Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен УП (Общая + Особенная части) 2022.docx
Скачиваний:
85
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
8.33 Mб
Скачать

Теория преступления

Основной объект преступного посягательства - половая свобода и половая неприкосновенность, т.е. независимость женщины в сфере ее интимных отношений, ее неоспоримое право самостоятельно решать вопрос о вступлении (невступлении) в близкие отношения с мужчиной. В случае изнасилования несовершеннолетней (малолетней) объектом преступления помимо половой свободы и неприкосновенности выступают нормальное физическое, половое и нравственное развитие потерпевшей.

Дополнительный объект - честь, достоинство женщины, в наиболее опасных случаях - физическое (психическое) здоровье женщины или ее жизнь.

Объективная сторона изнасилования выражается в половом сношении мужчины с женщиной с применением к последней или к другому лицу насилия, угрозы его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Основной состав преступления формальный.

Изнасилование следует считать оконченным в момент начала полового акта. Окончания полового акта в физиологическом смысле не требуется.

Покушением на изнасилование, при доказанности данного намерения у виновного, могут быть признаны такие действия, как раздевание потерпевшей, ее избиение и т.п.

Субъективная сторона изнасилования предполагает прямой умысел. Виновный осознает, что совершает половое сношение вопреки воле и согласию женщины, используя насилие, угрозу его применения либо беспомощное состояние потерпевшей, и желает его совершить

Субъектом преступного посягательства в качестве непосредственного исполнителя может быть лишь вменяемое лицо мужского пола, достигшее к моменту совершения преступления 14-летнего возраста. Женщина может выступать в роли организатора, подстрекателя или пособника рассматриваемого преступления. Если она участвует в преодолении сопротивления потерпевшей, ее следует признать соисполнителем изнасилования.

Действия лица, добившегося согласия женщины на совершение полового акта путем обмана или злоупотребления доверием, угрозы совершения каких-либо ненасильственных действий, например путем заведомо 8ложного обещания вступить с ней в брак, под угрозой оглашения позорящих сведений о ней или ее близких, уничтожения, повреждения или изъятия имущества и т.п., не могут рассматриваться как изнасилование. В некоторых случаях такие действия могут образовать состав преступления, предусмотренный ст. 133.

Насилие выражается в нанесении побоев, телесных повреждений, связывании и других действиях, сопряженных с причинением физической боли либо ограничением свободы. Насилие может быть применено к потерпевшей или к другим, в том числе посторонним, лицам.

Изнасилование или покушение на изнасилование, сопровождавшееся нанесением побоев, причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшей, подлежит квалификации по ч. 1 данной статьи. Дополнительной квалификации по другим статьям о преступлениях против личности не требуется.

В случае, если причинение вреда здоровью произошло после совершения изнасилования, имеет место реальная совокупность преступлений, предусмотренных коммент. статьей, и соответствующего преступления против личности.

Неосторожное причинение потерпевшей тяжкого вреда здоровью квалифицируется по п. "б" ч. 3 коммент. статьи и дополнительной квалификации не требует.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей квалифицируется по соответствующей части ст. 131 и по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 111 УК.

Действия лица, умышленно причинившего в процессе изнасилования тяжкий вред здоровью, повлекший по неосторожности смерть потерпевшей, при отсутствии других квалифицирующих признаков следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 131 и ч. 4 ст. 111.

Неосторожное причинение смерти потерпевшей квалифицируется по п. "а" ч. 4 коммент. статьи и дополнительной квалификации по ст. 109 не требует.

Убийство потерпевшей в процессе изнасилования, после его окончания в целях сокрытия совершенного преступления, либо по мотивам мести за оказанное сопротивление квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных п. "к" ч. 2 ст. 105 УК и ч. 1 ст. 131, либо по соответствующим частям этих статей, если изнасилование совершено, например, в отношении несовершеннолетней либо группой лиц и т.п.

Суды в некоторых случаях неверно квалифицируют как реальную совокупность преступлений нетипичные формы насильственных действий. Подобную ошибку допустил Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области по УД в отношении Закирова и Дергунова, осужденных по п. "б", "в" ч. 2 ст. 131, п. "б", "в" ч. 2 ст. 132, п. "а" ч. 2 ст. 126 Уголовного кодекса РФ. Изменяя приговор, Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ указала, что по смыслу закона при изнасиловании умыслом виновного охватывается как конечная цель преступления - половое сношение с женщиной вопреки ее воле и согласию, так и действия по достижению этой цели с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Судом установлено, что Закиров и Дергунов вступили в предварительный сговор на изнасилование А. С этой целью, проникнув к ней в квартиру, заставили ее одеться и, удерживая за руки, угрожая убийством, а также физической расправой над ее родственниками, вывели потерпевшую из подъезда, посадили в автомобиль Закирова и удерживали ее вплоть до окончания своих преступных действий, связанных с изнасилованием.

Таким образом, действия виновных по захвату и перемещению потерпевшей помимо ее воли охватывались объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 131, и являлись формой насилия, примененного к потерпевшей. Умысла на похищение человека у осужденных не установлено, и доказательств этому в приговоре не приведено. Учитывая изложенное, судебные решения в части осуждения Закирова и Дергунова по п. "а" ч. 2 ст. 126 отменены

В то же время, если имело место насильственное удержание потерпевшей в течение необоснованно продолжительного времени, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 131 и 127.

В тех случаях, когда несколько половых актов не прерывались либо прерывались на непродолжительное время и обстоятельства совершения изнасилования свидетельствовали о едином умысле виновного лица на совершение указанных тождественных действий, содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление.

