Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
580.76 Кб
Скачать

Вопрос 15. Государство как субъект мчп. Вопросы ответственность государства. Виды государственного иммунитета.

Гос-во в отношениях действует либо как субъект правоотношений (гражданско-правовые), либо как властный суверен, которые регулирует отношения между другими субъектами1. Если внутренние отношения, то гос-во не может ограничить свою ответственность. Применяются нормы ГК. Нельзя сказать: я не несу ответственность, потому что я – гос-во. Но в отношениях с ин. элементом можно так выкрутиться.

Специфика отношений с ин. элементом. В последнее время все более возрастает сектор участия государства в гражданско-правовых отношениях, усложненных иностранным элементом (например ,поставка товаров, выполнение подрядных работ, оказание услуг, кредитные договоры с иностранными банками). Ст. 127 ГК – в отношениях с ин. элементом ответственность публично-правового образования должна регулироваться законом об иммунитете государства и его собственности. Однако у нас всегда возникает вопрос, можем ли мы предъявить иск государству, если оно не выполнило своих обязательств по гражданско-правовому договору? – вопрос об иммунитете государства.

Одним из неотъемлемых свойств государства как субъекта МЧП, вытекающих из присущего ему качества суверенитет» и принципа суверенного равенства государств, является государственный иммунитет. В основе иммунитета государства лежит принцип «равный не имеет власти над равным». Т.е. предполагается, что ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства, его органов и его собственности. Иммунитет м.б. определен двояко. 1- это право государства не подчиняться юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему к-л принудительных мер судебных, административных и иных органов другого государства. 2- это отказ гос-ва от своей территориальной юрисдикции относительно действий и собственности иностранного государства, т.е. отказ от применения к-л принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов.

3 вида гос. иммунитета.

1. Юрисдикционный. Наиболее распространённый. Иммунитет от привлечения в качестве ответчика в ин. суде. Иммунитет от привлечения в качестве третьего лица. Даже если гос-во предъявило иск, нельзя подать встречный иск. От обеспечительных мер. Нельзя принудительно исполнить решение против государства.

2. Иммунитет имущества государства. Пересекается с 1-ым (например, когда речь об обеспечительных мерах). Нельзя обратить взыскание на имущество гос-ва за рубежом, нельзя арестовывать. (собственность иностранного государства неприкосновенна, не может быть национализирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание. Без согласия государствасобственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территории иностранного государства;).

3. Иммунитет от применения ин. законодательства. Я сам буду регулировать отношения. Если и можно привлечь меня к ответственности, то по моему же законодательству.

А) Исторически применялось в большинстве юрисдикций концепция абсолютного иммунитета (первое признание в 1668 году) (до 20 века был везде), которая сейчас заменена концепцией ограниченного иммунитета. РФ до сих пор сейчас пытается апеллировать абсолютным иммунитетом. Это возможность привлечь гос-во только с прямого согласия гос-ва.

** Существующие проблемы, остающиеся без разрешения:

«Кто подпадает под иммунитет? Кто может ссылаться на иммунитет?»

По-разному. Где-то есть казна как отдельный субъект, где-то юр. лица публичного права. Надо смотреть на законодательство гос-ва, где тебя привлекают, а также на законодательства своего гос-ва. Смотри, что там на стыке. Сложнее вопрос – какие лица, действующие от имени гос-ва или наделённые гос. имуществом. Унитарные предприятия там всякие. По идее, надо было бы сказать, что можно считать их частью гос-вом, с другой стороны, это отдельный субъект. В отношении гос. компаний и гос. корпораций. Непонятно, могут ли они пользоваться иммунитетом. А юр. лица, АО с преобладающим участием гос-ва? Тут ещё больше сомнений. Они же вообще не гос. компании. ФЗ о гос. иммунитета нет, поэтому ответов на вопросы эти нет.

Ещё один открытый вопрос. А как от иммунитета отказаться? Кто от имени РФ может разрешить привлечь к ответственности РФ или разрешить применять в отношении РФ право др. гос-тв? Тоже ответа нет. Правительство может подписать договор от имени РФ, разрешая применить в отношении РФ нормы др. стран. В части процедуры отказа тоже непонятно. В США само появление в суде с целью отказаться от иммунитета – это уже отказ.

