Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
237.55 Кб
Скачать

Принципы

б) Принципы международного права

72. Понятия "основные правила", "принципы" или "основные принципы международного права" обозначают контуры сути правовых положений о международных отношениях <155>. В силу своего материального значения этот перечень отличается от технических детальных правил указанного правопорядка. Любое звено международного права Альфред Фердросс связывает с понятием конституции международно-правового сообщества <156>. Основные правила международного права закреплены в Уставе ООН и стали обязательными для всех. Кроме того, они нашли свое воплощение, прежде всего в части традиционного права на сосуществование, в Декларации о принципах международного права,касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Всего насчитывается семь основных правил. Они способствуют разъяснению сущности и действия международного права. В отдельных разделах нашей книги принципы будут рассматриваться в соответствующем контексте. Поэтому здесь можно ограничиться кратким изложением. Названные правила одновременно очерчивают важные предметы конституционализации международного права <157>, международного права как объективного, то есть не взаимного правопорядка (это утверждение вызывает споры), базирующегося на универсальных материальных ценностях.

73. Первое основное правило ориентируется на суверенитет государств. (Частичное) добровольное подчинение государства "дирижистской" власти, например, международной организации (с целью получения выгодных кредитов), в настоящее время относится к естественным элементам существования многих государств. Для внешнего суверенитета государства это не представляет серьезной проблемы, пока подчинение остается добровольным и международная организация <158> не обладает властью, автономно посягающей на внутригосударственные интересы. Постоянная Палата международного правосудия в 1923 году установила по делу "Wimbledon" <159>, что заключение договоров, ограничивающих свободу действий, является прямым выражением суверенного права на принятие решения <160>. Из взаимного соблюдения суверенитета (принцип взаимности) проистекает право на неприкосновенность (иммунитет) от посягательств со стороны власти другого; в любом случае это касается суверенных актов (acta iure imperii).

-------------------------------- <158> См.: Weigelt. Die des Internationalen in ihrem

und zu den Menschenrechten, 1999, 93ff, 143ff, 156ff. Если предоставление средств фонда ставится в зависимость от "хорошего правления" государства-должника, то речь идет, видимо, о внутреннем, а не о внешнем суверенитете (см.: Раздел 6. Дольцер. Абзац 37 и

след.). <159> Порядок, созданный Версальским договором 1919 г., был приоритетным по отношению к

нормам общего международного права и в отношении прав, вытекающих из норм общего международного права, которые имели бы субъекты международного права, не являющиеся сторонами договора. Тезис Германии о том, что Договор не может лишить государство статуса равного члена международно-правового сообщества, не получил поддержки, и впоследствии он также не был поддержан в контексте дебатов по разоружению. См.: PCIJ, Series A, N 1, 6.

<160> См. ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров: "Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры". См. также абз. 50 наст. разд.

74. Второй основной принцип международного права - принцип равенства государств - является отражением первого принципа <161>. Это основное правило отличается формальной природой, то есть действует независимо от "обстоятельств". Из принципа равенства в целом не проистекают права требования. К примеру, права на получение помощи для развития, иными словами, права на установление равенства в материальном смысле не существует. Принцип равенства закрепляет лишь положение о том, что в одинаковой ситуации все государства обладают равными правами (например, равным правом на рыболовство в экстерриториальных водах). Указанный принцип не запрещает определять в договорном порядке преимущественные позиции: например, предоставлять широкие привилегии определенным членам Совета Безопасности ООН; относиться к обязанностям индустриальных государств строже, чем развивающихся стран (в области охраны окружающей среды); ориентироваться на вес голосов в международной организации, учитывая финансовый вклад государств-членов <162>.

-------------------------------- <161> О праве на равенство см.: Anand. Sovereign Equality of States in International Law, RdC 197

75. Запрещение применения силы, направленной "против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства" (п. 4 ст. 2 Устава ООН), составляет третье основное правило международного права <163>. Это правило обозначает решающее изменение по отношению к "классическому" международному праву и не может быть ограничено "расширительным" толкованием Устава ООН. Согласно ст. 51 Устава ООН применение силы допускается в форме быстрого реагирования только в целях самообороны (индивидуальной или коллективной) в случае "вооруженного нападения", то есть в случае особо грубого применения силы, а также для обороны государства от нападения вторгшихся на его территорию морских, воздушных судов или подразделений армии и полиции <164>. Такой односторонний "запасной" вариант требует соблюдать принцип соразмерности <165>. Заключенные в результате применения силы договоры ничтожны (ст. 52 Венской конвенции о ПМД). При формулировании п. 4 ст. 2 Устава ООН весной 1945 года было отклонено предложение по включению в понятие силы также невоенных, например экономических, мер <166>. В то же время запрещение политического и экономического давления содержится в преамбуле Декларации ООН о принципах международного права 1970 года и в положении о принципе невмешательства <167>; тем не менее Декларация как таковая не создает соответствующее новое право <168>.

