Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Глава 20 гк предусматривает два традиционных вещно-правовых способа защиты - виндикационный и негаторный иски. Общая характе-

1 Гамбаров Ю.С. Указ. раб. С. 7.

2 Цитович П.П. Русское гражданское право. Общая часть. Киев, 1889. С. 58.

68

ристика этих исков заключается в их абсолютном действии — направ­ленности против всякого лица, незаконно владеющего вещью или иным образом нарушающего права собственника или иного титульного вла­дельца. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что это абсолютное дей­ствие вещного иска является лишь общим правилом, из которого суще­ствуют исключения, когда управомоченное лицо, несмотря на свое вещное право не имеет защиты против третьих лиц (например, ГК в ст. 302 устанавливает ряд таких ограничений в отношении добросовест­ного приобретателя).

Статья 305 ГК особо указывает, что права, предоставленные ст. 301-304 собственнику имущества, принадлежат также лицу, не яв­ляющемуся собственником имущества, но владеющему им на основа­нии иного вещного права или по иным основаниям, предусмотренным законом или договором. Причем такое лицо имеет право на защиту сво­его владения даже и против собственника имущества.

Оба специальных способа защиты вещных прав могут быть при­менены лишь в отношении существующего в натуре в момент возник­новения спора индивидуально-определенного имущества. В частности, говоря о виндикации, Ю.С. Гамбаров указывал, что она «возможна только тогда, когда предмет владения определен твердыми и точными признаками. Такого определения не допускают вещи заменимые»1.

«В зависимости от того, наблюдается ли в конкретном случае пол­ное отрицание права собственности данного лица, или же только собст­венник стесняется в осуществлении своего права в одном из основных его элементов, цель иска, предъявляемого в защиту нарушенного права, будет заключаться либо в признании права собственности и в восста­новлении фактического положения, соответствующего юридическому титулу, либо в устранении постороннего воздействия на имущество», -отмечал при характеристике виндикационного и негаторного исков A.M. Гуляев2.

Виндикационный иск (ст. 301-303 ГК) предоставляет законному (титульному) владельцу имущества наравне с собственником право ис­требовать имущество, предоставленное ему во владение, из чужого не­законного владения. Таким иском могут защищаться вещные права, со-

1 Гамбаров Ю.С. Указ. раб. С. 317.

2 Гуляев A.M. Указ. раб. С. 166-167.

69

единенные с владением определенным имуществом (поэтому сервитуты таким образом защищаемы быть не могут). Еще в дореволюционной доктрине существовало понятие о виндикационном иске как об иске, направленном «невладеющим собственником против владеющего не­собственника на выдачу удерживаемой последним вещи ... со всем тем, что составляет, в связи с вещью, добавочный интерес истца»1.

Для предъявления виндикационного иска необходимо наличие од­новременно нескольких условий: титульный владелец должен быть ли­шен фактического господства над вещью; вещь на момент предъявления иска должна существовать в натуре и находиться в фактическом владе­нии иного лица; вещь должна быть индивидуализирована, и между сто­ронами не должно существовать договорных отношений.

Субъектом права в данном случае является законный владелец имущества, субъектом обязанности - незаконный владелец, в фактиче­ском владении которого к моменту спора находится вещь.

Объектом виндикации является существующая в натуре индивиду­ально-определенная вещь. В подтверждение этого положения можно сослаться и на судебную практику. Так, в решении по одному делу ар­битражный суд указал, что объектом виндикации может являться толь­ко имущество, сохранившееся в натуре и находящееся в незаконном владении у ответчика, на основании чего суд отказал в удовлетворении требования истца об истребовании имущества последнего из незаконно­го владения ответчика, у которого на момент рассмотрения дела имуще­ство не сохранилось в натуре, предложив собственнику имущества предъявить иск о возмещении убытков2.

Содержанием виндикационного иска является утверждение вещ­ного права истца на вещь и требование о ее возврате.

1 Гамбаров Ю.С. Указ. раб. С. 298. Причем Ю.С. Гамбаров отмечал, что вещ­ные иски содержат в себе наряду с вещными и обязательственные элементы: «...в позднейшем римском и во всех современных правах иски о собственности и других вещных правах утратили свой исключительно вещный характер и ста­ли заключать в себе не только требование вещи, но и убытков, предоставляя в том же процессе и ответчику искать вознаграждения за свои издержки» (там же. С. 11). В этом он видел еще одно подтверждение сопредельности вещного и обязательственного права.

Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственно­сти и других вещных прав // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 7. С. 99-100.

70

От того, является ли незаконный владелец вещи добросовестным (когда он не знает и не должен знать о незаконности своего владения) или недобросовестным (когда владелец знает или должен знать об этом), зависит сама возможность виндикации вещи.

У недобросовестного приобретателя имущество может быть ис­требовано во всех случаях. Напротив, п. 3 ст. 302 ГК запрещает истре­бовать у добросовестного приобретателя деньги и ценные бумаги на предъявителя.

У добросовестного приобретателя может быть истребовано иму­щество, которое было получено им безвозмездно (п. 2 ст. 302 ГК), а также имущество, которое выбыло из владения собственника или иного титульного владельца помимо их воли (например, когда имущество бы­ло утеряно, похищено и т.п.). Имущество, выбывшее из владения собст­венника по его воле, у добросовестного приобретателя истребовано быть не может.

В зависимости от того, является ли владелец добросовестным или недобросовестным, различаются и правила расчетов при возврате иму­щества из незаконного владения. Согласно ст. 303 ГК помимо возврата имущества законный владелец может также потребовать от недобросо­вестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь за все время владения; а от добросове­стного владельца - только тех доходов, которые последний извлек или должен был извлечь из имущества со времени, когда он узнал (должен был узнать) о неправомерности своего владения.

Как добросовестный, так и недобросовестный владельцы имеют право требовать от собственника возмещения произведенных ими необ­ходимых затрат на имущество с того времени, когда собственнику при­читаются доходы от имущества. Кроме того, закон предоставляет доб­росовестному владельцу право оставить за собой произведенные в имуществе улучшения (если их возможно отделить), либо требовать от собственника возмещения произведенных на улучшение затрат.

На основании негаторного иска (ст. 304 ГК) обладатель ограни­ченного вещного права наравне с собственником, а также лицо, вла­деющее имуществом на основании закона или договора, могут требо­вать устранения всяких нарушений их права, которые могут и не быть соединены с лишением их владения. Истцом в данном случае является титульный владелец, который хотя фактически и владеет имуществом, однако испытывает определенные препятствия в осуществлении поль-

71

зования им. Ответчиком по такому иску будет лицо, незаконно нару­шающее правомочия владельца в отношении имущества. Содержанием иска является требование об устранении препятствий в осуществлении прав титульного владельца, не связанных с лишением владения.

Поскольку правонарушение, не связанное с лишением владения, является длящимся, постольку негаторный иск не подвержен действию срока исковой давности и истец может предъявить свое требование в любое время, пока продолжается такое нарушение.

В качестве общего вывода следует отметить следующее. Закрепление ГК категории ограниченных вещных прав было вызвано потребностями современной хозяйственной жизни, как объективными, так и субъективны­ми. В современном обществе конструкция ограниченных вещных прав имеет весьма широкое применение, поскольку предоставляет возможность найти разумный компромисс между порой совершенно противоположны­ми интересами отдельных лиц. Представляется, что значение ограничен­ных вещных прав год от года будет только возрастать и они активно будут использоваться в повседневной жизни.