Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
28
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
411.75 Кб
Скачать
  1. Понятие деликтных обязательств. Гражданское правонарушение (деликт). Материальный и моральный вред.

См. вопрос 54

  1. Злоупотребление субъективным правом как основание деликтного обязательства. Понятие деликта по праву Германии. Основы деликтной ответственности.

До вступления в силу Германского гражданского уложения (ГГУ) деликтное право Германии представляло собой пеструю картину. Продолжали действовать традиционные формы римских исков.

Создатели ГГУ долгое время склонялись к идее последовать образцу ФГК в вопросе о деликтах и включить в уложение общую оговорку, согласно которой ответственность налагалась бы за вред, причиненный в результате противоправных и виновных действий. Авторы первого проекта ГГУ исходили из того, что невозможно обеспечить достаточную защиту от противоправных действий, если обязанность возместить ущерб будет привязана к отдельным, конкретным типам деликтов, совокупность которых, вероятно не будет иметь исчерпывающего характера.

Но в процессе разработки ГГУ они нашли компромиссное решение, отказавшись от казуистики отдельных типов деликтов общегерманского права, но в то же время не отважились сделать решительный шаг навстречу общей оговорке.

Указывалось, что по мнению авторов ГГУ общая оговорка будет лишь скрывать имеющиеся трудность и переложит бремя их разрешения на судей. Существовали также опасения, что если немецкую судебную практику не держать в определенных рамках с помощью строго заданных законами критериев, то ей постоянно будут свойственны такие же негативные явления, которые наблюдаются во многих решениях французских судов.

В результате в ГГУ не нашлось места для общей оговорки о возмещении ущерба из правонарушений. Законодатель предпочел ей трехчленную деликтную конструкцию, закрепив ее законодательно в обоих абзацах § 823 ГГУ и § 826 ГГУ.

В абз.1 § 823 ГГУ предусматривается ответственность за вред, причиненный противоправными и виновными действиями, только тем защищаемым законам ценностям другого лица, которые перечислены в тексте данного параграфа, а именно: жизни, телу, здоровью, свободе, собственности или любому «другому» (прочему) принадлежащему ему праву.

Согласно § 823 необходимо, чтобы в результате противоправных и виновных действий был причинен вред одной из защищаемых законом ценностей, перечисленных в § 823. К ним в первую очередь относятся неприкосновенность личности и собственности потерпевшего. Причинение ущерба собственности имеет место не только в том случае, если испорчена или уничтожена чужая вещь, но и когда она взята у собственника без его согласия или же ему мешают ею распорядиться и ее использовать.

Кроме того, § 823 защищает интересы, пользующиеся статусом "прочего права". К ним относятся в первую очередь все интересы, которые правопорядок защищает "против всех", особенно вещные права, патентные права, право на имя и т.д. Однако имущество как таковое не является прочим правом в смысле § 823. Возмещения вреда, причиненного имуществу, можно однако потребовать если следствием этого вреда станет дальнейшее нарушение перечисленных в этой норме защищаемых законом благ. Например, если лицо получило телесные повреждения в результате ДТП и при этом одновременно пострадал его автомобиль, оно может потребовать возмещения совокупного имущественного вреда, который имел место как следствие повреждения имущества. Если же в результате виновных действий другого лица потерпевшему будут нанесены чисто экономические убытки, которые не повлекут за собой вреда его личности, собственности или же одному из принадлежащих ему "прочих прав" он не сможет предъявить иск на основании указанного параграфа.

В случае виновного и противоправного посягательства на защищаемые законом ценности, перечисленные в § 823 потерпевшему компенсируется весь причиненный вследствие этого ущерб. Единственным ограничением размера подлежащего возмещению ущерба призвано служить наличие юридически значимой причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом. В этой связи в Германии говорят об адекватных причинно - следственных связях.

Вторым элементом конструкции, регулирующей общую деликтную ответственность является абз.2 §823, в соответствии с которым ответственность возникает только при виновном нарушении закона, целью которого является защита другого лица.

Третьим элементом конструкции общей деликтной ответственности по ГГУ выступает § 826. Согласно этому параграфу лицо, умышленно причинившее вред другому лицу способом, противным добрым нравам, обязано возместить последнему этот вред.

Суды используют эту норму для возмещения вреда в целом ряде случаев, когда поведение одной из сторон, причиняющей своими действиями вред другой, столь агрессивно и недостойно, что это выходит за рамки приличия, которые считаются общепринятыми в данной общественной группе. Причем здесь не обязательно, чтобы ответчик действительно намеревался причинить вред. Достаточно, чтобы он осознавал возможность причинения вреда и одобрял ее своими действиями.

В течение нескольких лет после вступления в силу ГГУ стали очевидны явные пробелы в трехчленной конструкции деликтной ответственности. Эти пробелы проявились, прежде всего, при защите нарушенных прав личности (право на имя, на изобретение). Поэтому в 1954 году Верховный суд Германии принял решение, признающее всю совокупность прав личности как «прочее право» в смысле § 823 ГГУ.

Другой проблемой деликтной ответственности являлась недостаточная защита от чисто экономических убытков, причиняемых по неосторожности. Впоследствии Верховному суд также пришлось признавать экономические убытки "неким" прочим правом (так называемое "право на основание и ведение коммерческого предприятия").

В число конкретных деликтных составов, предусматриваемых в ГГУ, входят, в частности: распространение сведений, ставящих под угрозу кредитоспособность (§ 824, Kreditgefahdung), принуждение к внебрачной половой связи (§ 825, Bestimmung zur Bejwohnung), совместное совершение недозволенных действий (§ 830, Mittater und Beteiligte). Деликтная ответственность предусмотрена в ГГУ за вред, совершенный недееспособными лицами, - она возлагается на тех, кто обязан осуществлять надзор за ними (§ 832, Haftung des Aufsichtspflichtigen). Владельцы животного, которое причинило вред телесной неприкосновенности человека либо принадлежащему ему имуществу, обязываются к его возмещению (§ 833, Haftung des Tierhalters).

Таким образом, Германское Гражданское уложение хотя и содержит в § 823 достаточное общее определение недозволенного действия (unerlaubte Handlungen), предпочитает тем не менее оперировать целым рядом специальных деликтных составов. Такую модель построения деликтных обязательств в теории называют смешанной системой.