Б). концепция функционального или торгового иммунитета. Самим фактом вступления гос-ва в коммерческие отношения гос-во отказывается от иммунитета в части этих коммерческих отношений. Проект регламента института МП 1891 г. Впервые сформулировано, что чем больше гос-во участвует в торговых отношениях, тем чаще оно прячется от ответственности. (первое дело – СССР и Италия 1925г.). в середине 20 в. концепция функционального (не абсолютного) иммунитета зашагала по всему миру.

В 1972 году был европейская конвенция, которая говорила о том, что нельзя ссылаться на иммунитет в ряде отношений, когда действует в качестве коммерсанта. Но остаётся иммунитет от обеспечительных мер (как и почти везде).

В 1926 году появилась Брюссельская конвенция об унификации правил, относящихся к иммунитету государственных судов (кораблей) – суда, принадлежащие государству в мирное время не пользуются иммунитетом. Эта конвенция не нашла широкого распространения, только в 1936 г она вступила в силу – к ней присоединились только 13 государств.

Сейчас этот же вопрос решен в Конвенции по морскому праву 1982 г – военные корабли в любое время пользуются иммунитетом, все остальные суда вне зависимости от времени не пользуются иммунитетом. Здесь есть отхождение от функциональной доктрины ( когда государство вступает в частный оборот перестает пользоваться иммунитетом).

Общая теория функционального иммунитета.

1972 г - Европейская конвенция об иммунитетах государств, вступила в силу в 1976, но тоже особой популыярности не получила, участвуют только 8 стран, из них наиболее активных контрагентов – Великобритания, Германия, Кипр, Люксембургю. В этой конвенции есть перечень правоотношений, участвуя в которых государство не может заявлять об иммунитете:

  • Сделки с недвижимостью на территории другого государства

  • Сделки с интеллектуальной собственностью

  • Трудовые отношения

  • Отношения, в которых государство действовало в качестве коммерсанта ( функциональный иммунитет в полной мере)

Встает вопрос, на что ориентироваться при квадлификации деятельности государства как коммерческой – цель или природа сделки. Надо думать, что все таки предпочтительнее цель сделки. Смотрим на цель сделки. Понимаем, что цель может быть и коммерческая, и некоммерческая. Пытаемся понять, что пыталось гос-во добиться.

В). Из ряда вопросов, возникающих из функциональной концепции иммунитета, появилась концепция ограниченного иммунитета. Разница есть с функциональным иммунитетом, но небодльшая, часто эти понятия пишут в скобках. В некоторых конкретных видах деятельности государство добровольно отказывается от иммунитета. То есть происходит разъяснение этих конкретных видов деятельности (коммерческой).

В 1978 г Начали разрабатывать новую конвенцию, только в 2004 г закончили – Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности ( пока в силу она вступила). Основные положения:

  • Иммунитет государства – международный обычай

  • Общее правило – абсолютный иммунитет

  • Список исключений из абсолютного иммунитета: может само от него отказаться, государство само возбудило разбирательство или приняло в нем участие по существу (простая явка в процессе не является отказом от иммунитета), владение /пользование/ обладание недвижимостью на территории иностранного государства, участие в коммерческих организациях на территории иностранного государства, в котором есть и другие участники и акционеры; правоотношения в рамках интеллектуальной собственности; заключение коммерческих сделок ( с примерным перечнем) – то есть во внимание принимается прежде всего природа сделки, а не цель (это уже факультативно)

  • Любое государство пользуется абсолютным иммунитетом в отношении обеспечительных мер

В РФ в отношении иммунитета говорится следующее. Исторически в нашей стране держатся за концепцию абсолютного иммунитета. С другой стороны, во многих двусторонних договорах приводится точечный отказ от государственного иммунитета.

Ст. 127 ГК РФ предполагает принятие закона об иммунитете, но он так и не был принят.

Ст. 1204 ГК РФ говорит о иммунитете от применения иностранного права – в вопросах применимого права для правоотношений с участием российского государства в полной мере реализуются все нормы коллизионного права.

