Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Хужокова И.М. Доктрина добрых нравов и публичного порядка в .doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
577.02 Кб
Скачать

Доктрина добрых нравов и публичного порядка в договорном праве: сравнительное исследование

Светлой памяти моей бабушки,

адвоката Валерии Рашидовны Фрейман

Предисловие

Категории "добрые нравы" и "публичный порядок" в частном праве всегда расцениваются как нечто особенное ввиду краеугольности этих понятий: они находятся на стыке частного и публичного права и могут рассматриваться как проявления конституционализации частного права. Вопросы, связанные с этим процессом, только начинают становиться объектами исследований отечественных ученых.

Предваряя наше исследование, отметим, что при написании данной работы мы ставили перед собой чисто практическую цель: дать исторический обзор развития доктрины добрых нравов и публичного порядка в сравнительно-правовой перспективе, чтобы обозначить примерный вектор развития отечественной судебной практики. Мы сознательно старались избегать рассмотрения вопросов природы сделок, противоречащих добрым нравам и публичному порядку, а также отступлений, касающихся других категорий недействительных сделок и последствий такой недействительности. Внимательный читатель без труда восполнит этот пробел с помощью даже скромной юридической библиотеки. Наша цель была иной: показать разнообразие категорий сделок, обычно относящихся к числу недействительных по основаниям противоречия нравственности или публичному порядку.

Выбор темы данной работы обусловлен в первую очередь интересами юридической практики, насущно необходимой в свете Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г., а также фрагментарностью, противоречивостью и нестабильностью отечественной судебной практики в области такого важного основания признания сделки недействительной, как противоречие ее общественной нравственности (bonos mores) или публичному порядку (public policy). В российском гражданском праве применяется синонимичное понятие "основы правопорядка и нравственности". Толкование положений ст. 169 Гражданского кодекса РФ до настоящего времени вызывает серьезные трудности у отечественных судов, в то время как во многих зарубежных государствах практика, основанная на признании недействительными сделок, противных общественной нравственности или публичному порядку, сложилась и развивается в течение нескольких сотен лет. Положения ст. 169 ГК РФ выступают социально значимыми, подобная норма является традиционной для частного права. Кроме того, последствия, предусмотренные ст. 169 ГК РФ, для сделок, противных общественной нравственности и публичному порядку, весьма серьезны, что предполагает необходимость четкого и однозначного понимания норм данной статьи.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выработки единой концепции добрых нравов и публичного порядка в российской судебной практике. При этом должен быть учтен опыт развития представлений о добрых нравах и публичном порядке в зарубежных странах. Несмотря на то что представление об антисоциальных сделках в Европе является, безусловно, наследием римского права и в целом практику западных стран, даже относящихся к различным правовым системам - англосаксонской и романо-германской, можно назвать очень близкой по содержанию в части понимания развития понятий добрых нравов и публичного порядка, в ряде случаев даже законодательство стран с подобными правовыми традициями нередко демонстрирует весьма различный подход, во-первых, к категории "публичный порядок" и возможности на основании противоречия публичному порядку признавать сделку недействительной (Германия) и, во-вторых, к последствиям признания сделки противной общественной нравственности и публичному порядку (они различны, например, во Франции, в России, Германии и США).

В связи с этим возникает необходимость изучения практики данных стран, выводов, к которым пришли ученые-юристы, доводов, приведенных в пользу той или иной модели оспаривания антисоциальных сделок. На основе проведенного анализа возможны ответы на вопросы о том, является ли избранная Россией модель правового регулирования антисоциальных сделок лучшей и каковы основные направления развития судебной практики в этой области.

В результате предпринимаемых попыток реформирования российского гражданского законодательства, а именно принятия Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, предложено принципиально новое законодательное решение ст. 169 ГК РФ в части правового регулирования санкций, возникающих в случае противоречия сделки основам нравственности и правопорядка. Неудивительно, что это новое законодательное решение оказывается "хорошо забытым старым". В случае если предлагаемые Концепцией изменения будут внесены в текст ст. 169 ГК РФ, возможны серьезные качественные преобразования отечественной судебной практики, в первую очередь можно прогнозировать, что судьи будут более охотно применять нормы названной статьи, а число исков, предъявляемых по основаниям этой статьи, существенно возрастет.

Избранная нами тематика весьма актуальна также в контексте изучения проблем унификации частного права в рамках Европейского Союза. Позиция немецких судов по данному вопросу является принципиально отличной от французской, и возможность создания общей модели антисоциальных сделок для таких стран, как Франция, Великобритания и Германия, вызывает обоснованные сомнения.

Значительное внимание в работе уделено нормам зарубежных правопорядков, ныне утративших силу. Изучение указанного вопроса во многом позволяет понять логику развития интересующих нас институтов.

Новизна нашего исследования определяется тем, что в сравнительно-правовом аспекте изучены законодательство и судебная практика таких стран, как Великобритания, США, Франция, Нидерланды, Германия, Мальта, Россия и ряд других постсоциалистических стран. На основе анализа законодательных и судебных актов названных государств выявлены основные модели правового регулирования антисоциальных сделок и подходы законодателя к правовым последствиям таких сделок. До настоящего времени заявленная тематика в сравнительно-правовом аспекте в монографиях специально в России не исследовалась.

