Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Добросовестность как гражданско-правовая категория - Вороной.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
116.22 Кб
Скачать

Добросовестность как гражданско-правовая категория

Добрая совесть предоставляет владельцу

столько же, сколько истина,

поскольку закон тому не препятствует.*(1)

Предмет исследования

Добросовестность с точки зрения принципов гражданского права

Добросовестность с точки зрения гражданско-правовых презумпций

Определение содержания термина «добросовестность»

Суть и понимание добросовестности в современном гражданском праве России

Предмет исследования

Предметом настоящего исследования избрана категория добросовестности в гражданском праве нашей страны как одна из интереснейших, но, к сожалению, недостаточно изученных в современной цивилистике. Вопрос о правовой сути добросовестности до сих пор остается спорным.

Наша цель - проанализировать возможность рассмотрения добросовестности как научной категории с позиции принципов гражданского права, а также конкретизировать ее содержание.

Добросовестность с точки зрения принципов гражданского права.

Прежде чем приступить к решению поставленных задач, определим, что представляет собой принцип права. Изучение правовой литературы приводит к выводу о том, что природу правового принципа различные ученые представляют неодинаково. «Неясность и известная трудность самого понятия правового принципа, - указывал В.П. Грибанов, - привели к тому, что в ряду принципов той или иной отрасли права нередко указывались разнопорядковые категории»*(2).

Терминология. Буквальный перевод с латыни слова «principium» означает «начало», «первоначало». Как же понимают этот термин цивилисты?

С.Н. Братусь дал следующее определение принципа права: «Принцип - это ведущее начало, закон данного движения материи или общества, а также явлений, включенных в ту или иную форму движения. Из этого следует, что принцип - движущая сила или закон, относящийся именно к данной группе однородных социальных явлений»*(3).

Некоторые исследователи считают принципом так называемую «руководящую идею в праве». Уместно вспомнить, что при невозможности восполнить пробел в праве посредством аналогии закона действующее гражданское законодательство исходит из «общих начал и смысла» (п.2 ст.6 ГК РФ), т.е. действительно рекомендует руководствоваться некоей общей идеей в праве.

Существует точка зрения, согласно которой правовой принцип - это норма права, содержащая наиболее общее положение. Профессор М.А. Гурвич писал: «По своей юридической сущности основные принципы представляют собой нормы права, но лишь с более общим и принципиальным содержанием»*(4).

Крупнейший российский цивилист профессор Московского университета В.П. Грибанов категорически возражал против такого отождествления правовых принципов с нормами права, так как считал, что это ведет к отрицанию принципов как таковых. По мнению ученого, разница между правовыми принципами и нормами права прежде всего заключается в том, что правовые принципы отражают сущность и социальную природу права вообще и, в отличие от норм права, не зависят от конкретной отрасли. Регулирующая же функция правового принципа заключается, в отличие от аналогичной функции нормы права, не только в определении поведения участников правоотношений, но и в определении основного содержания, характера толкования и применения норм данной системы, отрасли или института права.

Наконец, ряд исследователей утверждает, что понятие правового принципа следует толковать как юридическое выражение закономерностей общественного развития.

С точки зрения В.П. Грибанова, «правовые принципы - это руководящие положения... права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение»*(5).

Таким образом, правовой принцип*(6) в полной мере отражает в праве объективно существующие в реальном мире направления развития общества. Следовательно, с этих позиций, правовой принцип - объективно существующая категория. В то же время, будучи закрепленным в правовой норме, он не только приобретает общеобязательность, но и свидетельствует о наличии в обществе именно данного направления развития. Профессор Н.Г. Александров, чтобы уяснить содержание принципа права и дать его определение, предлагал выявлять принцип, исходя из анализа наиболее существенных общих черт норм права, причем объяснять значение выявленного принципа, «отталкиваясь от объективных закономерностей развития общества»*(7).

«Следовательно, - указывал В.П. Грибанов, - при раскрытии содержания определенного принципа необходимо показать те общественные отношения и закономерности, которые лежат в его основе. Однако при выяснении содержания правовых принципов едва ли правильным было бы полное игнорирование правовых норм, так как, с одной стороны, право само есть выражение этих отношений и закономерностей, а с другой стороны, существо правовых принципов находит свое выражение в нормах права»*(8).

Принцип добросовестности. Ранее принцип добросовестности некоторые ученые считали самостоятельным (следовательно, наличие данного принципа исследователями не ставилось под сомнение). Например, работа И.Б. Новицкого названа «Принцип доброй совести в проекте обязательственного права»*(9).

Но эту точку зрения разделяли не все авторы. Так, применительно к социалистическому периоду развития нашего государства Ю.Х. Калмыков выделял пять отраслевых принципов гражданского права: принцип всемерной охраны и укрепления социалистической собственности; принцип подлинного равноправия советских граждан; принцип содействия в обеспечении материальных и духовных потребностей граждан, всемерной охраны их имущественных и личных интересов; принцип товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, и наконец, пятый принцип - осуществления гражданских прав в соответствии с их назначением. По мнению ученого, принцип добросовестности при такой классификации поглощается принципом товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, тем более что название последнего является более емким*(10).

Тем не менее, в законе был закреплен именно принцип добросовестности, и именно как гражданско-правовой принцип, о чем свидетельствует, прежде всего, ст.1 ГК РСФСР 1922 г., а затем и ст.5 Основ гражданского законодательства и ст.5 ГК РСФСР 1964 г. Конституция СССР 1977 г. в ч.2 ст.39 закрепила право, в соответствии с которым «использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан», что также можно соотнести с категорией добросовестности.

Среди сторонников выделения принципа добросовестности как одного из основополагающих принципов гражданского права можно назвать С.Н. Братуся и В.П. Грибанова, причем последний рассматривал в качестве самостоятельного также принцип товарищеского сотрудничества.

Правовой принцип, как было показано, - категория объективная, значит, чтобы определить, существует ли принцип добросовестности в гражданском праве, следует и добросовестность рассматривать с объективной точки зрения.

Сразу же оговоримся: речь может идти не о правовом принципе вообще, а о принципе осуществления прав и исполнения обязанностей, т.е. о закрепленных в праве (и поэтому имеющих общеобязательный характер) основных началах, руководящих идеях, определяющих объективно существующие в обществе требования, предъявляемые к субъектам отношений в рамках избранного направления развития*(11). Данная точка зрения находит подтверждение в законодательстве. В частности, в п.2 ст.6 ГК РФ установлено, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются не только исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (т.е. аналогии права), но и исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости. Таким образом, необходимо признать, что, по мнению законодателя, требование добросовестности объективно существует.

Анализ нормы п.3 ст.10 ГК РФ приводит к выводу о том, что в ней законодательно закреплен принцип добросовестности*(12): здесь установлено, что в случаях, когда защита гражданских прав ставится в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Приведенное положение означает, что разумность и добросовестность - объективное выражение закономерностей развития, результат, достигнутый в обществе.

Сказанное подтверждает наличие в современном отечественном гражданском праве самостоятельного принципа добросовестности, поэтому следует согласиться с мнением тех ученых, которые придерживаются данной точки зрения*(13).