По юрисдикционному иммунитету у нас есть ст. 401 ГПК и 251 АПК (привлечение в качестве ответчика или третьего лица, применение обеспечительных мер или исполнение решения суда возможно только с согласия государства, когда оно выступает как носитель власти). ГПК использует концепцию абсолютного иммунитета, АПК – функционального.

Вопрос 16. Право собственности в МЧП. Lex rei sitae. Объем вещного статута. Значение момента наступления факта, с которым связывается возникновение, изменение и прекращение вещных прав. Специфика прав на товар в пути. Вопросы риска случайной гибели. Соотношение вещного и обязательственного статутов.

Одной из основных предпосылок международного частного права является признание правосубъектности иностранного элемента. Вторая предпосылка – признание права собственности, возникшее по иностранному закону. В вещных правах вопрос автономии воли не работает ( даже в обычном гражданском праве принцип автономии воли не работает – нельзя придумать вещное право, хотя можно придумать договор).

Господствующим коллизионным принципом в отношении вещного права признается закон местонахождения вещи (Lex rei sitae). Данный принцип происходит из теории статутов, в основе которой лежит территориальное разграничение законодательной компетенции регулировании вещно-правовых отношений. Территориальный принцип связан с признанием за иностранцами их прав в пределах территории того или иного государства. На основе указанной теории статутов был предложен метод, согласно которому для каждой категории гражданских правоотношений был сформулирован подходящий коллизионный принцип. Для вещно-правовых отношений был признан принцип Lex rei sitae. Изначально это регулирование относилось исключительно к недвижимости. В отношении движимых вещей до начала прошлого века существовало правило, что недвижимость регулировалась местом нахождения, а движимость – личному закону собственника. В итоге решили, что независимо от категории вещи, привязываем ее статус к ее местонахождению2. Сейчас этот концепт закреплен в ст. 1205 ГК нашей страны. С помощью закона места нахождения вещи решаются следующие группы вопросов:

    1. Вопросы касательно самой вещи: движимая / недвижимая, оборотоспособность вещи

    2. Вещные права: виды и содержание вещных прав (ст.1205); как эти права можно их осуществлять; как эти права защищать

    3. Динамика вещного права – ст. 1206 ГК (момент перехода права собственности – тоже привязка к местунахождения вещи, то есть в этом плане disregard договор, обеспечивающий переход право собственности. Есть некоторые исключения – 1210 ГК РФ – к моменту возникновения перехода права собственности по договору мы можем применять право, применимое к договору, к вопросу о переходе права собственности по этому договору, но так, чтобы это не затрагивало права третьих лиц. В таком же положении ряд интеллектуальных прав по объектам исключительной собственности. Примерно в таком же положении находятся права на акции. Возникает также вопрос об обременениях вещных прав . Тут нет четкого правила, есть множество толкований. Самая распространенная на практике позция – подчинять договоры праву страны нахождения вещи, споры решаются так же. В том случае, если применимое право не выбрано – выбирается право страны принципиального исполнителя по договору.

    4. Иные дополнительные вопросы. Здесь разбираются все вопросы, касающиеся недвижимости. Ст 1213 – любой договор в отношении недвижимости на территории РФ – применяется российское право. Ст. 1209. Вопросы наследования недвижимости – страна местонахождения недвижимости – ст. 1224 ( все остальное регулируется по праву страны последнего места жительства наследодателя перед смертью). Также вопросы в системе общего права – общее право распространяет вещный статут и на вопросы дееспособности лица на сделку с этой вещью. Также вещным статутом регулируются вопросы формы сделки и действительности сделки.

Если мы говорим, что статус вещи во многом зависит от места нахождения этой вещи (движимости). Как быть с предыдущими правовыми статусами вещи до ее перемещения? Ст. 1206 – Не могут игнорироваться юридические факты, возникшие на основании прежнего закона местонахождения вещи.

Возникновение права собственности по договору. Существует как минимум 2 системы перехода прав по договору: традиция (ст. 223 ГК РФ) и есть романская система (право собственности переходит с момента заключения договора о переходе права собственности). Если договор заключается во Франции для последующей передачи вещи в Германию. Право собственности переходит с момента заключения договора – т.к. вещный статут регулирует возникновение права собственности. Ст. 1206 ГК - Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.