Если умыслом лица охватывается совершение им (в любой последовательности) изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении одной и той же потерпевшей, содеянное следует оценивать как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132. При этом для квалификации содеянного не имеет значения, был ли разрыв во времени в ходе совершения в отношении потерпевшей изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

Изнасилование предполагает использование не только физического, но и психического насилия. Под угрозой, применяемой в качестве средства подавления сопротивления потерпевшей, понимаются угрозы применить физическое насилие к потерпевшей или к другим лицам. Угрозы иного рода не образуют состава данного преступления

Угроза насилием выражается в угрозе любым насилием - от побоев до убийства. Форма выражения угрозы может быть различной - слова, жесты, демонстрация оружия и т.п. При этом угроза должна быть реальной, т.е. не дающей оснований сомневаться в том, что в случае невыполнения предъявленных требований она будет реализована. В то же время не имеет значения, имел ли виновный намерение на самом деле осуществить угрозу или же рассчитывал исключительно на психологическое воздействие.

Изнасилование следует признавать совершенным с использованием беспомощного состояния потерпевшей в тех случаях, когда она в силу своего физического или психического состояния (слабоумие или другое психическое расстройство, физические недостатки, иное болезненное либо бессознательное состояние, малолетний или престарелый возраст и т.п.) не могла понимать характер и значение совершаемых с нею действий либо оказать сопротивление виновному и последний, вступая в половое сношение, сознавал, что потерпевшая находится в беспомощном состоянии.

При оценке обстоятельств изнасилования потерпевшей, находившейся в состоянии опьянения, - говорится в п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2004 N 11, - следует исходить из того, что беспомощным состоянием может быть признана лишь такая степень опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, которая лишала потерпевшую возможности оказать сопротивление насильнику.

Беспомощным состоянием должна признаваться и такая степень опьянения, которая лишала потерпевшую возможности понимать характер и значение совершаемых с нею действий.

Для признания изнасилования совершенным с использованием беспомощного состояния потерпевшей не имеет значения, привел ли женщину в такое состояние сам виновный, например напоил спиртными напитками, дал наркотики, снотворное и т.п., или же она находилась в беспомощном состоянии независимо от его действий.

Групповое изнасилование (п. "а" ч. 2) имеет место в тех случаях, когда оно совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Изнасилование является групповым не только в связи с поведением тех лиц, которые совершали насильственный половой акт с потерпевшей, но и тех, кто им (или ему) содействовал путем применения физического или психического насилия.

Такое положение объясняется своеобразием объективной стороны рассматриваемого преступления, включающей в себя и половое сношение, и применяемое к жертве насилие. Действия тех лиц, кто содействовал изнасилованию советами, указаниями, предоставлением помещения, орудий и т.п., не участвуя непосредственно хотя бы в частичном выполнении объективной стороны преступления, не образуют сами по себе рассматриваемого признака и квалифицируются по соответствующей части комментируемой статьи со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

Указанное правило не распространяется на случаи изнасилования организованной группой, действия любого участника которой, независимо от выполненной роли, квалифицируются по п. "а" ч. 2 статьи. Изнасилование считается групповым как в тех случаях, когда несколькими лицами подвергаются сексуальному насилию одна или несколько потерпевших, так и в тех случаях, когда виновные, действуя согласованно и применяя физическое насилие или угрозы в отношении нескольких женщин, затем совершают половой акт каждый с одной из них

Изнасилование следует признавать совершенным с особой жестокостью (п. "б" ч. 2), если в его процессе потерпевшей или другим лицам умышленно причинены физические или нравственные мучения и страдания.

В частности, особая жестокость может выражаться:

а) в издевательстве и глумлении над потерпевшей;

б) в истязании в процессе изнасилования;

в) в не вызываемом необходимостью в связи с отсутствием сопротивления причинении телесных повреждений; г) в совершении изнасилования в присутствии родных и близких; д) в специфическом, особо мучительном способе преодоления сопротивления. Во всех этих случаях необходимо установить умысел виновного на причинение потерпевшей и иным лицам особых мучений и страданий.

Изнасилование следует признавать совершенным с особой жестокостью (п. "б" ч. 2), если в его процессе потерпевшей или другим лицам умышленно причинены физические или нравственные мучения и страдания.

В частности, особая жестокость может выражаться:

г) в совершении изнасилования в присутствии родных и близких;

д) в специфическом, особо мучительном способе преодоления сопротивления.

Во всех этих случаях необходимо установить умысел виновного на причинение потерпевшей и иным лицам особых мучений и страданий.

Для квалификации по п. "в" ч. 2 необходимо установить не только факт заражения потерпевшей венерической болезнью (например, сифилисом, гонореей) в результате изнасилования, но и осведомленность самого виновного о наличии у него соответствующего заболевания.

Психическое отношение виновного к заражению потерпевшей должно выражаться в прямом или косвенном умысле, при этом дополнительной квалификации по ст. 121 УК РФ не требуется (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 11).

Соответственно, неосторожное заражение потерпевшей венерическим заболеванием не образует рассматриваемого признака и при наличии к тому оснований должно квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных, например, ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 121 УК РФ.

Для вменения п. "а" ч. 3 либо п. "б" ч. 4 необходимо знание виновным о несовершеннолетии потерпевшей или, соответственно, недостижении ею возраста 14 лет. Источник осведомленности виновного о возрасте потерпевшей значения не имеет.

В законе предусматривается повышенная ответственность за изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей (п. "а" ч. 4), причинение ей по неосторожности тяжкого вреда здоровью, заражение ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия (п. "б" ч. 3).

Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшей, равно как и иные тяжкие последствия, к которым, например, следует относить самоубийство женщины или ее близких, только в тех случаях охватываются комментируемой статьей, когда виновный относился к ним неосторожно.

Соседние файлы в предмете Уголовное право