Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
14
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
411.75 Кб
Скачать

§ 6. Некоторые обобщения по итогам компаративного анализа

- cм сам

  1. Договоры в пользу третьих лиц; значение doctrine of privity в системе общего права.

Стороны могут заключить договор в пользу третьего лица, включив в договор специальное условие, что исполнение может быть потребовано и принято третьим лицом. Правом стран континентальной Европы признается данный вид договора (статья 1121 ФГК, параграф 328 ГГУ, статья 253 ГКН).

Право Англии исходит из того, что договор в пользу третьего лица не имеет правового основания в силу доктрины «договорной связи» (privity of contract), согласно которой договор может служить источником взаимных прав и обязанностей только для его участников. Это взгляд на договор как на жесткую двустороннюю взаимную правовую связь – vinculum iuris. Английское право основывается на принципе, согласно которому только участник договора может предъявлять иск из договора.

Вместе с тем данная доктрина противоречит принципу, лежащему в основе правопорядка: уважать волю участников договора. Если стороны пришли к взаимному соглашению предоставить право требования из договора третьему лицу, даже если он не участвовал в его заключении, то такое согласие заслуживает правового признания. Правда, оно должно отвечать общим условиям, при которых достигнутое участниками договора согласие сторон по этому вопросу считается действительным. Оно не должно противоречить закону или добрым нравам. Также не должно быть достигнуто вследствие обмана или угрозы. Если эти условия соблюдены, то воля сторон должна быть принята во внимание и право третьего лица на иск от своего имени о выполнении договорных обязательств должно быть признано.

В свою очередь право США признает договоры в пользу третьих лиц.

  1. Принципы европейского договорного права о содержании договора. Прямо выраженные и подразумеваемые условия в договорном праве стран общего права.

Принципы европейского договорного права (Principles of European Contract Law, далее - "Принципы")делят условия, которые может содержать договор, на явно выраженные и подразумеваемые.

Явно выраженными условиями, которые составляют содержание договора и являются основанием возникновения обязательств сторон, помимо содержащихся в тексте договора, являются также устные заявления сторон до и во время заключения договора, в случае если: (а) они являются существенными для другой стороны, (б) они были сделаны какой-либо стороной в процессе осуществления хозяйственной деятельности, (в) стороны обладали специальными сведениями касательно данных условий.

Кроме того, Принципы устанавливают специальные правила для договоров профессиональных поставщиков с потребителями. Так, все заявления относительно качества и характеристик товара, сделанные поставщиком, в том числе в маркетинговых целях, так же считаются условиями договора и поставщик несет ответственность за достоверность сделанных заявлений, если не будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать о том, что данные заявления не соответствуют действительности.

Подразумеваемые условия, которые проистекают из: (а) намерения сторон, (б) природы и цели договора и (в) добросовестности и честной деловой практики. Данные положения, совместно со ст.ст. 6:104 - 6:108 направлены на восстановление пробелов в договоре. Так, например, в случае, когда текст договора не позволяет установить содержание договора полностью, должны быть учтены так называемые "подразумеваемые" условия. Принципы указывают лишь на три источника таких условий, однако в соответствии с Комментарием С, статья 6:102 лишь содержит указание на то, какие источники могут быть использованы при применении подразумеваемых условий. В связи с этим в литературе существует дискуссия относительно того, могут ли является ли данный перечень исчерпывающим.

В соответствии с Комментарием С при выявлении намерений сторон, суд должен учитывать, какое бы условие было согласовано участниками гражданского оборота, действующими добросовестно и в соответствии с честной деловой практикой. Природа и цель договора должны указывать на наилучшие условия, применяемые для определенного вида договора. Третий источник выявления подразумеваемых условий, добросовестность и честная деловая практики, также встречается по всему тексту Принципов, является общим принципом толкования как Принципов, так и самих договоров. В соответствии с комментариями к ст. 6:102 суд должен поддерживать баланс интересов сторон. Так, если условия договора являются слишком неблагоприятными и рискованными для какой-либо из сторон, то суд должен включить в договор положение, защищающее такую сторону, в случае, если такого положения в тексте договора нет.

Комментарии к ст. 6:102 Принципов также содержат указание на то, что обязательства, установленные договором могут быть направлены на достижение определенного результата или на приложение разумных усилий для достижения такого результата. При этом тип обязательства не зависит от того, какой тип договора заключен, а должен быть определен с учетом условий и существа заключенного договора, в том числе (а) степени риска при достижении результата, (б) возможности другой стороны (кредитора) воздействовать на исполнение обязательства, (в) цены договора и иных условий,

Механизм применения подразумеваемых условий должен вступать в действие, когда какие-либо условия невозможно вывести путем толкования договора или применения иных специальных положений Принципов. Так, к примеру, в случае, если в договоре не указана цена, подлежит применению специальная статья 6:104 (Определение цены). Так же в соответствии с Комментарием С при выявлении подразумеваемых условий судам следует ориентироваться на условия, обычно содержащиеся в договорах определенного типа, на тексты международных конвенций, регулирующих какие-либо типы договоров.