--------------------------------

<163> Устав Лиги Наций включал ограниченное запрещение ведения войны в силу закрепленного в ст. 10 и абз. 1 ст. 12 понятия "незаконная" война. Затем, в Пакте Бриана-Келлога от 27.08.1928 стороны Пакта в принципе отказались от войны как средства политики. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН расширяет названный запрет, принципиально запрещая любое применение или угрозу применения силы в межгосударственных отношениях. Это всеобщее запрещение применения силы закреплено в качестве нормы общего международного права.

<164> Коллективные действия согласно гл. VII Устава ООН образуют второе исключение из правил о запрещении применения силы по Уставу ООН. Такое объединение сил предусматривает вмешательство СБ, на который возлагается первичная ответственность за поддержание международного мира; таким образом, любой постоянный член СБ может предотвратить применение силы (наложением вето).

<165> Принцип пропорциональности играет особо важную роль в праве реторсии. См.: Раздел 7. Шредер. Абзац 108 и след.

<166> Преамбула Устава ООН недвусмысленно упоминает "вооруженную силу" (armed force); только о ней речь идет в ст. 44 Устава ООН. Таким образом, в части запрещения применения силы Устав ООН, как и общее международное право, запрещает лишь военную силу.

<167> Рез. ГА ООН N 2625 (XXV), декларативная часть 9: "...напоминая об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или иной формы давления, направленного против политической независимости... любого государства...". См. абз. 76 наст. разд.

<168> См.: Graf zu Dohna (Fn 154) 241ff. Однако Декларация может использоваться (и используется) при толковании запрещения силы.

76. С принципами суверенного равенства и запрещения применения силы тесно связано запрещение вмешательства во внутренние дела государства, и это четвертое основное правило международного права <169>. Указанное запрещение, предусматривающее, что государства-члены не могут быть принуждены к передаче подобных дел на урегулирование в рамках Устава ООН, выходит за пределы запрещения применения силы. Подрывная деятельность, например, в виде экономического, политического или иного давления в целях получения преимуществ запрещена. Таким образом, все попытки применить методы принуждения (methods of coercion) в отношении другого государства, чтобы подчинить его поведение чужой воле <170>, подпадают под запрет. Юридическая оценка при условии такой широко сформулированной главной посылки не всегда дает однозначные результаты <171>. К примеру, дискуссионным остается вопрос, насколько ограничено запрещение вмешательства в обстоятельствах гражданской войны <172>. В целом требует детального разъяснения проблема разумных различий между разрешенным политическим влиянием и запрещенным вмешательством во внутренние дела государства <173>.

-------------------------------- <169> В отношении самой ООН см. формулировку принципа невмешательства в п. 7 ст. 2 Устава

ООН. <170> Разумеется, международный договор может касаться также "дел, входящих во внутреннюю

компетенцию государств, например, положения с правами человека в каком-либо государстве. Реализация прав по такому договору, например права контроля над соблюдением прав человека, не нарушает принципа запрещения вмешательства. Объем внутренней компетенции (domestic jurisdiction) зависит от соответствующего состояния международного права; разные государства могут обладать различным объемом внутренней компетенции. См.: Paulus (Fn 60) 315ff.

<171> "Даже прекращение поставок (эмбарго на поставку нефти 1974 г.) используется... в качестве внешнеполитического оружия", так же как и разрыв дипломатических отношений (доктрина Халлштайна). См.: Tomuschat. , Sp 3885.

<172> О признании повстанцев см.: Talmon. Recognition in International Law, 2000, 215ff; о запрещении вмешательства во внутренние дела государства посредством содействия вооруженной оппозиции, намеревающейся осуществить переворот, см.: ICJ Reports 1986, 14 § 254ff (Nicaragua).

<173> Формулировка, подобная положению Декларации ООН 1970 г., позволяющая подвести под запрет на вмешательство во внутренние дела любое межгосударственное вмешательство, противоречит международному праву. См.: Graf zu Dohna (Fn 154) 134. Например, гуманитарная помощь, лишенная дискриминации, не относится к противоправному вмешательству. Принятие органами ООН мер внутренней компетенции также не считается вмешательством по смыслу п. 7 ст. 2 Устава ООН.

77. В строгой корреляции с перечисленными основными правилами находится обязательство по мирному разрешению международных споров (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2, п. 1 ст. 33 Устава ООН). Это пятое основное правило содержится в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года <174>. Одновременно оно базируется на многочисленных договорах, в том числе и на Европейской конвенции о мирном урегулировании споров 1957 года <175>. Общая обязанность по разрешению споров в судебном производстве или их урегулированию в третейском суде, то есть с помощью третьей беспристрастной стороны, не выработана. Соответствующая процедура по изменению существующих международных структур без применения силы частично предусмотрена ст. 14 Устава ООН <176>.

