Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / ИОГП 2 семестр (116 группа + Полина) (1).docx
Скачиваний:
62
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
8.89 Mб
Скачать

43. Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве в период Великой Отечественной войны

Уголовное право. ВОВ повысила общественную опасность преступлений и потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений, специфичные для военного времени.

Особую опасность представляли государственные преступления: измена, шпионаж, диверсия и др. Хотя следствие и суд руководствовались довоенным Положением о преступлениях государственных 1927 г., судебная практика ВОВ расширила толкование понятия «военная обстановка», повысив ответственность за государственные преступления. Таковой считалась обстановка, создавшаяся во время войны во всей стране, независимо от близости фронта к месту совершения преступления.

В рамках борьбы с дезинформацией Президиум ВС СССР издал 6 июля 1941 г. Указ «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», согласно которому это преступление каралось тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, а при отягчающих обстоятельствах и суровее.

Большую опасность представляло разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Поэтому Указом Президиума ВС СССР от 15 ноября 1943 г. усиливалась ответственность за разглашение — лишение свободы сроком до 10 лет.

Ужесточена борьба с хищениями государственной и общественной собственности. В годы ВОВ широкое распространение получил Закон от 7 августа 1932 г. («о трёх колосках»). Велась борьба с разбазариванием скота колхозов и совхозов во время его эвакуации. Погонщики и торговцы скотом рассматривались как расхитители собственности, а покупатели — как недобросовестные покупатели. Уделялось особое внимание борьбе со спекуляцией продовольственными карточками.

Нарушителей режима местной ПВО осуждали к лишению свободы на срок не ниже 6 месяцев, вплоть до расстрела.

Пресекались нарушения правил учета и передвижения военнослужащих и призывников. Виновные наказывались лишением свободы на срок не менее 1 года, лица начальствующего состава — не менее 2-х. К ответственности привлекались уклоняющиеся от всеобуча. Виновные в сокрытии или порче трофейного имущества на освобожденных территориях подлежали штрафу до 3 тыс. рублей или лишению свободы на срок до 6 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах — наказанию вплоть до расстрела.

Усилена охрана личной собственности граждан. Пленум Верховного Суда СССР 8 января 1942 г. разъяснил, что кража личного имущества, совершенная во время воздушного налета или при эвакуации населенного пункта подпадает под признаки кражи, совершенной во время пожара, наводнения или другого стихийного бедствия. Лишением свободы сроком до 2-х лет каралась кража с индивидуальных огородов и порча посевов.

Очень важным и актуальным был вопрос об уголовной ответственности захватчиков за совершенные ими военные преступления против военнопленных и мирных граждан. Заявление СНК от 14 октября 1942 г. указывало, что специальному международному трибуналу и наказанию по всей строгости уголовного закона должен быть предан каждый из фашистских главарей, оказавшийся в руках государств, борющихся против Германии. Указом Президиума ВС СССР от 19 апреля 1943 г. устанавливалось, что дела о злодеяниях немецких захватчиков, совершенных на оккупированной территории СССР, рассматриваются советскими судами. В качестве наказания могли применяться смертная казнь через повешение или ссылка на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.

При этом усиливался общепредупредительный характер наказания. Часто осужденным военнослужащим и военнообязанным предоставлялась возможность искупить свою вину на фронте. Широко практиковалась судебная отсрочка в отношении таких осужденных, с их направлением в действующую армию. Проявивших себя стойкими бойцами осужденных освобождали от наказания со снятием судимости.

Уголовно-процессуальное право. ВОВ потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Утвержденное Указом Президиума ВС СССР 22 июня 1941 г. Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, установило новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами. Они могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому. Их приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены лишь в порядке надзора.

О каждом приговоре к высшей мере военный трибунал должен был незамедлительно сообщать председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору ВМФ. Приговор о расстреле приводился в исполнение, если от председателя Военной коллегии Верховного Суда или соответствующего прокурора в течение 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановлении исполнения приговора.

По отдельным категориям дел, связанным с нарушением законодательства о трудовой мобилизации, о самовольном уходе с предприятий, о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней и по ряду других предварительное следствие не производилось. Были сокращены сроки расследования по фактам уклонения от призыва в армию, спекуляции в торговле и промтоварными карточками.

В период ВОВ продолжались беззакония и необоснованные репрессии против граждан. Т.к. часть осужденных за общеуголовные преступления отправляли на фронт, возрос удельный вес политзаключенных в общем количестве заключенных, т.к. им такой возможности не предоставляли.

Внесены изменения в судопроизводство и по гражданским делам. 30 августа 1941 г. постановлением Пленума Верховного Суда СССР были приостановлены производства по всем гражданским делам в отношении военнослужащих. Им же был определен порядок приостановления дел указанной категории.

В годы ВОВ суды провели огромную работу по установлению юридически значимых фактов. При рассмотрении дел суды руководствовались как нормами ГПК республик, так и новыми НПА, например, Указом Президиума ВС СССР от 14 марта 1945 г. при установлении факта брачных отношений. Приказом НКЮ СССР от 23 мая 1945 г. был определен порядок восстановления утраченных в связи с обстоятельствами военного времени документов, что имело огромное значение для многих пострадавших граждан.