На основе анализа основных правовых подходов национальных судов и толкования национального законодательства относительно норм о добрых нравах и публичном порядке в нашей работе делается вывод о том, что российское законодательство и основанная на нем судебная практика в этой области в целом (при менее развитой по сравнению с французской судебной практике в России) следуют французской модели.

В то же время толкование данных категорий судами Российской Федерации несколько отлично от подходов французских судей. В качестве основных моделей подхода к антисоциальным сделкам мы выделяем английскую, французскую и немецкую модели. В ряде стран возникли гибридные разновидности этих моделей (Мальта). Несколько особняком стоят США и др. Специфика правового регулирования добрых нравов и публичного порядка в Соединенных Штатах обусловлена, во-первых, принадлежностью к англосаксонской правовой системе и, во-вторых, федеративным устройством данного государства.

В нашей работе делается вывод о том, что причиной неразработанности доктринальных категорий добрых нравов и публичного порядка в России и странах бывшего СССР служит длительный период доминирования государственной экономики, при которой сделки, осуществляемые от имени и в интересах государства в условиях социалистической экономики, не могли находиться в противоречии с общественной нравственностью и публичным порядком. Для отдельных постсоциалистических стран характерен отказ от таких оснований ничтожности сделки, как ее противоречие основам нравственности и публичному порядку.

В качестве источников исследования выступают законодательство России и зарубежных стран (Германии, Франции, Нидерландов, Мальты, Великобритании, США и др.), судебная практика об оспаривании сделок по основанию противоречия bonos mores и public policy, специальная научная и учебная литература по данному вопросу, изданная в России и зарубежных странах. Источники, содержащие положения о доктрине добрых нравов и публичного порядка в разных странах, изучены нами неравномерно в силу ряда объективных причин. В качестве таковых источников выступают судебная практика, научная доктрина и законодательство. В то же время в разных странах роль этих источников неравнозначна. Так, если в Великобритании закон играет незначительную роль в правовом регулировании добрых нравов и публичного порядка и лишь изредка прямо воздействует на судебную практику названной страны (поэтому наше исследование правовых подходов к данной доктрине в Великобритании строится главным образом на материалах судебной практики), то в США законодательное регулирование публичного порядка играет весьма значительную роль, причем эта роль в последнее время заметно возросла, в частности были приняты кодексы штатов, регулирующие данные правоотношения.

Нормативным правовым актам, содержащим нормы о публичном порядке, нами отведено особое внимание, в первую очередь в части изучения доктрины стран романо-германской правовой системы. Проанализированы такие нормативные акты, как Гражданский кодекс Франции, Германское гражданское уложение, Гражданский кодекс Мальты, акты гражданского законодательства стран бывшего СССР, а также ряд специальных законов и основанных на них судебных решений.

Нами выделяются работы таких известных отечественных ученых-правоведов, исследовавших данную тематику, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, И.Б. Новицкий, К.И. Скловский, С.В. Соловьева.

Среди зарубежных авторов можно отметить работы таких авторов, как Ф. Барьер, Р. Давид, Ф. Дидье, Ф. Дюпишо, К. Жоффре-Спинози, Р. Зиммерман, X. Кетц, Л. Коффман, Е. Макдональд, Б. Николас, К. Цвайгерт, Я. Шапп.

В первой главе определяется понятие юридической доктрины, рассматриваются условия ее применения. Во второй главе исследуются законодательные подходы к правовому регулированию антисоциальных сделок в западных странах, выявляются основные правовые модели их регулирования, анализируются история трансформации римской нормы об антисоциальных сделках в Европе, ее развитие в разных странах, причины заимствования того или иного опыта, трудности унификации частного права стран Европейского Союза в этой части. На основе немецкой правовой доктрины разграничиваются теории противоречия публичному порядку, используемые в договорном праве (как основание оспаривания сделки), международном частном праве (как основание для отказа в исполнении судебного решения суда иностранного государства) и полицейском праве. Анализируются законодательство, судебная практика и литература по данному вопросу в постсоциалистических странах, в первую очередь в России и странах бывшего СССР, выявляются особенности правового регулирования и проблемы судебной практики по данному вопросу, характерные для постсоциалистических стран, тенденции развития концепции общественной нравственности и публичного порядка как оснований для оспаривания сделок. В заключении делаются выводы и основные предложения по существу развития отечественной доктрины в данной области.

В настоящей работе мы не ставили перед собой в качестве цели решение тех или иных строго теоретических проблем, нашей целью является рассмотрение антисоциальных сделок в современном праве, а также тенденций развития института антисоциальных сделок в отечественном праве, с тем чтобы оптимизировать судебную практику.

Автор признательна коллегам - адвокатам и юристам Московской городской коллегии адвокатов "Делькредере" и сотрудникам отдела гражданского законодательства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, а также кандидату юридических наук Светлане Вадимовне Соловьевой за ценные дополнения и замечания, высказанные в ходе работы над рукописью, и кандидату юридических наук Андрею Владимировичу Егорову за критику текста о Великобритании.