Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / Экзамен ИГПЗС.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
923.01 Кб
Скачать

Правовое положение основных групп населения и правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде

Салическая правда - наиболее известный правовой памятник из категории так называемых «варварских правд». Варварскими правдами в историко-правовой науке называют юридические сборники эпохи Раннего Средневековья, состоящие большей частью из записей норм обычного права. Первоначальный текст Салической правды был составлен в конце V - начале VI века. Дошедший до нас текст является более поздним вариантом данного сборника. Ученые датируют рукописи, содержащие его, VIII-IX веками. Этот вариант в какой-то степени отличается от первоначального.

Основной фигурой Салической правды является свободный франк. Содержание Салической правды заставляет сделать вывод о том, что в ее времена франки были организованы в поселения (виллы) общинного типа. Однако содержание не позволяет сказать что-либо определенное о характере франкской общины, поэтому в этом вопросе ученые расходятся во мнениях. Историк А. И. Неусыхин писал: «Деревня представляла собой общину и притом земледельческую общину». По мнению А. Я. Гуревича, «община франкского периода была еще весьма далека от своего юридического оформления». Салическая правда не содержит никаких указаний на существование общинного самоуправления.

Текст Салической правды не отражает социальной структуры франкского общества во всем ее объеме. Его содержание составляют правовые нормы, действовавшие на уровне небольших франкских поселений, объединенных в общины. Салическая правда довольно подробно регламентирует правовой статус свободных франков и некоторых групп зависимого населения. Есть в ней нормы, закрепляющие правовое положение отдельных должностных лиц королевского управления. Но здесь отсутствуют нормы, регламентирующие правовой статус представителей высшего слоя франкского общества - франкской знати. Между тем о существовании среди франков такой социальной группы прямо говорится в первом прологе к Салической правде.

Титул XXIV данного правового сборника содержит упоминания о длинноволосом мальчике. Как известно, длинные волосы были у франков эпохи Меровингов признаком принадлежности к знатному роду. Григорий Турский, автор хроники «История франков», писал о том, как франки «избрали себе длинноволосых королей из своих первых, более знатных родов». Длинные волосы, спускавшиеся на плечи, носили у франков только члены королевского рода Меровингов, рядовые же франки должны были носить обрезанные, короткие волосы.

Тем не менее, Салическая правда показывает достаточно сложное по своему составу общество, в среде которого имеются значительные различия индивидов в правовом статусе, - общество, где существует строго определенная социальная иерархия.

Салическая правда указывает на наличие у франков таких социальных групп. как служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько социально-экономическими, сколько социально-правовыми и были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Наряду с этническим, важным фактором, влияющим на правовые различия у франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

В памятниках права франков не упоминается о родовой знати. Можно предполагать, что родовая знать слилась со служилой знатью - королевскими дружинниками. Хотя в памятниках права франков и не упоминается о родовой знати, но в них говорится о богатых и бедных, лучших и худших людях. В них также перечисляются люди, состоящие в частной зависимости, - ремесленники, живущие при дворе знатного человека, его слуги. Из этого можно заключить, что франкская знать обладала значительными земельными владениями с живущим на них зависимым населением.

Наряду со знатью следует поставить духовенство. Франкские короли в своей государственной деятельности искали поддержки в церкви, наделяя ее обширными земельными владениями и привилегиями, например, изъятием дел, возникавших между духовными лицами из юрисдикции светских судов.

Следующую ступень занимали свободные люди, составлявшие основную массу населения. Они были как земледельцами, так и воинами.

В V-VI веках у франков сохранились еще общинно-родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты. Наиболее ярко социально-классовые различия проявлялись в положении рабов. Рабы стояли на низшей ступени общества. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных (X, 1); за преступления, совершаемые рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабом влекли за собой потерю для первых свободы.

Возникновение класса полусвободных (литов) недостаточно выяснено. Полусвободные литы, жизнь которых оценивалась в 100 солидов, то есть половиной вергельда свободного («цена жизни по рождению»), были, скорее всего, пришлыми «чужаками». Они представляли собой неполноправных жителей общины франков, находящихся в личной и материальной зависимости от своих господ. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать вместе с франками в военных походах, но, как и раб, лит был не свободен, он мог получить свободу у своего господина, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например, смертная казнь за похищение свободного человека. Как сервы, так и литы находились в личной зависимости от своего господина. За отпуск чужого раба или лита предусматривались существенные штрафы. В Салической правде говорится и о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах), обслуживающих зажиточные хозяйства.