--------------------------------

<174> Более подробно см.: Neuhold. Internationale Konflikte, 1977, 45ff. См. также: Раздел 7. Шредер. Абзац 53 и след.

<175> Большое значение имеет I Гаагская конвенция о мирном разрешении международных споров от 18.10.1907. См.: Fontes III/1, 558. В соответствии с гл. VI Устава ООН государства-члены также обязаны добросовестно разрешать споры мирными средствами (п. 2 ст. 2 Устава ООН).

<176> См.: . Friedlicher Wandel, in: Handbuch VN, 191 (194).

78. Право народов на самоопределение образует шестой основной принцип <177>. Первоначально упомянутое в п. 2 ст. 1 Устава ООН лишь в качестве цели всемирной организации <178> самоопределение, юридическое понятие которого содержится в идентичных статьях под номером 1 Пактов ООН о правах человека 1966 года, является коллективным правом, принадлежащим "всем народам", на (ограниченную) автономию: "В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие". Господствующее мнение в принципе отвергает право народов на одностороннее решение вопроса о выходе из функционирующего государства, то есть право на сецессию части государства <179>. Например, Даниэль Тюрер считает, что право на самоопределение, форма и последствия которого являются спорными, с точки зрения взаимосвязи с другими правилами требует более широкого понимания, чем раньше: оно должно рассматриваться как часть общего международного правопорядка <180>. К названному правопорядку относится также территориальная неприкосновенность государств (и запрещение применения силы). Так, в п. 2 ст. 1 Устава ООН самоопределение обозначено как мера "укрепления всеобщего мира"; таким образом, подчеркивается его инструментальный, имманентно ограниченный характер.

--------------------------------

<177> Об этом см.: Neuhold/Simma (Fn 3) 16ff, 43ff . В практике ООН право на

самоопределение (см. ст. 55 Устава ООН) на протяжении десятилетий было направлено на предоставление независимости территориям, находившимся под колониальным господством западных держав; в этом отношении субъект права был однозначно определен. В перечне ООН и сейчас отмечены 16 колоний, 11 из них в британском подчинении, и единственная из них находится в Европе (Гибралтар).

<178> Устав ООН и Декларация ООН 1970 г. не разъясняют ни вопрос о носителе прав - субъекте права "народ", ни вопрос о способах и процедурах, например по наблюдению за реализацией самоопределения. Органам ООН остается по своему усмотрению толковать эти вопросы. По господствующему мнению, право народов на самоопределение имеет характер erga omnes. О практике Международного суда ООН см.: , Kompendium, 358, 536, insbes 600. См. также примеч. 284.

<179> См.: Tomuschat. , Sp 3885. О редких исключениях Тюрер говорит следующее: "Если режим виновен в грубом нарушении прав человека, направленном против народа, угрожающем его существованию или культурной идентичности, то в настоящее время уже не представляется возможным отрицание права этого народа на отделение как ultima ratio основного принципа прав человека". См.: (Fn 177) 50.

<180> См.: Neuhold/Simma (Fn 3) 46ff . Разумеется, "мир", основывающийся на насильственном отказе в предоставлении права на самоопределение, не является миром.

79. Принцип сотрудничества государств (п. 3 ст. 1, ст. ст. 11, 13, 55, 56 Устава ООН) является седьмым принципом международного права. Правило, закрепляющее необходимость кооперации, на которое оказала влияние основополагающая идея международной солидарности, играет роль, например, в международном экономическом праве, в частности в случае оказания помощи странам, индустриально менее развитым <181>. Указанный принцип стал основной идеей создания ООН; в этом контексте также следует учитывать принцип государственного суверенитета. Государства обязаны сотрудничать вне зависимости от их политических систем прежде всего в целях сохранения всеобщего мира, соблюдения прав человека и выполнения мер, предпринятых ООН <182>. Международная система в этом отношении предстает "организованной в качестве правового сообщества множественностью государств, у которых в силу их связанности возникли [также] взаимные обязанности по оказанию помощи и поддержки" <183>.

--------------------------------

<181> Конкретные обязанности по оказанию помощи или особая ответственность не вытекают из принципа сотрудничества государств. Они возникают на основании международных соглашений (например, об определенных механизмах финансирования защиты климата) или посредством других форм добровольного принятия на себя обязательств.

<182> Система мира, которая является целью Устава ООН, означает больше, чем неприменение силы. Она недостижима без сотрудничества государств, глубоко заинтересованных в реализации прав человека, политики оказания помощи развивающимся странам, охраны окружающей среды и bona fides.

<183> См.: Tomuschat. , Sp 3886. Не существует механизма принятия решения большинством голосов, "таким образом, это не может привести к принудительному перераспределению". О возрастающей кооперации в сфере международного права охраны окружающей среды см.: Kreuter-Kirchhof (Fn 162) 538ff.