Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / KP_obsaq_hastq-1.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
1.81 Mб
Скачать

1. Материальное распределение компетенции

Что касается прежде всего материального распределения компетенции, то во всяком союзном государстве существуют такие области государственной деятельности, которые исключительно предоставлены власти союзного государства, затем такие области, где развивается конкурирующая деятельность союзного государства и государства-члена, и, наконец, такие области, которые всецело предоставлены отдельным государствам.

Исключительная компетенция власти союзного государства распространяется в большинстве случаев на области, касающиеся государственной мощи всей нации: на военное дело, военный флот, средства сообщения, управление почт и телеграфов, монетное дело, установление мер и весов, а иногда и на железные дороги (как в Швейцарии, ст.26), дороги на внешнее представительство и пошлины.

Сфера, предоставленная власти государства-члена, достигает наибольшей широты в народно-суверенных союзных государствах. Этому способствует повсюду повторяющаяся формула, по которой вес права, не делегированные власти союзного государства, предоставлены власти отдельного государства (X поправка к конституции Амер. Союза; ст. 3 швейцарской союзной конституции; Мексика, ст. 117; Аргентина, ст. 104; Бразилия, ст. 65, п. 2). Аналогичные определения имеются в конституции парламентарных союзных государств Венесуэлы (ст. 103) и Австралии (ст. 107). Напротив, в Германской империи такой оговорки нет, но все же считается общепризнанным, что организация конституции и административного права, поскольку она служит задачам управления отдельных государств, является делом государства-члена. Соответственно сущности конституционно-союзного государства, исходящего из суверенитета монарха, а не — как народно-суверенное союзное государство — из деления суверенитета на союзный и партикулярный, область неприкосновенности государства-члена сосредоточивается преимущественно на пункте невмешательства союзной власти в осуществление монархического суверенитета отдельного государства, проявляющегося главным образом в организации управления.

Народно-суверенное союзное государство отнюдь не обнаруживает такой боязни перед вмешательствами в конституционное и административное право отдельного государства. Во всех относящихся сюда конституциях встречается формула, которая гарантирует со стороны союзного государства республиканский государственный строй в каждом отдельном государстве (Амер. Союз, ст. IV, разд. 4; Швейцария, ст. 5; Мексика, ст. 109; Аргентина, ст. 5; Бразилия, ст. 63; Венесуэла, ст. 7, п. 1). Невзирая, однако, на это, народно-суверенные союзные конституции иногда вторгаются и в конституционную сферу государства-члена, гарантируют наличность коммунального самоуправления в отдельных государствах, так это, например, в Бразилии (ст. 68) и Венесуэле (ст. 7, п. 3), или же объявляют губернаторов отдельных штатов агентами национального правительства для проведения конституционных основ союзного государства, как, например, и Аргентине (ст. 110), или же в случае нарушения конституционного порядка в отдельном государстве (штате) назначают туда особого губернатора, как, например, в Мексике (см. ст. 72 союзной конституции...), либо, наконец, гарантируют права свободы, которые не должны быть игнорируемы конституциями отдельных государств, что, по примеру Сев.-Амер. Союза, и устанавливают все народно-суверенные союзные государства. Таким образом, видно, что разграничение сфер между компетенцией союзного государства и компетенцией государства-члена проведено различно в народно-суверенных и конституционно-монархических союзных государствах. В первых считается неприкосновенным... народный суверенитет отдельного государства, в последних — суверенитет монархов.

Соседние файлы в папке учебный год 2023