Нормы Салической правды распространялись не только на салических франков, но и на проживавших среди них представителей других германских племен и даже на римлян. Служилая франкская знать все больше укрепляет свои позиции в качестве правящего социального слоя, стоящего над обществом. Эта верхушка пополняется и представителями галло-римской аристократии, которые переходят к франкским королям на службу при дворе, в местных органах власти, входят в ряды церковных иерархов. Привилегированный статус высшего слоя галло-римлян (сотрапезников короля) был узаконен Салической правдой. Вергельд за убийство сотрапезника был в полтора раза выше вергенльда, назначаемого за рядового свободного франка. В то время как вергельд за римского крестьянина-налогоплательщика («трибутария») был почти в 5 раз ниже.

Социальные и правовые различия свободных, среди которых выделялись зарождавшаяся служилая знать, королевские сотрапезники, служители церкви. На особом положении находилось ближайшее окружение франкского короля - дружинники, так называемые антрустионы, вне зависимости от их происхождения. Такого рода межличностные связи между королем и его приближенными дали толчок к формированию личностно-поземельных отношений вассалитета-сюзеренитета, лежащих в основе западноевропейского феодализма.

Важной отличительной чертой Салической правды является всемерная защита жизни, здоровья, чести свободной женщины, свидетельствующая о стремлении франков сохранить свою гомогенность среди покоренного населения. Дети, совершившие преступление в возрасте до 12 лет, не несут ответственности, с них не взыскивается никакого «fretus», то есть штрафа, уплачивавшегося взамен родовой мести. Если кто лишит жизни ребенка в утробе матери раньше, чем он получит имя, присуждается к уплате половины вергельда.

Значительная часть норм Салической правды посвящена защите того или иного имущества - преимущественно домашнего скота, но также и земельных участков. Все они свидетельствуют о том, что франки вели достаточно интенсивную хозяйственную деятельность, и что в их среде уже вполне укоренились представления и о праве владения, и о праве собственности, хотя при этом отсутствовали специальные термины для обозначения данных правовых институтов. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество к франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве франков; скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства.

По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди. Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд. Кража с нападением и истреблением сторожевых собак, увозом на телеге значительной части домашнего имущества влекла за собой штраф в 200 солидов, равный вергельду за убийство свободного.

Салическая правда свидетельствует и об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Аллод как отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение, сложившееся в процессе разложения общинной собственности на землю, лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения будущих феодалов, с другой - земельного держания зависимых от них крестьян.

В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставится вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду. По-иному решался этот вопрос на основании эдикта короля Хильперика: земля по наследству могла переходить не только к сыновьям, но и дочерям, братьям, сестрам умершего.

О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствует также титул «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Однако, если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протеста против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом. Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

При рассмотрении процедуры аффатомии необходимо иметь в виду, что у салических франков, как и у других германских племен, отсутствовала в то время в наследственном праве свобода завещания, то есть индивид не мог завещать свое имущество тем, кому желал его оставить после своей смерти. Поэтому имущество умершего переходило независимо от его воли к тем, кто считался наследником по обычному праву. Римский историк Корнелий Тацит писал: «Однако наследниками и преемниками умершего могут быть лишь его дети; завещания у них неизвестны». Если же таковые отсутствовали, то указанное имущество переходило к его соседям.

В Салической правде в определенной мере восполнял этот пробел институт аффатомии - своеобразный договор дарения, который заключался в пользу третьего лица. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год после смерти собственника передать имущество назначенным наследникам. Аффатомия совершалась публично в сотенном собрании под председательством тунгина, с соблюдением строгой символической процедуры, которая должна была быть при передаче имущества наследникам клятвенно удостоверена «в присутствии короля или в судебном заседании» не менее чем тремя свидетелями. Передав посреднику право собственности на имущество, наследодатель сохранял право владения и пользования им до самой своей смерти. Таким образом, процедура, выступающая в Салической правде под названием аффатомия, не является по своей сути передачей имущества. В столь сложном характере дарения вещей можно видеть влияние старых запретов на отчуждение семейной собственности не члену семьи.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договора, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путем бросания другому лицу «в полу стебля» или передачи двери при продаже дома. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, в противном случае он мог быть объявлен вором.

Обязательства возникали из деликтов и из договоров. В Салической правде подробно рассматривается договор займа. Кредитор мог взыскивать долг непосредственно, минуя судебное заседание. Если должник «не пожелает выплатить по обязательству» после того, как кредитор востребует долг, явившись к его дому в сопровождении свидетелей, он призывался кредитором в суд (до трех раз, через неделю). При каждой неявке в суд с должника взыскивался штраф. Долг мог быть взыскан и с помощью графа и рахинбургов путем конфискации соответствующей части имущества должника. В этом случае треть долга шла графу.