содержащих сведения о правилах, которые должны соблюдаться при производстве по уголовному делу, и регулирующих порядок уголовного судопроизводства + см. выше

Наибольшее значение для уголовного судопроизводства имеет такое полномочие КС, как проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов. Посредством этого полномочия Конституционный суд может не просто толковать уже существующие законы, а исправлять их, приводить в соответствие с Конституцией, создавая таким образом новые, правомерные нормы, которые встают на место признанных неконституционными. При этом Конституционный Суд не пересматривает само дело, а лишь принимает решение по вопросу о конституционности подлежащего применению в нем закона. Его постановления с полным основанием могут считаться самостоятельным источником права, поскольку, по существу, создают судебные прецеденты, то есть обоснованные в судебных решениях новые правовые нормы, обязательные в дальнейшем для применения всеми судебными и иными органами. Прецедентные нормы создаются Конституционным Судом, исходя из положений Конституции РФ, а также, как свидетельствует практика конституционного правосудия, из принципов и норм общего международного права.

Значение данных полномочий КС можно рассматривать в нескольких аспектах. В политико-правовом плане оно состоит в том, что правовая система государства приобретает благодаря им устойчивость, гарантированность от нарушений конституционного порядка. В социально-правовом отношении последствия применения данного юридического механизма особенно примечательны – любой гражданин, даже тот, кто обвинен в совершении преступления, получает реальную возможность, опираясь на рычаг права и принципы справедливости, непосредственно влиять не только на исход своего конкретного дела, но и на сам закон, добиваясь его оперативного изменения. С технико-юридической точки зрения признание нормативного акта неконституционным обычно влечет его отмену компетентным органом и принятие другого акта, соответствующего решению КС.

Особое место в уголовном судопроизводстве занимают толкования правовых норм, содержащиеся в решениях ВС РФ. Если судебное толкование содержится в решении (приговоре, определении, постановлении) по результатам рассмотрения конкретного дела, то оно всегда является не нормативным, а казуальным, юридически обязательным только в отношении лиц, участвовавших в деле и в пределах решения суда. Другими словами, такое толкование дается лишь в интересах рассматриваемого дела. Приговоры, определения и постановления ВС формально не обязательны для нижестоящих судов, однако, будучи опубликованными, имея высокий профессиональный уровень и моральный авторитет, они служат ориентиром для судебной практики, порой приближаясь по своему фактическому значению к судебным прецедентам.

Сложнее вопрос с юридическим статусом разъяснений, которые Верховный Суд РФ вправе давать по вопросам судебной практики ( ст. 126 Конституции РФ; п. 5 ст. 19 Закона «О судебной системе РФ»). Такие разъяснения являются официальным судебным толкованием, однако особого рода, так как, во-первых, они даются не в интересах какого-либо конкретного дела, а в интересах закона, а во-вторых, в силу принципа независимости судей при осуществлении правосудия формально имеют для судов лишь моральное ориентирующее значение. Вот почему было бы неправомерно требовать от судов, чтобы они ссылались в своих решениях не только на закон, но также и на постановления Пленума ВС. Вместе с тем, практическая роль разъяснений правовых норм, содержащихся в постановлениях Пленума ВС России, распространяется далеко за рамки формально-юридических дефиниций. Также как и решения ВС по конкретным делам такие разъяснения воспринимаются нижестоящими судами как руководство к действию, ибо именно Верховный Суд РФ является высшей инстанцией страны для судов общей юрисдикции и, осуществляя свои полномочия по пересмотру уголовных дел в кассационном и надзорном порядке, он, безусловно, способен заставить уважать свою точку зрения по вопросам правового толкования.

В соответствии со ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурорРФ издает обязательные для работников органов прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ. Естественно, что в ряде этих документов содержаться обязательные для прокурорских работников разъяснения и по поводу содержания и применения норм права, не в последнюю очередь – уголовно-процессуального. Таким образом, толкование правовых норм, содержащееся в этих актах, может рассматриваться как разновидность легального, так как оно в силу закона обязательно для прокурорских работников. Однако фактически значение его значительно шире. Поскольку именно прокуроры осуществляют надзор за расследованием уголовных дел и вправе давать обязательные указания следователям и органам дознания (ч. 2 ст. 37 УПК), толкование правовых норм Генеральной прокуратурой, на практике воспринимаются органами предварительного расследования, независимо от их ведомственной принадлежности, как обязательное.