+ Момент перехода права собственности важен для нас. По ст. 1206 ГК привязка к месту нахождения вещи, т.е. смотрим не на право, регулирующее договор, а на место нахождение вещи. Это одна из самых распространённых ошибок, учти. Момент перехода права собственности определяется по праву места нахождения вещи. Но есть исключения. Так, в ст. 1210 ГК установлено, что к моменту перехода права собственности по договору в порядке исключения можем применять право договора при определении момента перехода права собственности, ГЛАВНОЕ – чтобы это не затрагивало права третьих лиц. Например, если право собственности зависит от регистрации, то для третьих лиц это имеет значение, т.к. они из этого получают информацию. Третьи лица могут ориентироваться на реестр, а там недостоверная информация. См. ст. 1206 ГК – по месту нахождения вещи.

Риск случайной гибели или порчи. По общему правилу вопрос перехода права собственности связан с вопросом перехода риска часто ошибочно считается, что он переходит автоматически с правом собственности. Но в МЧП эта проблема отнесена к обязательственному статуту, поэтому в договоре с иностранным элементом эти моменты чаще всего будут разведены. Чтобы этого не допустить, надо прописывать в договоре, что только по получении права собственности по вещному статуту я стану носителем риска.

+ **Проблема здесь заключается в том, что законодательство различных стран по-разному определяет момент такого перехода. В правовых системах одних государств в данном случае используется принцип римского гражданского права, в соответствии с которым риск переходит с продавца на покупателя в момент заключения контракта, независимо от того, приобретает ли покупатель в этот момент право собственности на проданный товар (periculum est emptoris). Это правило, в частности, зафиксировано в законодательствах Швейцарии, Голландии, Японии, некоторых стран Латинской Америки. Нормативные правовые акты других стран мира, включая Россию, связывают момент перехода риска непосредственно с моментом перехода права собственности (res peril domino – риск несет собственник). Момент перехода права собственности и момент перехода риска являются различными гражданско-правовыми категориями. Первый имеет прямое отношение к вещным правам, второй – к обязательственным правоотношениям. Поэтому и коллизионные проблемы, возникающие в связи с этими категориями, будут разрешаться на основе различных коллизионных норм.

Товар в пути. Речь идет о ситуации, когда товар перепродается во время транспортировки. П. 2 ст. 1206 – можно опираться на право страны, откуда товар отправили, можно смотреть на право страны покупателя, продавца – вариантов куча. Но по общему правилу вещный статут определяется по стране отправки!! вещи.

+ Особые сложности в международной деловой практике вызывают случаи, когда предметом сделки выступает товар, находящийся в пути (res in transitu). В такой ситуации стороны, заключая договор в отношении вещи, перевозимой по морю, воздуху или по суше, могут и не знать с достаточной степенью точности, где в настоящее время эта вещь находится. В международном частном праве существуют несколько привязок, позволяющих продавцу и покупателю определить применимое право для урегулирования их взаимоотношений по переходу права собственности в подобных случаях: закон страны места назначения вещи, закон страны места отправления вещи, закон промежуточного пункта, закон флага транспортного средства и т. п.

Срок приобретательской давности - по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению. (местонахождения вещи)

!!В отношении вещного статута – существенная тенденция на его снижение под влиянием личного статута.

Из вещного статута ушло:

1. Вопрос возникновения и прекращения, если только негативно влияет на права третьих лиц. Вопросы эти позволяют подчинить обязательственному статуту.

2. Вопросы риска. В Гаагской конвенции по договору купли-продажи впервые это сделано 1964 г. Сейчас это общее правило. Переход риска регулируется правом договора, а не личного статута.

3. Вопросы формы сделки. У нас есть самостоятельный статут, не связанный с местонахождением вещи.

В Швейцарии установлена полная автономия воли при выборе вещного статута, т.к. сложно разбираться, что регулируется личным, что обязательственным, что вещным статутом. У нас – ст. 1209 ГК. В аспекте возникновения и прекращения прав.